Таинственное убийство Чухманенко

Китай в 20-е годы ХХ века представлял из себя рыхлую конфедерацию независимых провинций под управлением военных. Наличие белоэмигрантов в Маньчжурии и экономические интересы западных держав, делали по сути русскую дорогу (КВЖД) как кратчайший путь до Владивостока и «линию» влияния на большую политику через Китай, точкой напряженности, и объектом рейдерских захватов со стороны китайских властей. Концентрация напряженности на приграничной территории, образовала нарыв, который рано или поздно должен был прорвать, это произошло в 1929 году. Давайте рассмотрим роковую цепочку событий приведшую к конфликту. События эти полны тайн и не могут трактоваться однозначно.
По агентурным сведениям, полученным Харбинским Полицейским Управлением, 27 мая 1929 года, от 12 до 15 часов , в подвальном помещении генерального консульства СССР в Харбине было назначено коммунистическое заседание последователей Третьего Интернационала при участии коммунистов, проживающих на восточной лижи КВЖД. Поэтому Полицейское Управление 27 мая, в час дня, командировало пристава третьего участка с нарядом полицейских для производства обыска в помещении консульства СССР.
Коммунисты успели собрать и сжечь протоколы заседания и документы. Пепел был сфотографирован полицейскими. Найдено много документов, содержащих пропаганду коммунизма. Найдено оружие, патроны и опиум. В коммунистическом собрании участвовали сорок один человек служащих консульства и тридцать девять человек посторонних лиц. Сороковой, участвовавший в заседании скрылся. Консул СССР в Мукдене, Кузнецов так же участвовал в заседании.
В тот же день товарищ председателя правления КВЖД господин Чиркин, посетил Главноначальствующего, и заявил ему протест против обыска в советском консульстве. Главноначальствующий заявил, что коммунисты, при посредстве консульства СССР, как органа коммунистической пропаганды, действительно собираются для пропаганды, чем и объясняется весь инцидент. В силу всех этих соображений, действия генерального консульства в Харбине портят отношения с местными властями, и являются нарушением не только мукденского соглашения, но и международного права.


В Харбине 4 июля 1929 года покончил с собою выстрелом из „Браунинга" в висок член советской части правления КВЖД и заместитель товарища председателя И. О. Чухманенко.
Самоубийство это вызвало в городе много шума, потому, что И. О. Чухманенко занимал на КВЖД и в советских кругах весьма видное положение, так и вследствие чрезвычайной загадочности и видимого отсутствия причин для самоубийства. Естественно, что это породило множество слухов. И. О. Чухманенко работал на железной дороге еще и в дореволюционное время, и в советской части правления КВЖД его мнение имело большой вес. После самоубийцы остались вдова и четверо почти взрослых детей. 6 июля, после специально организованной церемонии прощания с покойным и „гражданской панихиды", тело И. О. Чухманенко в металлическом гробу было отправлено в Хабаровск, для погребения. Чухманенко Иван Осипович был специалистом по железнодорожному делу. Служил на многих железных дорогах. После революции 1917 года работал в реформированном железнодорожном комитете. Ведал в нем сибирским транспортом. При большевиках комитет получил название Викжелдор. В октябре 1918 года вступил в коммунистическую партию. Служил на ответственных постах на транспорте. Позже стал членом правления Уссурийской железной дороги. С 1 октября 1928 года член правления КВЖД. Был ярым последователем сатанинского учения Льва Толстого. Л.Н. Толстой отвергал все православные догматы и ниспровергал саму сущность христианства. Толстовцы вынашивали план объединить всех сектантов в "армию тьмы" ниспровергнуть христианство. Толстовцы были агрессивной сектой, участвовали в погромах церквей и глумлениями над святынями и издевательствами над священниками. Яркий пример этого разгром храма в с. Павловка в 1901 году. Умер в возрасте 43 лет. Получив вызов из СССР, застрелился 4 июля 1929 года в Харбине. Как ни странно, но примечательно в этом деле именно, то, что это самоубийство, если оно было таковым привело в действие цепочку событий вылившихся в трагический конфликт на КВЖД. Почему существуют сомнение в том, что это было самоубийство? Для сомнений есть причины. Примерно в одно время с самоубийством китайские власти провели аресты советских инженеров КВЖД и заняли железнодорожный телеграф, что бы никто без их ведома не смог отправить сообщения. Харбинские газетчики имея чутье на сенсацию, немедленно отправились в особняк Чухманенко.
"Прикормленный" китайский полицейский рассказал, что их вызвали только тогда, когда в особняке замыли следы крови, а труп зачем-то уложили в постель. Журналисты попытались пройти в квартиру и сделать фото снимки, но это им не позволил глава мугденского правления КВЖД, советский служащий Николай Петрович Пумпянский, бывший председатель Читинского комитета Партии Социалистов Революционеров. На КВЖД он стал работать еще по решению правительства Сибири А.В. Колчака, там и остался при советах. На следующий день по всей Маньчжурии были немедленно закрыты все советские учреждения. Из Харбина в спецпоезде спешно эвакуировалось свыше полусотни советских агентов. Китайцы произвели аресты многих советских служащих. Китайская часть правления КВЖД заявила, что советы нарушают договор 1924 года и ведут пропаганду коммунизма. Харбинские коммунисты не знали, как реагировать. Из Москвы не поступало не каких распоряжений. Вскоре в устье реки Сунгари появились советские канонерки. Москва объявила ультиматум о немедленном возобновлении нормальной работы дороги. И для обеспечения безопасности служащих перешли границу с Маньчжурией. В Харбине китайцы объявили военное положение. Белоэмигранты прибывали в панике. Китайцы отлавливали советских подданных и сажали в концлагерь Сумбей.
Советская сторона считала, что захватить КВЖД, китайских властей вынудили белоэмигранты и западные державы, желавшие узнать на что реально способна красная армия в Забайкалье. Сами китайцы говорили, что причины чисто экономические, просто они не хотели делить прибыль с СССР, который по их мнению плохо влияет на бизнес коммунистическими методами управления. По линии КВЖД проживало много советских граждан работавших на дороге, так же были и русские, про-советский настроенные, они сразу же после перехода красной армии границу начали борьбу против китайских притеснителей. Борьба не была насильственной, а носило просветительские, пропагандистские методы. Белоэмигранты желая настроить китайцев против СССР убивали полицейских, а вину сваливали на мнимых красных диверсантов.
Красной армией было проведено две наступательных операции, после которых китайские войска запросили мир. с 20 ноября по 10 декабря 1929 года шли переговоры между СССР и Китаем. 22 декабря в Хабаровске был подписан мирный протокол по которому дорога переходила в советско-китайское управление.


Рецензии