Приказы атамана выполнять не будем!
«Приказ Семенова не выполнять, в семеновскую армию не идти, так как Семенова никто не уполномочивал издавать такие приказы. Приказы атамана выполнять не будем!».
Резолюция была принята единогласно, все присутствующие подписали ее. Большаков немного лукавил полномочия у Семенова как раз были, и даны они ему премьером Керенским, он также был назначен комиссаром. Находившиеся на этом собрании представители сел Ключевское к Кондуй по возвращению домой тоже провели собрания и решили не служить в армии. Собрались на свою сходку и казаки Усть-Озерной. Здесь против семеновского приказа выступил казак Петр Григорьевич Максимчугов. Его поддержали отец и сын Соснины, Деревцов, Ермолин и другие. Всем селом решили воевать против Семенова. За годы гражданской войны в Забайкалье ни один житель Усть-Озерной не пошел служить в армию Семенова, все подались в леса, в красные партизаны.
В апреле 1918 года в селе Олдонда был организован красногвардейский отряд, в который вошли и жители соседнего Курунзулая. Первая кровь пролилась на перевале сопки Цуцера. В этом неудачном, сокрушительном для партизан бою погибло 12 красногвардейцев. Партизанская наглость поубавилась, но решимость уничтожать семеновцев возросла. В селе Цаган-Олуй была сформирована сотня в 300 сабель во главе с бывшим станичным атаманом Петром Афанасьевичем Бородиным. Позднее эта сотня вошла в состав 1-го Забайкальского коннореволюционного полка. Под шумок в Борзе вновь создается Красная гвардия. Об этом свидетельствует сохранившийся документ протокол общего собрания членов Борзинской организации профессионального союза железнодорожников от 14 апреля 1918 года.
«...По 2-му вопросу об организации местной Красной гвардии докладчиком выступил товарищ Тараторин. Заслушав доклад товарища Тараторина, общее собрание единогласно признало необходимым образование Красной гвардии и вынесло следующую резолюцию: принимая во внимание надвигающуюся на русскую революцию со стороны Востока опасность в авангарде авантюриста Семенова, какового приспешники капитализма задались целью поддержать всеми силами и совместно в корне убить ненавистную им рабочее крестьянскую революцию. Поддержать товарищей и быть готовыми к активному выступлению на борьбу с контрреволюцией, организовав для этого местную Красную Армию».
Руководит созданием Красной гвардии первый военный комендант станции Борзя, участник штурма Зимнего, большевик Николай Яковлевич Семенихин.
С 1900 года он работал кузнецом в Борзинском депо. В 1914 году он был направлен на Путиловский завод в Петрограде. После революции по заданию Николая Яковлевича Подвойского возвращается в Забайкалье. Областной комитет партии направил его на станцию Борзя. Положение на Даурском фронте было тревожным. В эти дни в Борзе часто бывал командующим фронтом Сергей Георгиевич Лазо. Станция Борзя и поселок Суворовский объявлены на осадном положении. Атмосферу тревожного для большевиков положения на фронте, передает «Отношение начальника отряда по борьбе с Семеновым Борзинскому Совету рабочих, казачьих и крестьянских депутатов».
«Назначенный на 14 апреля с. г. съезд делегатов всей станицы предлагает не открывать до приезда начальника отряда товарища Лазо, который может дать на это разрешение, также станция Борзя и поселок при нем объявлены на военном положении. Товарищ Лазо возвратится завтра, 15 апреля с. г.».
