Информационные технологии в психологии

«Информационные технологии в профессиональной деятельности психолога»







 Ермолаев Андрей Алексеевич



Саратов 2020 г.



Введение

Любой психолог, занимающийся практикой, строит свою деятельность по пяти основным направлениям:
-психодиагностика — добывание психологической информации о человеке или группе;
-психологическая коррекция — целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
-психологическое консультирование — обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
-психотерапия — направлена на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний
-психопрофилактика — работа по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении и т. п.;

Но без новейших информационных технологий его труд будет не такой результативный, а потому в современном мире практикующему психологу не обойтись без информационных систем, которые вошли в жизнь человечества в 20 веке нашего столетия.

Процесс информатизации современного общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков специалистов в различных направлениях человеческой деятельности, в том числе и практикующих психологов.

До сих пор не существует единой точки зрения в отношении того, как должна осуществляться информационно-коммуникационная работа в психологии и какие стратегические и тактические подходы являются оптимальными при разработке новых и модификации имеющихся в информационно-коммуникационных технологиях методов на нынешнем уровне развития психологии.

Однако, на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что в современном мире психолог должен:
-уметь работать на компьютере, ставить и решать с его помощью практические задачи;
-иметь достаточный уровень владения технологиями доступа к локальным и глобальным сетевым информационным ресурсам;
-знать тенденции развития современных информационных технологий и возможности их применения в психологической практике.

Без использования вычислительной техники современный психолог не сможет решить ряд психологических задач, а именно:
-структурирование и интерпретация результатов психологических экспериментов;
-создание и использование систем адаптивного, игрового и дистанционного тестирования;
-математическое моделирование психологических процессов;
-разработка новых автоматизированных психодиагностических методик;
-изучение человеческого фактора в технике методами инженерной психологии.

Для решения этих задач современные информационные технологии и обеспечивают психологов следующими основными возможностями:
-повышение эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;
-сокращение сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;
-освобождение от трудоемких рутинных операций;
-повышение "чистоты" эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;
-возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;
- повышение уровня стандартизации условий проведения исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления задания вне зависимости от индивидуальных особенностей объекта исследования и экспериментатора;
-использование времени не только как управляемого фактора, но и в качестве диагностического параметра;
-сокращение времени и повышение качества анализа результатов
-распространение опыта работы психологов более высокой квалификации за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;
-систематическое накопление, хранение и передача по сетевым каналам больших массивов информации об объектах исследования, а также данных о результатах тестирования;
-доступ к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные компьютерные сети;
-реализация в психологической практике методологии искусственного интеллекта (например, экспертных систем).

 Кроме того, в области психодиагностики информационные технологии позволяют:
-автоматизировать ряд психодиагностических процедур:
*предъявление стимулов;
*регистрацию реакций;
*инструктаж испытуемого;
*ведение протоколов;
*проведение анализа и интерпретацию данных.
- снизить стоимость и увеличить точность тестирования;
- стандартизировать условия тестирования;
- получать интегральные психодиагностические показатели на основе результатов комплексного обследования (например, при использовании "батарей" тестов, динамической и мульти модальной стимуляции);
- модифицировать в интерактивном режиме психодиагностический тест в процессе эксперимента;
-автоматизировать процесс математического анализа психодиагностических данных;
- хранить и обрабатывать большие массивы информации;
- использовать компьютерное игровое и дистанционное тестирование.

 Различное программное обеспечение, реализующее компьютерные психодиагностические методики, включает в себя следующие функциональные блоки:
-предъявление методики испытуемому (интерфейс);
-числовая обработка результатов тестирования;
-графическое представление результатов тестирования;
-вербальная интерпретация результатов тестирования (заключение);
-базы данных испытуемых и результатов тестирования (архив).

А различные компьютерные обучающие системы обеспечивают:
-адаптивную выдачу обучаемому учебных воздействий;
-интеллектуальную поддержку процесса принятия решения;
-диагностику ошибок и заблуждений обучаемого.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод   что в сфере современной психологии сегодняшний уровень развития информационных технологий существенно увеличивает возможности анализа и переработки информационных данных в различных исследованиях.
А потому специалистам-психологам необходимо изучать новые методы, ещё вчера требовавшие сложнейших математических вычислений.

