Кое-что об относительности

          Гаштет – так называют небольшой ресторан в Германии. На сленге современных футбольных фанатов это небольшой бар, закусочная, забегаловка возле стадионов. Для болельщиков это места для перекусов, разговоров с друзьями, а также это возможность заказать алкогольные напитки. Возможно и так, ведь за более чем за шесть десятилетий, прошедших со времени моего раннего детства, слово могло приобрести некие иные смыслы и оттенки - жизнь влияет и видоизменяет язык и его слова…
          А в средине 50-хх, для офицеров, служивших в закрытых военных городках ГСВГ, гаштет был чем-то большим, чем местом сравнительно дешево вкусно пообедать, выпить вволю пива и, немного, для души, крепких напитков. Злоупотреблять спиртными напитками на глазах местного немецкого населения советским офицерам было строго запрещено (хотя бывали исключения, по тем временам редкие). Поэтому, гаштет был также местом молодых разговоров о будущем, семейного и дружеского  общения и отдыха.
          Представьте: ухоженный особняк с аккуратными подсобными помещениями и кухней, на прилегающей территории,  под  распустившимися весенними кронами деревьев, расставлены небольшие столики и легкие, похожие на дачные кресла, стулья. Каждый стол накрыт  чистой, тшательно отглаженной скатертью, на столиках бумажные салфетки и столовые приборы. Заказы принимает сам предупредительный хозяин в белом поварском одеянии и колпаке, разносят заказанное и напитки аккуратные, внимательные,  улыбчивые фройлен в кружевных передничках. Все это великолепие расположено неподалеку от берега озера, где оборудован аккуратный же и чистый песчаный летний пляж. Недавно приехавшие, или вернувшиеся из отпуска офицеры, вероятно, воспринимали это как невероятное, но очевидное чудо. Наверное, это был очень хороший гаштет.
          В выходные дни практически все столики оккупировали офицеры с семьями из близлежащего военного городка. Мы, дети, не особо участвовали в разговорах и делах взрослых, крутились тут же, пили сладкий лимонад,  или устраивали групповые вылазки к берегу озера, на пляж и прилегающий к нему лужок, поросший ярко зеленой, аккуратно постриженной (ну надо же!), травой. Потеряться на территории гаштета было невозможно – все происходило на глазах взрослых, пространства были обозримыми, пределы ограничены живописными, добротными, в немецком деревенском стиле заборчиками. Да и держались мы с друзьями всегда вместе, рядом.
          Одно из посещений гаштета запомнилось неожиданным приключением, событием в моей детской жизни.
          После традиционного пива, обеда, прогулок по берегу озера, мы всей семьей собрались уходить домой. Во внутреннем дворике гаштета прогуливался большой, важный, красивый петух. Он подошел к нам поближе, остановился и, наклонив голову, украшенную красивым гребнем, стал внимательно разглядывать меня. Видимо я, держащий за короткую ниточку подаренный мне большой красный воздушный шарик, очень заинтересовал его.
          За мгновение до того, как петух начал угрожающее движение, я вспомнил, как папа  учил меня проявлять характер, не отступать перед трудностями.
          Не отступать – значит наступать, - подумал я и замахнулся на петуха своим единственным оружием – воздушным шариком. Противник развернулся и  начал убегать, постепенно ускоряя движение. Я погнался за ним. Движение продолжалось кругами, которые по мере погони постепенно сужались. Через какое-то время стало непонятно, кто за кем гонится: я за петухом, или он за мной. В момент, когда меня окончательно покинуло чувство боевого превосходства, петух догнал меня.  Вскочил мне на голову, ненадежно защищенную вязанной шапочкой и ударил клювом в красивый, плотно надутый воздухом шар, который с оглушительным звуком лопнул. Победное ”кукареку” завершило мое позорное поражение.
          Когда на помощь подбежали родители, я уже  громко плакал от обиды на переменчивую фортуну и от сожаления о боевой потере.
          Вышедший из коттеджа проводить гостей услужливый хозяин мгновенно сориентировался  в ситуации:
          - Das ist unser Schwanz. Der Schlager wird bestraft. Wir werden es braten. Herr Offizier! Auftrag! (Это наш петух Шванц.  Бандит будет наказан. Мы его зажарим.  Господин офицер! Прикажите!).
          - Nicht bestrafen! Wir sind schuld!(Не наказывайте! Мы сами виноваты!), - медленно, подбирая немецкие слова, сказала мама.
          Опыт прошедших лет убеждает, что удача и успех, как правило, относительны. Вероятно, иногда и победа тоже. Истинна лишь наша память о поражениях и победах.

          1957-2020

Иллюстрация из Интернета


Рецензии