Человек сам себе против воли в мыслях противится

                «Мы искали врага повсюду,а он оказался внутри нас»
                Вольф Юрген


«Его превосходительству,г-ну тайному советнику,сенатору,Императорского Московского университета,попечителю ордена Святые Анны 1-го класса кавалеру Павлу Ивановичу Голенищеву-Кутузову»
21 ноября 1812 года

Рапорт

Я отложил журнал и посмотрел в окно электрички,а ведь сейчас Москва похожа на Москву перед вторжением Наполеона.
Шумная Москва теперь испуганно полупуста.
Даже самые оживленные улицы выглядят голо без теперь без людей.Москву всегда ругают за многолюдность ,без людей это не тот город.Москве как городу очень шли иностранные болельщики. Они добавляли совсем чуть чуть беспечности в деловую хмурость москвичей.
Теперь это очень грустное воспоминание ,которое из цветного в памяти,теперь попало в архив и стало черно-белым.Так же как  воспоминание мирной жизни в кино про войну.

На Ярославском  вокзале только и разговоры о новом вирусе-короновирусе.

-Американцы запустили-говорят охранники .
-Путин перед референдумом придумал карантин
-Выгнали всех на карантин,а  на что жить?
-Полки в Ашане пустые,сама видела.

И так везде и всюду.

И вот Александров ,на гербе города лев в короне держит крест,стоя на тисках между двух наковален.Как тут не вспомнить Ивана Грозного с его пытками в Александровской слободе.Не те ли это тиски в которые он закручивал головы жертвам и не те ли это наковальни на которой он крошил им пальцы молотками?

В очереди на автостанции те же разговоры :

-Всех выгнали ,остались только дежурные слесаря. На месяц говорят ,к матери поеду в деревню.
-Прижало их,так к матери сразу бегут из Москвы своей.
-Зарплату платить конечно не будут,живи как хочешь!

Вот и мой автобус с бахромой на лобовом стекле.

Отрывок  из рапорта чиновника,1812 год:

«Когда уже август месяц изходил к концу,когда от приближения неприятеля к Москве сделалась большая тревога,то чиновники,а особливо рабочие люди,просили у меня жалованья  и задельных за месяц заслуженных,а естьли можно,то и вперед,тем более что по слухам,в некоторых присудственных местах роздано жалованье за треть вперед»

В окне мелькала промокшая за несколько дождливых дней и заунывная до полной безнадежности и абсолютной безвыходности  Владимирская область,как бы настраивая сразу того кто приезжает –«потерпеть  маненько»

Получается что перед захватом Москвы Наполеоном рабочим и чиновникам раздали жалованье за три месяца вперед?

Вот и конечная остановка и у автобуса и у меня -монастырь.

Первых кого я встретил приехав в монастырь были мои старые знакомые:

Пастушок(Сергей-юноша маленького роста,работает а скотном дворе) и Дионисий(Дениска –мой сосед по прошлой поездке. Оба  обросшие ,и я заметил это придает им некоторый религиозный оттенок и общий облик,монастырских подростков.
Сразу кажется что они пока меня не было изменились в лучшую,добрую сторону. Человек с длинными волосами вообще воспринимается как менее агрессивный и более того заведомо кажется интереснее чем есть на самом деле.

А в келье на этот раз моими соседями стали- Рома(парень лет 28 ,в третий раз приезжающий в монастырь. Третья попытка оказалась самая продолжительная, Рома живет в монастыре уже полтора года.

И Виталий Иванович –Ярославский мужичек лет 60,крохотный как и пастушок   и тоже обросший.Лицом и прической похожий на Левшу из одноименного мультика. Виталий Иванович ходит ,как бы всем почтительно кланяясь.

Тут же за чаем он Виталий Иванович коротко мне  рассказывает всю свою жизнь.
Рос в деревне у бабушки. Поступил учиться на машиниста, но что-то пошло не так и вот Виталий Иваныч проработал всю жизнь дворником.
Он говорил подкупая простотой и казалось что он не врет и ему сразу верилось.
 Не приукрашивая факты жизни, на которую ,несмотря на все его житейские беды он не в обиде и себя принимая таким каков есть он старался будто рассказать ,всё и сразу.,
-Сошелся с сожительницей с которой «нажил» трех,нет двух дочерей.Старшая дочь была у неё.
Слово сожительница он говорил как то презрительно,может и хотел сказать крепче,но это была граница Хуже сказать про нее он  не мог из за этой внутренней границы.
-Детей по  навету соседскому забрали в детдом. Хоть и «врачиха» была на суде была за нас ,и говорила :-«дети всегда были сытыми и умытыми в семье» а детей всё одно забрали.
-Пришли с работы,а детей нет!-заключил рассказ Виталий Иваныч и посмотрел в окно.