Главными векторами использования информационных технологий в психологии являются:
-Работы по формированию информационных баз данных и справочников.
-Диагностика на основе компьютерной техники.
-Моделирование явлений и процессов психики при их исследовании.
-Статистическая обработка полученных результатов.
-Постановка различных экспериментов.
-Автоматизированная переработка исходной информации.

Современный рынок программного обеспечения, доступ к которому осуществляется через сеть Internet, предоставляет любому пользователю широкий диапазон инструментальных средств для проектирования и разработки автоматизированных психодиагностических и обучающих систем (например, CONTEXT-RSY, MALT, BIP, WEST, RrGIS и др.).

Каждое программное обеспечение, применяемое в психологии, можно условно разделить по:
-Типу программы, который бывает специальным или общего назначения (многофункциональным).
-Периоду исследования (этапу), к которому применима эта программа.

Грамотное использование возможностей этих программ позволяет психологу:
 -Сформировать структуру и сделать интерпретацию итогов экспериментов по психологии.
-Разрабатывать и применять на практике разные способы тестов.
-Строить математические модели процессов психологии.
-Находить и использовать новые методы психической диагностики.
-Повысить уровень эффективности работ, применяя информационные технологии на основе компьютерного оборудования, так как можно выполнять тест сразу не одного человека, а группы.
-Сократить до минимума рутинную работу с бумагами и увеличить точность итоговых результатов, так как практически исключается влияние человеческого фактора.

Информационные системы применяют в своей работе следующие категории ресурсов:
-Электронные вычислительные машины и оборудование на их основе.
-Прикладные и системные программы.
- Информационные ресурсы.
- Ресурсы лингвистики.
-Людские ресурсы.
-Здание (помещение).
-Аппаратное обеспечение.
-Различная оргтехника.
-Снабжение электроэнергией и многие другие компоненты.

Основанием информационных систем могут выступать разные технические средства:
-Персональные электронные вычислительные машины.
-Различные серверы, Мейнфрейм (от англ. mainframe) — это мощный унифицированный сервер, с высокой производительностью и надёжностью, с большими ресурсами ввода-вывода, большим объёмом оперативной и внешней памяти.

Информационные системы могут быть построены как на отдельных электронных вычислительных машинах, так и с применением различных сетей (локальных или глобальных).
Для обеспечения связи между элементами информационных систем, работающих в таких сетях, применяется оборудование для коммуникации.
К нему можно отнести выделенные или переключаемые проводные и беспроводные каналы связи, разное специальное сетевое оборудование, и также приёмо-передающие устройства.

 Системное программное обеспечение содержит операционные системы, которые предназначены для применяемых аппаратных средств.
Они могут иметь разные операционные оболочки, которые улучшают свойства интерфейса пользователя.
 Информационные системы применяют также и различное прикладное программное обеспечение, как типовое, так и специальное.

Основное применение информационных технологий в психологии

Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.
Автоматизированной информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Автоматизированная информационная система не всегда функционирует самостоятельно. Она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более сложную систему.

Кроме того, автоматизированные информационные системы используют разнообразное прикладное программное обеспечение, типовое и специализированное предназначенное для разнообразных нужд и изысканий в различных науках.

Автоматизированные информационные системы определяется следующими свойствами:
-любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
-информационная система является динамичной и развивающейся;
-при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
-выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
-информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

Чтобы разобраться в работе автоматизированной информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.

Основными направлениями применения информационных технологий в психологии являются:
-формирование справочных систем и баз данных;
-компьютерная диагностика;
-моделирование психических процессов и явлений еще на этапе исследования, статистический анализ результатов;
- автоматизация организации эксперимента;
 -автоматизация обработки первичных данных;
-автоматизированная обработка и внесение результатов психологического исследования;
-уменьшение вероятности допущения ошибок;
-значительная экономия времени, отведенного для первичной обработки данных.
Самым актуальным направлением работы по автоматизированному хранению, обмена, получению и обработке психологических данных является объединение всех перечисленных выше направлений в единую систему.

Немаловажным инструментом в работе психолога являются различные программы. Они могут быть как специальными, разработанными для психологических исследований, так и общедоступными или многофункциональными, которые находятся в свободном доступе для всех желающих.