Войска атамана Семенова начали наступление на Борзю. Чтобы воспрепятствовать их продвижению, на станции Харанор был выставлен пикет из 21 красногвардейца Читинской роты. Ночью семеновцы напали на станцию. Завязался неравный бой. Видя, что им не отбить значительно превосходящие силы семеновцев, красногвардейцы забрались на паровоз и стали отступать. Но вражеские пули пробили котел, через пробитые отверстия вырвался пар, и паровоз, шедший на затяжной подъем, остановился, не доезжая до перевала. Красногвардейцы бросили паровоз, отстреливаясь, отступали, но их догнали всадники. Лихие казаки приказали сдаваться красным. На что, те отвечали: - Не подходите гады, всех перестреляем как бешеных псов! В завязавшейся перестрелке красногвардейцы израсходовали все патроны. Спастись удалось только двоим. Высланное из Борзи подкрепление нашло остальных изрубленными на куски.
Среди погибших были рабочие железнодорожники Читы-1 Семен Мокрушин, Шишин, Аксинин, Федоров, Майоров, Яцевич, Еурьянович, Хасанов. Их похоронили в одной братской могиле. Путь на Борзю для семеновцев был открыт. Началось полномасштабное наступление. Борзинские красногвардейцы под командованием железнодорожника Афанасия Плисов, заняли позицию на севере поселка Суворовский ( прим. сейчас это окраина г.Борзя).
2-й Читинский отряд железнодорожников с пулеметами и 8 трехдюймовыми орудиями во главе с заядлым большевиком Константином Григорьевичем Недорезовым расположился вдоль полотна железной дороги. С юга по монгольскому тракту оборону держали Оловяннинский, Хилокский, Слюдянинский красногвардейские отряды. К утру обстановка осложнилась. Войска Семенова, вели наступление по обеим сторонам железной дороги, значительно приблизились к Борзе. Началась паника. Борзинский отряд перебросили на подкрепление к железной дороге. Станция обстреливалась артиллерией семеновцев. Снаряды падали на территорию поселка и станции. Велса обстрел жилых домов в которых укрывались большевики. Мирное население начало запоздалую, спешную эвакуацию. Начальник стации А. К. Кецарис саботировал отправку воинских эшелонов вагонов с рабочими и их семьями. Пришлось снять его. Вместо него назначили его помощника А. В. Сергеева. Эвакуация пошла организованней. Вслед за эшелонами начали отходить и красногвардейские отряды. 9 мая 1918 года Борзя была занята Семеновым. С Оловянной было отправлено два эшелона подкрепления, но во время оно не подоспело. Встретившись на перегоне с отступающими, подкрепление, состоящее из мадьяр-интернационалистов (прим. венгерские наемники служившие большевикам), развернулось в цепь и пошла навстречу семеновцам и отбило попытку их конницы нанести удар по отступающим красногвардейским отрядам.
Решительные и жестокие действия мадьяр дали возможность красногвардейцам дойти до станции Оловянная почти без потерь. В бою за Борзю красногвардейский отряд борзинских железнодорожников потерял два человека. В этом сражении отличились А. Г. Плисов, П. Т. Подтертин, заместитель начальника Борзинской службы пути Зинаида Тимофеевна Корейша. Она помогла взорвать большой мост через реку Онон. В середине мая красногвардейцы перешли в наступление.
В ночь на 11 июня по заранее разработанному плану, десятитысячная армия Сергея Лазо полукольцом развернулась и пошла к станции Борзя. П. Н. Журавлев со своим отрядом уже занял небольшую высоту, кавалерийская бригада «Копзоргаза» двигалась к станице Шарасун, Лазо с красногвардейскими отрядами медленно наступал вдоль линии железной дороги, интернациональный отряд двигался по правому флангу, а 1-й Аргунский казачий полк Зиновия Метелицы заходил в тыл белых со стороны Монголии. Удар был решительным и неожиданным. Семеновцы, не выдержав напора красных, в панике отступили, побросав оружие, обозы и лошадей. На станции белые оставили 800 пудов овса, 100 пудов муки и 200 пудов крупы. 11 июня войска Лазо заняли Борзю.
Вскоре семеновцы вновь заняли Борзю. На станции атаман Семенов объявил о создании Временного Забайкальского правительства, и провозгласил Забайкальскую республику.
Свидетельство о публикации №220051300386