Квартиру доставшуюся от матери он переписал на старшую дочь «сожительницы» и потому когда она нашла себе другого мужика Виталий Иванович ушел.
-Я им мешать то не стал ,решил уйти!
 Ну а дальше были –Реабилитационные центы( «рабочий дом» как их называет Виталий Иванович)Московская ночлежка -армейская палатка, когда в  ней не хватало места,   была лавочка возле палатки на которой сидели те кто не успел занять койку внутри.
На скамейке было холодно и Виталий Иванович искал разные способы жить под крышей и спать на кровати.

В советское время бродяг которые жили на скамейке я видел только в фильмах.
«Здравствуйте !Я ваша тётя!»(там есть эпизод где героя которого играет Калягин,с лавочки выгоняет полицейский)
И конечно «маленький бродяга» в исполнении Чарли Чаплина.
Вот дожили, теперь передо мной сидит «маленький бродяга» Виталий Иванович-добрый ,смиренный и кроткий бездомный.
 В фильмах Чаплина у бродяги всегда есть надежда- любовь и деньги всегда как бы в перспективе(Огни большого города или Золотая лихорадка из ярких примеров)
У Виталия Ивановича в перспективе –спасение души. И ему повезло что он пришел, в конце концов в монастырь.

Наступил тихий монастырский вечер,Богослужение и созерцание службы.
Вышли из храма, а на улице звёздное небо! Живя в Москве отвыкаешь уже и от звезд и от чистого,не говоря уже что и от солнечного неба. Кажется как давно это было - «Солнечный круг,небо  вокруг,это рисунок мальчишки» А это оказывается и было и есть-солнце ,звёзды,чистый воздух,в каких то 100 километрах от Москвы.
Помолчали и Андрей( повар монастыря и мой хороший друг)сказал:

-Знаешь я сюда второй раз приехал когда понял,- тут единственное место где мне рады по настоящему! Тут меня любят!Понимаешь?
-Понимаю Андрюх!
А меня?...И меня! И Виталия Ивановича ! И вообще всех!-додумал я свою мысль.
Все хотят чтобы их любили.

Главное для меня на эти дни.

Гигиена мысли!

Богомыслие!

Покаяние!

Послушание!

Молитва!

И  больше ни о чем не думать!

Не рассуждать!
– как кричал Николай I отдавая приказы войскам.



 


Мне назначили послушание в трапезной.
Как водится разговор начался с короновируса и как всегда сперва выяснялось с чего началось и кому выгодно,а закончилось как всегда тем что власть в лице Путина думает о себе и не думает о народе. Обычные разговоры ,как во всей России,но концовка меня удивила.

Путина жалко!-говорит Андрей-Правда! Целыми днями думает о том как своровать побольше для своих.Целыми днями просьбы наверное….Это же всё в нас людское! Кого не поставь на его место,кончится тем же!
-А если Святейшего? –спросил пастушок Сергей имея ввиду патриарха.
-И Святейший человек! ,прости меня Господи!
-Может и короновирус подкоп под Путина?
-Может быть ,всё может быть! Сегодня надо крупу перебрать кстати –закончил как-то не по теме Андрей,сразу как бы сворачивая разговор в другую сторону.

-Я как то в так же перебирал крупу на складе,обычное дело.Какую выкинуть,какую на готовку и тут в трапезную иеросхимонах Пимен заглянул. Увидел крупу на выброс и говорит:
-Будет голод ,люди будут в монастырь приходить и крупу хоть старую хоть не старую! Будут  просить хоть сколько ,хоть горсточку и рады будут даже такой крупе!

-Лавка не приехала!
В деревне нет магазина и раз в неделю приезжает автолавка в которой монастырские трудники покупаю прихотливые товары-шоколад,кофе,сигареты.
Кто работает в трапезной расходятся  днём по кельям на короткий отдых.