Современные программы производят обработку статистических данных и предоставляют результаты наглядно в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм. Специально разработанные макросы делают возможным проведение структурного моделирования и мета-анализа на основе пакетов статистических данных.

Информационные технологии применяются в психологии на каждом этапе исследования, поэтому у современного специалиста есть огромное количество инструментов, которые способны решать самые разные задачи.

Все программы можно условно классифицировать по двум основаниям:
-тип программы, который может быть многофункциональным или специально разработанным,
-этап исследования, на котором эту современные информационные технологии в психологии программу можно применить.

Умение пользоваться этими программами дает возможность психологу структурировать и интерпретировать результаты психологических экспериментов; создавать и использовать различные виды тестирования;
-математически моделировать психологические процессы;
-разрабатывать новые психодиагностические методики;
-проводить тестирование одновременно группы людей;
-существенно уменьшить рутинную бумажную работу и повысить точность результатов, практически исключив человеческий фактор.

Современные программы, находящиеся в автоматизированной информационной системе, позволяют увеличить объем выполняемой психологом работы, высвобождают огромное количество времени и помогают систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям.
Кроме того, персональные электронные вычислительные машины (далее по тексту ПЭВМ) помогают хранить огромное количество данных, в специальных информационных хранилищах.
ПЭВМ дает возможность корректировать планирование, составлять различные документы, готовить отчеты и тренинги.
Сам процесс диагностики становится более адекватным, результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы, которые автоматически обрабатываются
Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов.
В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.

 Достоинством современных технологий является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема.

В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты:
-тест Равена, тест Люшера,
-тест Айзенка,
-тесты профессионального отбора (программа Optant) и др.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога могут использоваться в таких направлениях как:
-коррекционно-развивающее;
-диагностическое;
-организационно-методическое;
-просветительское.

Психологическая диагностика

Использование современной компьютерной техники предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы.
Так с помощью компьютерного инструментария возможно формирование и предъявление тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора.
Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок на данном этапе диагностики (которые при ручной обработке практически неизбежны).
 Также резко увеличивается оперативность предоставления результатов диагностики и возрастает «пропускная способность», что особенно важно при проведении массовых обследований.
 Существенным плюсом компьютерных средств психологической и профессиональной диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличие базовых вариантов интерпретации показателей. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.
Следует подчеркнуть, что их использование дает потенциальную возможность не только «протестировать» личность, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т.д.),обеспечивая более полную оценку.

Например, для функционирования психологической службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность «сопряжения».

Это информация может быть использована как для последующей коррекции тестовых методик, так осуществления эффективного поиска требуемой информации о личности.

Использование таких систем позволяет повысить объективность результатов обследования, снизить влияние психолога (кадровика) на процесс и итог тестирования.

Вместе с тем, при этом следует учитывать специфику проведения компьютерной диагностики.

С одной стороны, она связана с организацией взаимодействия психолога с программными средствами, реализующими тест на экране монитора и последующими процедурами его обработки и сохранения результатов.

 С другой – это особенности взаимодействия проходящего тестирование человека как с собственно компьютером, так и с материалом теста.

В настоящее время существует большое количество компьютерных систем психодиагностики. Их можно разделить на несколько групп.

Критериями при этом могут выступить:
-количество методик в составе системы;
-возможность изменения методик;
-базы психодиагностических данных.

В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и научными коллективами, после завершения анализа, соответствующего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются.
А потому, несмотря на многолетние и многочисленные исследования, осуществляемые психологами, как в практических, так и научных целях, отсутствуютдостаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMPI, 16РF Р.Кетлера, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.).
Такогорода данные обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются.

За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:
-быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;
-эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач;
-повышается точность регистрации результатов и исключаются ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до20% ошибок);
-оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента.

Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования.

В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого.
Немаловажной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента.

Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого технологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать.
Изменение условий психодиагностического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность.

Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компьютером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия".
Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации.

В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечивает автоматизация психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально иными, качественно новыми возможностями, которые открывает применение компьютеров.

Одной из актуальных задач компьютерной психодиагностики является организация специальных систем для хранения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности.

Такие системы носят название систем управления базами данных (СУБД).

Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации,требуемой для различных алгоритмов.
Основной целью создания систем управления базами данных является упрощение процесса разработки приложений, его удешевление, ускорение и обеспечение большей гибкости.
 Важно не забывать об этом при обсуждении сложных принципов систем управления базами данных.

Система баз данных должна быть хранилищем, которое требуется для обработки данных. Достоверные конфиденциальные и защищенные от возможного искажения данные должны быть организованы таким образом, чтобы различные приложения, предъявляющие к данным разнообразные требования, могли использовать эти данные.

Некоторые задачи СУБД:
- поддержание логически согласованного набора файлов;
- обеспечение языка манипулирования данными;
- восстановление информации после разного рода сбоев;
- реальная параллельная работа нескольких пользователей.

СУБД позволяют:
-во-первых,систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других релевантных целям психодиагностики данных.
-во-вторых, базы данных дают возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы.

Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагностике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностической практики.

Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами образования, а также сбор и анализ новой информации в области психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования к ПЭВМ.

Возможность использования ресурсов сети Интернет позволяет психологу иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении таких трудных и важных вопросов как выбор профессии.

С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, классификатор специальностей, по которым проводятся наборы, рейтинг специальностей и многое другое.
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность:
-классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;
-представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии.

Прикладные интеллектуальные системы в психологии

В психологии выделяют следующие основные типы прикладных интеллектуальных систем:

-интеллектуальные информационно-поисковые системы (ИИПС).
 В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформулированные вопросы. Другая особенность ИИПСзаключается в их способности осуществлять автоматическое реферированиеи анализ состояний противоречивости и неполноты фрагментов знания, чтообусловливает возможности ИИПС «переваривать» и накапливать огромныеколичества информации из самых разнообразных источников;

-экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо структурированной и трудно формализуемой предметной области. Они способны аккумулировать профессиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента, особенностях объектаи, может быть, личности самого экспериментатора и могут служить полезным инструментом, содействующим повышению точности психодиагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий;

-обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ.tutor -обучать), являются разновидностью экспертных систем. Основной особенностью тьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степеньюдетализации по рассматриваемым диагностическим решениям.

Компьютерные психодиагностические системы, предназначенные для проведения комплексных экспериментов, которые могут преследовать практические, исследовательские и смешанные цели.
В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют оформлять набор психодиагностических методик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареитестов.

Единое информационное обеспечение батареи тестов в рамках системы часто служит основой для синтеза интегральных психодиагностических показателей.

Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений.

Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тестовых оценок.

 Эти средства представлены в исследовательских компьютерных психодиагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста.

Кроме того, в данных системах предусматриваются средстваархивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа психодиагностической информации

Базируется она на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Компьютерные психодиагностические системы, предназначенные для проведения комплексных экспериментов, которые могут преследовать практические, исследовательские и смешанные цели.

В практических целях специальные средства компьютерных систем позволяют оформлять набор психодиагностических методик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов.
Единое информационное обеспечение батареи тестов в рамках системы часто служит основой для синтеза интегральных психодиагностических показателей.
Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений.

Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тестовых оценок.
Основной порядок обучения или исследования может состоять из ряда этапов:
-Информационный этап;
-Диагностический этап;
-Аналитический этап;
-Коррекционный этап;
-Обобщающий этап;
-И многих других.

На основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения.

Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет качественно новые возможности для информационной поддержки деятельности психолога и повышения его профессиональной компетентности.

Для этого могут быть использованы:
-информационно-аналитические порталы и специализированные
-сайты по психологии;
-виртуальные библиотеки;
-электронные психологические журналы и книги;
-подписки на электронные рассылки;
-психологические базы и справочники;
-дистанционное обучение;
-проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и мэтрами;
-участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа различных проектов,);
-участие в открытой развивающей экспертизе;
- и другие ресурсы.

Еще одним из немаловажных моментов является процесс профессионального общения психологов, обмен опытом.

 Для этого могут быть использованы:
-виртуальные методические объединения педагогов-психологов;
-специализированные форумы;
- виртуальные научно-практические конференции.

Кроме того, для поддержки и оптимизации организации работы психолога могут быть использованы средства, позволяющие планировать свою деятельность, учитывать ее результаты, организовывать личное информационное пространство:
- электронный журнал психолога образовательного учреждения;
- электронные органайзеры;
- средства организации и систематизации различных электронных
ресурсов.

