Николай Брагин. Первый военлёт республики

Студент старшего курса Московского высшего технического училища Николай Брагин, высокого роста, очень вдумчивый и любознательный, выделялся среди слушателей. Он буквально засыпал профессора вопросами. Николай Егорович Жуковский охотно отвечал, а однажды, чтобы продолжить беседу в более подходящей обстановке, пригласил его к себе домой.
Мировая бойня была в разгаре. Шел 1916 год. На зеленом от молодой травы летном поле двигались большие, с двойными крыльями белые «стрекозы». Одни делали пробежки, другие отрывались от земли и плавно кружились над аэродромом.
В Гатчинской военно-авиационной школе шла напряженная подготовка летчиков. Вольноопределяющийся Брагин, имея большие технические и теоретические знания, легко овладевал приемами пилотирования машины. Вскоре на его энергичный взлет, четкость эволюций в воздухе, на устойчивую и уверенную посадку. Заглядывались даже инструкторы. В отличие от многих других Николай Брагин каждый свободный от полетов час проводил в мастерской, изучал до тонкостей моторы, устройство самолетов. Он одним из первых овладел полетами на юрком «Ньюпоре», поднимал в воздух двухместный разведчик «Вуазея». Гудел, опоясывался огнем Юго-Западный фронт. Первая мировая война. Над Австро- Венгерским укрепрайоном словно повис русский самолет. Несмотря на интенсивный обстрел с земли, прапорщик Брагин не уводил свой разведчик с курса. Летный наблюдатель, работая на ключе, сообщал на наземную радиостанцию результаты артиллерийского обстрела. Тяжелый артдивизион по данным корректировщика бил точно в цель. Взлетали в воздух патронные ящики, разбитые пушки. Русского корректировщика не раз пытались обить немецкие «Фоккеры». Но он, умело маневрируя, отрывался от них или смело вступал в бой, подбив не один самолет противника. Молодой офицер был награжден четырьмя боевыми орденами, пятую, высшую награду офицерский Георгиевский крест Брагин получил за вошедшую в историю авиации одну из первых ночных бомбардировок.
Ранним декабрьским утром 1919 года в тишину просыпавшегося Иркутска ворвался ружейно-пулеметный огонь, взрывы гранат, редкие орудийные выстрелы. Под руководством военного штаба Иркутского комитета РКП (б) началось вооруженное восстание против колчаковцев. В ходе, семидневных боев, когда борьба шла с переменным успехом, с военного городка станции Иннокентьевская появился аэроплан. Он облетал расположение белых войск, а за ним стелилась белоснежная дорожка листовок. Огненные строки воззвания Сибирского комитета большевиков разили деморализованных солдат не хуже снарядов. В очищенном от колчаковцев Иркутске, Политцентр пытается взять власть в свои руки. Газеты Иркутского губкома РКП(б), изобличают эсеровскую сущность сторонников Политцентра и выступающие с призывом «Вся власть Советам!», разбрасываются с аэроплана. Разведкой с воздуха обнаружен и обстрелян авангард каппелевских войск, входивших в село Куйтун. Отважным летчиком, совершившим все эти полеты, был Николай Михайлович Брагин.
В 1918 году, вступив в состав авиаотряда Красной Армии, красвоенлет Николай Брагин служит на Восточном фронте. Во время отступления Колчака он по заданию пробирается в Иркутск и поднимает на восстание 14 авиаотряд, готовившийся перебазироваться за Байкал. Н. М. Брагин становится во главе авиационного отряда советских войск. Его летчики ведут глубокую разведку на запад и восток от Иркутска. Когда была образована Дальневосточная Республика, начальник воздушного флота пятой краснознаменной армия Н. М. Брагин становится начальником воздушного флота Народно-Революционной Армии Дальне-восточной республики, Брагин проводит огромную работу. Оторванный от центра, без всяких директив, он по своей инициативе формирует авиаотряды, стационарные и подвижные авиационные мастерские, авиашколу, авиапарк. Боевые звенья авиаотрядов подтягиваются на ближние подступы к Чите. Со станции Могзон и полевых аэродромов они предпринимают разведывательные полеты, ведут аэрофотосъемку. Появляясь не раз над Читой, разбрасывают листовки. Летчики Г. Е. Барчук и Ф. Д. Калитннков бомбят главный семеновский штаб в Чите. Широкая агитация действует даже на белых авиаторов. Многие из них знают по фронтам первой мировой Брагина, Бачарова, Барчука. За апрель — ноябрь двадцатого года четыре семеновских летчика перелетают на сторону НРА.
И не случайно, когда 20 октября атаман Семенов сделал два круга над Читой, за штурвалом его самолета сидел японский летчик. Из Читы начальник флота направляет свои отряды дальше на восток. Они участвуют в боях под Хабаровском, Спасском. Гул авиамоторов слышится над Владивостоком, над бухтой «Золотой рог», над освобожденной столицей Монголии Ургой. В 1924 году Н. М. Брагин работает инженером в авиационной промышленности. Он конструирует приборы для опытных образцов истребителей. За успехи на этом поприще был награжден премией правительства, а по личному распоряжению наркома С. Орджоникидзе легковым автомобилем. Будучи первоклассным летчиком и опытным инженером, Н. М. Брагин на пятом десятилетии своей жизни закончил Московский авиационный институт и Высшую парашютную школу.
В 1939 году участвовал в советско-финской войне, в должности военкома. Погиб в боях за станцию Пальцево. Похоронен на братской могиле в городе Выборге. 21 марта 1940 года Николаю Брагину присвоено звание «Герой Советского союза», посмертно.


Рецензии