Отрывок из рапорта чиновника 1812 год:

«Торгующие люди закрыли все лавки и перестали делать кредит в самых нужнейших жизненных припасах. В последние же пред тем два месяца по причине вступления неприятельского в пределы российские доходы были так малозначительны,что их недоставало на самонужнейшие потребности»

Готовя обед для братии Андрей всегда рассказывает разные истории.

-Вспомнился мне сейчас почему-то. Я как то иду со скита,а он смотрю в огороде этом полусогнувшись,жара,пыль. Думаю возраст ведь,поди трудно ему там копаться считай целый день! Пойду помогу. Подхожу,а он там в огороде разгибается,сгибается ,меня увидел улыбается и радуется,а глаза с любовью смеются .Есть такие люди которые радуются с любовью.
-Или вот наш отец Сергий. Я от него ни одного слова осуждения не слышал! Всякое бывает, ропчет братия, я ропчу и осуждаю и грех этот на каждую исповедь несу,а от него ни разу не слышал!
Андрей замолкает и перестает резать лук.

-Просит чтобы все у него было как у всех. Принесенные "дары"-банки с вареньем и т д  от прихожан,бабушек  разных чем стараются ,подкармливают миряне любимого священника , всё это приносит на кухню не оставляя себе ничего необходимого даже для того чтобы попить чай в келье.«Если что я к тебе спущусь возьму если надо будет!»-но так ни разу ни зачем и не пришел. Завидую я, как цельно устроен и знает он зачем и по какому пути идёт!
 А то напридумывают себе причин разных,для себя,а точнее -от себя.
Пономарь вон боится что искусственный интеллект нас погубит! Да сами мы себя быстрее погубим! Начитался не своих мыслей, так и зазнаваться ещё начал! Как будто он знает и понимает то чего мы  не знаем,и   не понимаем,а если понимаем то не так как он!
Андрей начинает шинковать лук быстрее обычного.

 -Вот Виталик(Виталий Иваныч)я понимаю!С какой простотой рассказывает про ночлежки,про то что он дворник обычный,про то как жена обманула.Ничего не выдумывает,какой есть такой есть-святая простота!   

 22:30 по монастырскому времени-глухая ночь.

Разговор в коридоре еле слышно.Это трудники обсуждают тихо какую-то очередную новость про короновирус.

-Денег нет ни у кого и не будет, занять тоже не у кого. Банки народу не помогут.
-Монастырь прокормит,до лета главное дотянуть.

Отрывок из рапорта чиновника 1812 год:

«А как справедливость,необходимость и человеколюбие требовали удовлетворить просителей,без чего до четыресот человек,считая жен и детей,лишились бы тот час заслуженнаго уже насущного хлеба,то я просил выдать мне под расписку шесть тысяч рублей для роздачи чиновникам и рабочим людям жалования за август и сентябрь»

Ночью приснился мне старец Власий и сказал  мне во сне что болезнь в меня войдёт через горло,потом обнял и заплакал. Говорил ещё что-то ,но видимо парализованный страхом я ничего не запомнил.

Подумал на службе ,когда стоял последним к мощам Лукиана что вот заболею и всё...А я пробоялся всю жизнь, так и не пожив вольно и свободно толком. Рвался и вырывался из страха с помощью алкоголя, но потом погружался в ещё больший страх. Страх и блуд поработили меня. Теперь всё меняется. Страхи и тревоги исчезают, пропадает человекоугодие ,и заменяется чуткостью и я рад этому. Рад душевной тишине и спокойствию, которое укореняется во мне. Рад радости.
Ясность и спокойствие такое  как у настоятеля о Тихона,только от него это  передается всем вокруг,а у меня автономное,еле хватает на себя.  И то лучше чем ничего и пустота.Лучше чем вечная рябь тревожности.
Ничего…
Вообще интересное слово. Сильвестр   называл его "страдательно-терпеливым девизом русского народа" специально созданным для русского крестьянина, -этого "величайшего философа" из всех, каких только "можно себе представить, так как его не трогает ничего из мелочей жизни"
 Рассказывают, что Бисмарк носил кольцо, на котором было вырезано nitchewo.
Как кольцо Соломона ,только на славянский лад -«И сё минет!» носил кольцо  Александр Невский.А ведь слово «ничего» может вместить и «И это пройдет!» и авось да небось да как-нибудь и т д все можно обозначить одним словом-ничего.А сколько разных интонаций от ничего страшного до ничего не получишь.Великое русское слово.
Много интересного у нас в отечестве , чего мы без любопытства  не замечаем.