Компьютерная психодиагностика

Компьютерная психодиагностика — это направление исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением компьютерных тестов.

Компьютерный психодиагностический инструментарий — ;;; сложный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого.

В целом, опыт работы с такими инструментами позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

-повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

-предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций первичной обработки данных;

-повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;

-возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

-повышение уровня стандартизации условий психодиагностического исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;

-возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

-использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (к примеру, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т.п.);

-возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

-возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «ручных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

Среди всевозможных инструментов выделяют компьютерные версии психодиагностических методик и компьютерные психодиагностические методики.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик.

;;; осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

Компьютерные психодиагностические методики — ;;; новый класс психодиагностического инструментария, осуществляющий автоматизированное исследование испытуемого с формированием компьютерного психодиагностического заключения на основе технологии инженерии знаний.

Инженерия знаний как направление исследований в области искусственного интеллекта изучает вопросы извлечения, структурирования, формирования и обработки знаний опытных специалистов для построения экспертных систем.

Технология инженерии знаний в психодиагностике позволяет «переносить» в компьютер знания и опыт медицинских психологов по интерпретации результатов тестирования испытуемых для создания компьютерных психодиагностических методик.

С помощью компьютерных психодиагностических методик пользователь имеет возможность получить расширенную интерпретацию результатов тестирования не хуже той, которую бы написал профессиональный психоло;.

Существует классификация психодиагностических методик:
Они бывают:
-формализованные;
-малоформализованные.

Первые состоят из:
-тестов;
-опросников;
-проектированной техники;
-психофизиологических методик.

Для них характерны:
-регламент;
-определение объекта процедуры или испытания (строгое соблюдение инструкций, способов предъявления мотивационного материала, исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого и т.д.);
-наличие и соблюдение стандартов (общие правила для проведения, обработки,
 -представления результатов экспериментов);
-надежность;
-валидность.

Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.

Малоформализованные же методы содержат:
-наблюдение;
-беседу;
-анализ продуктов.

Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание.
 К предметам относят:
-мало поддающиеся объективизации психические процессы, явления, например, личностные смыслы;
-часто изменяемые процессы, явления по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.)

Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.

Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга.
 В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком (биографические сведения, склонности и т.д.)
После того, как сведения получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдении.

Заключение.

В данной работе мы разобрали информационные технологии в профессиональной деятельности психолога.
Рассмотрели понятие и необходимостькомпьютерной психодиагностики, а также разобрали различия между системами управления базами данных СУБД и интеллектуальными информационно-поисковыми системами (ИИПС).
В современном мире необходимость персональных электронных вычислительных машин и автоматизированных информационных систем увеличивается с каждым годом в прогрессии.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в сфере современной психологии сегодняшний уровень развития информационных технологий существенно увеличивает возможности анализа и переработки информационных данных в различных исследованиях и существенно упрощает работу практикующего психолога.


Рецензии
Андрей, как специалист в области программирования и автоматизации, я "снимаю перед Вами шляпу" за такой прекрасный обзор и анализ использования информационных технологий в профессиональной деятельности психолога.
Спасибо огромное. Прочитал с интересом и не мог не откликнуться, т.к. сам за свою огромную практику системного программиста и разработчика программного обеспечения многократно сталкивался с самыми различными вопросами психологии во множестве ситуаций разработки и внедрения программного обеспечения и автоматизированных систем.
Ваша публикация принесла мне много приятной и лестной информации. Моё поколение специалистов было одним из тех, кто всё это начинал...
Меня всегда интересовала область психологии программирования, психологии разработки и внедрения автоматизированных систем. У меня по этой части накоплен некоторый интересный практический опыт, и эта Ваша работа заставляет меня скорее написать об этом.
Спасибо Вам ещё раз. Кстати, 12 лет моей жизни прошли в Саратове ...

Александр Давидович Бурмистров   30.09.2021 13:22     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр Давидович. Благодарю за ответ на мою статью.
Это скорее пособие для студентов изучающих начальные стадии психологических изысканий в области научного подхода к информационным технологиям в области практической психологии ... Еще раз благодарю за лестный ответ... в избранное...)))

Андрей Гамола   20.10.2021 09:14   Заявить о нарушении