Когда в 90-е открылись границы,Андрей рассказывал как поехал в Париж(у него как у повара была мечта увидеть продуктовый рынок с лёгкого слова Э Золя прозванным-«Чрево Парижа»вернее  уже его приемника, рынок Ранжис)
Ожидаемого впечатления почему-то не случилось и даже наоборот,когда он шёл по павильону «мясо» увидел как мясник в красивой форме рубит мясо,а сбоку старушка собирает отлетевшие ошметки и мяса в пакетик.
Не было у нас даже в голодные 90-е годы таких старушек. Были «новые русские» Тот же Андрюха купил в Париже костюм для гольфа-кепка,широкие штаны,гольфы и т д.
Зачем купил ?Он сам не понимает сейчас. Гольф клубов не было,по улице тоже так  не походишь.Пару раз друзья просили одеться так на природу чтобы пофоткаться с ним и всё. Для форсу короче.


Отрывок из рапорта чиновника 1812 год:

«Весь день тот субботний занимался я принятием из кладовой и отпуском денег;ибо в число шести тысяч выдано мне медною монетою,пять тысяч пятьсот рублей,которых немного по прежде сего времени ,сыскать можно было пять копеек.Извозчиков в то время уже найти было неможно,а потому двести двадцать двадцатипятирублевых мешков рабочие люди принуждены были переносить на себе»

Ночью взволнованно как-то ворочался и стонал Виталий Иванович.
Утром  спрашиваю:
- Отец что снилось тебе? Ты ночью кричал.
-Не знаю ,не помню .Бывает у меня  не могу даже пошевелиться -страшно.
В монастыре редко,в миру то у меня часто такое бывало, как будто тень какая находит.
-Есть такое дело!-точно сказал и у меня такое бывало во сне,-«как будто тень какая находит»



Остановить поток мыслей!

Не ясно откуда берутся мысли в голове .Православная церковь говорит что есть три источника мысли-ангельский,демонический и вызванные душевной памятью.То есть мы от себя можем только припомнить,а остальное или ангелы вкладывают  или бесы нашептывают.
Современная наука доказала что мысль совершенно точно не рождается в мозге.
В этом смысле люди похожи на радио-ловят сигнал из эфира. А вот какую «радиостанцию» ловит "приемник" и количество помех при этом,зависит от чистоты сердца и ясности ума.
Большинство мыслей ни о чем, о которых и думать не стоит. Одни и те же мысли,это только кажется что думаешь. На самом деле это нельзя назвать мышлением когда просто переставляешь одни и те же кубики(мысли)в голове. И таких мыслей 97 процентов, оставшиеся ,где-то процента три-"мысль которую стоит подумать"
Всего я где-то слышал 10 000 мыслей в день мелькает в голове и 97 процентов мысли-кубики .Одно и тоже, изо дня в день. Сеченов ещё говорил что мысль это «рефлекс с заторможенным концом»
Разум всё таки слабее чувства ,ещё и склонный к самообману, самооправданию и облагораживанию поступков.
 К примеру сердце влюбленной женщины испытывая чувства дает команду уму оправдать выбор мужчины-и придумает ум что возлюбленный- благородный ,добрый и вообще «ну и что что сопливый, зато сердце у него золотое!»
Ум слуга сердца, какое сердце таков и ум?
Очистив сердце, очистится ли ум?
Получается что так оно и есть.
 У псалмопевца Давида есть-«Гордым оком и несытым сердцем,с сим не ядех» Но это про то что с гордыми и высокомерными он не ел за одним столом. Есть ещё слово «несыть»-обжора.
Вот и приехали ... к"несыти".Мысль опять встала на "кривую дорожку" ,вместо тишины ума «белый шум» как рябь выключенного телевизора-мысленный фон вместо ясности мысли.

Недавно в банный день я испытал такую телесную благодать !
Возле монастырского озера стоит добротная баня.Напарившись я вышел на улицу.Сразу чувство такое –примирения с природой или единения. Ничего не изменилось,а восприятие мира другое!
 И вот теперь,воскресная служба и так же хорошо! Такая же баня,только на этот раз«духовная баня» Ощущения схожие, а природа разная.
После бани телесная радость,после службы-духовная!
Какая красота! Настроение как написано в средневековой книге:
"По окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела"

Отрывок чиновника из рапорта 1812 года:

 «Ввечеру  в тот же день чиновникам и рабочим людям роздано за август и сентябрь месяцы жалованье,а последним за август и заработанные деньги.Благодарю от чистого сердца Бога моего,что Он удостоил меня быть полезным в скорбное сие время для бедных людей.Я жертвую и теперь навсегда сими деньгами,естьли б была когда-нибудь и возможность возвратить мне их,хотя судя по теперешнему разорению и опустошению,кажется ,уже совестно надеяться на их возвращение»

Я же отправился на монастырское кладбище к могиле известного монаха Меркурия, который после Абхазии поселился тут,в пустыни.
Как мне победить тщеславие?-мысленно спрашиваю я у могилы и в голове всплывает где-то наверное прочитанный ответ-"начни служить самым близким!"
Всё мы сами знаем как поступить и что делать,есть все ответы в человеке. Совесть –голос Бога у каждого внутри. Его каждый слышит, но не каждый ему доверяет.

Появился новый трудник. Угловатый уголовник. В трапезной его посадили рядом со мной,а он шмыгая носом торопится наесться и тянет длинные руки во все стороны-к солонке,к салату,к печенью ,к чаю. Меня это раздражает и я начинаю терять свой покой и назначаю его виноватым-«Вот нахрена ты сюда припёрся? Не вера же привела, а деться некуда!»-веду я разговор в своей голове.
«Вот откуда ты приехал? Шмыгаешь вон! Кто знает, может короновирус у тебя?»
 С такими мыслями посматриваю я на него.
«Завтра причастие! Надо будет к чаше вперёд тебя подойти!»
И тут я вспоминаю как причащался с больными туберкулёзом и от одной мысли что я на причастие постараюсь пролезть впереди больных, при чем тайно, как бы само собой раз и оказался впереди,от такой мысли мне тогда было противно, а теперь? Что со мной случилось теперь?

Причастники соединяются с Богом и между собой. Вот может быть так что мы с ним в вечности и буквально вечность будем сидеть за одним столом. Готов я причащаться с ним, соединиться через причастие в церковь и потом сидеть вечность за одним столом?
А вариантов то для спасения других у тебя нет!
Придется мне любить тебя упырёк, индивидуального рая нет!

Но утром новый трудник проспал службу, благочинному сказал что болен и тот поставив ему диагноз- хитрость-отправил лечиться от неё первым же  автобусом  в Александров.

Настоятель зашел в трапезную и залил всё буквально радостным спокойствием. Почему так? Энергетика такая ,как теперь говорят или просто такая человеческая приятность в нём и мудрость?

Мы с Андреем говорили про память. Нужно ли помнить грехи или исповеданный грех лучше забыть и направить внимание на то чтобы больше не грешить?

Отец Тихон сказал:

-Память смертная одно,а грехи если беспокоят после исповеди это другое , их второй раз уже  не исповедуют. Тут каждый случай свой и совета одного нет.
 
А по поводу памятования обид:
 -Это отец как зудящее место к которому руки так и тянутся, а ты вырви это и выбрось из сердца!

Видно сердце тоже пропалывать надо,от обид,как огород.

Подошёл пастушок за благославлением.

-Ты Серёжа ночью дежурил в кочегарке?
-Да
-Спал?-улыбаясь спрашивает настоятель.
-Спал батюшка! Там котел держит, главное каждые три часа подкидывать.
-А снилось что?
Пастушок зарделся,но ответил в простоте сердца
-Китаянка.
Мы засмеялись
-Это ты про короновирус передумал,китаянки снятся.
Пастушок не понял и продолжал слегка улыбаясь
-Да нет,она здоровая была,красивая!Плохо только что я с ней во сне из монастыря ушел.
-А ты ее гони Серёжа в следующих снах- дал совет весёлый игумен.

Я было хотел подшутить над «пастушком» но остановился- как ни крути ,а насмешничество –грех.А мне нужно помнить что я дал слово не грешить!
 И я пошутил про короновирус.

-Отец!Когда народ голодает и боится это уже не смешно!-как всегда спокойно заметил настоятель.

Из рапорта чиновника 1812 год:

«В пять часов по полудни в понедельник  на квартире моей,где я жил,вдруг разнеслося,что французы вступили в Москву.Признаюсь Вашему превосходительству,я не хотел сему верить,но видя в людях домашних волнение,слыша на улицах шум и опасаясь во время такового волнения всяких безпорядков,я и другие оставшиеся в доме после хозяина,который спасая более достоинство сенатора,нежели свою личность,за два дни перед  тем выехал в подмосковное сельцо свое Савинское. Я собрал всех людей обоего пола и с детьми на один большой двор.С общего согласия положили все ворота накрепко заложить.В десятом часу пополудни мы  увидели первый пожар ,который скоро зачался и во многих разных местах.Тут же скоро услышали мы в соседских домах разбой,что все продолжалося до самого утра»

Когда в это раз я приехал в монастырь,местный «блаженный» инвалид  Котя стоял в коридоре на двух костылях в десантной тельняшке. Я отметил про себя,что в прошлый раз ,когда я уезжал он тоже как то оказался в коридоре(Ему долго идти из кельи)
«Котю»подбросили в монастырь (привезла какая-то женщина,оставила у дверей с пакетом вещей и уехала) На вопрос:- Как тебя  зовут? Он ответил:-Котя!
 Котя живёт в монастыре 12 лет. Говорят что о как–то называл своё  настоящее имя-Слава.
Одни говорят что у него на глазах родителей убили чеченцы в 90-х годах,другие то что он был директором пивзавода.
-«Какие-то нацмены родителей его убили а потом отобрали квартиру у Славы то»-говорил мне свою версию Виталий Иванович назвав чеченцев советским -национальные меньшинства.

Утром «келейник» Рома рассказывал что ему снился сон.
Будто в монастырь  кто- то пожертвовал очень много навоза.
И он его разгребая роптал о том что свой навоз девать не куда, так нет ещё и пожертвовали.
Так это твой и есть! И вообще хватит драться!-сказал ему появившийся во сне настоятель монастыря отец  Тихон.
-Я долго понять сон не мог,а недавно дошло.Я часто веду мысленные разговоры со старыми обидчиками и даже воображаю как я их бью.Поэтому  и сказал мне батюшка во сне-«Хватит драться!»

Благочинный в обед  сделал объявление о необходимости соблюдения тишины.
Монах Мартин глуховатый переспросил Андрея ,который стоял рядом
-Чего украли?
-Покой отец украли!Покой!-улыбаясь ответил Андрей.

Братия!Я вас прошу не относиться легкомысленно к этому вирусу.Люди закупаются продуктами,боятся,теряют работу и не знают что будет дальше.Никто не знает что будет дальше,потому что такого ещё в истории человечества не было! Нам нужно быть готовыми принять людей если будет голод ,а самим затянуть пояса для экономии продуктов.Нас земля прокормит,а как быть тем кто в миру?Усильте свою молитву!
Такую речь сказал настоятель после трапезы и шутя добавил:
-Не верьте братия что водка помогает убить вирус!Враньё! Вирус убивает только чистый спирт!
Настоятель с монахами улыбнулись,а трудники прошлые,а бывает и настоящие любители выпить смеялись от души и ещё некоторое время смеялись по инерции.
Отрывок из рапорта чиновника 1812 год: « 3 сентября, то есть во вторник,в десять часов поутру  присланы ко мне двое солдат, один после другого чрез полчаса, просить меня как можно скорее явиться на службу,ибо туда приходят французские офицеры. Признаюсь Вашему превосходительству ,я тогда ещё не хотел верить, а имел слабость думать, не шалуны ли какие, пользуясь критическим положением и смятением жителей, употребляют в пользу сие время для удовольствования своих шалостей, а особливо после некоторых весьма соблазнительных и отвратительных примеров, случившихся, как говорили, еще накануне,то есть в понедельник до обеда. В таких случаях человек часто сам себе против воли в мыслях противоречит; иному не хочет верить,а другому нехотя верит. Впротчем,естьли бы я уверен был точно в нашествии неприятеля в Москву,то я почел бы себя вправеуже не быть на службе и спасаться естьли можно бегством;ибо я для французких офицеров не начальник.После обеда хотел я было идти,но люди,бывшие со мною,приступили ко инее с прозьбою,чтоб я не ходил,ибо по улицам произходит грабеж и разбой и я в опасности потерять жизнь.Я должен был согласиться на их просьбу, оставляя будущность неизповедимому промыслу Божию.»


Рецензии