Ниновка далекая и близкая. Глава 17

  Много задушевных песен, ярких небылиц, страшных историй пришлось услышать на своем веку Матрениной избе. Этот молчаливый свидетель глубокой старины и на этих посиделках узнал ещё одну интересную историю.
 
- Матрёна! Чуешь, Матрёна? Расскажи нам про ту гору! - вполголоса произнесла Варвара,  указывая взглядом на монастырь.

  Казачка нахмурила свои черные, как уголья, брови:

-  Про страшную? А не испужаетесь? А то ведь такое не всякому и говорить можно! С опаской надо...

- Не! Не испужаемся!

- Ну, тоди сидайте кучнее! Хлопцы, подвиньте лавки до нас ближченько.

Ребята бросили игру в карты и мигом расселись на полу, хорошо смазанном глиной.

- Все, шо я вам буду рассказывать, не сказка то, а побывальшина. Поведала мне  как-то покойница бабка Марфа о том, что однажды с ней произошло.

  В избе вдруг наступила такая тишина, что стало жутковато ...

 А рассказывала бабка Марфа так.

- Как-то раз позвала меня с собой в лес за грибами, да за лечебными травами бабка Анисия.

- Та, знахарка, шо над Осколом жила? - поинтересовался изумленный Макар.

- Да, она! Так вот, слухайте!

- Вот идем мы в сторону Пустыни. –  сказывала бабка Марфа. -  Только прошли монастырскую гору,  как лес прямо на глазах потемнел, а деревья, словно густая стена путь перегородили.

 Я было ей:

- Бабушка Анисия, тут вон, темнота-то какая, шо ни трав, ни грибов не видать!

  Глядь по сторонам, а бабки-то, нигде и нет…

  Стою одна в темном лесу. Страшно!

  Вдруг прямо передо мной появилась женщина. Да такая огромная, что и представить-то невозможно! Большущая, ну как столб, стоит передо мной и вся сияет, потому как вся одежда на ней из чистого золота. Протягивает мне палку и приказывает:

- Бей по мне! Ударь меня, все золото твое будет! Бей!

  Я скорее давай молитву читать и только надумала бежать, а она как расхохочется, да так, что весь лес задрожал… и враз исчезла.
Побежала  я, опомнилась только на поляне.  Глядь, из лесу выходит  бабка Анисия и ко мне направляется, а в руках у нее лукошко полнехонько грибов, а на спине вязаночка трав лечебных.

- Бабушка! - говорю ей: - Вроде и лес один, вы вон сколько грибов и трав собрали, а я ничего.

  Она посмотрела на меня стеклянным взглядом:

- Не послушала ты меня, поэтому и нет у тебя ничего.

- Эх,  бабка Марфа! Бабка Марфа! -  перебил рассказчицу Павел.- Ей бы ударить палкой по золотой бабе! Сколько золота бы с нее посыпалось! Все себе забрала бы!

- Не-е! Нельзя! Баба Марфа тогда так в лесу и осталась бы и не смогла бы рассказать эту историю!

- Ну, и дела... - перевел дух Макар. - Так, что оно дальше-то было?

- А вот что! – не спеша продолжила рассказчица. - Кажуть, что на нашей Ниновке когда-то жила сильная знахарка-колдовка. Жила она долго, а когда учуяла, что помирать ей скоро, задумалась:

- Кому свою колдовскую силищу передать?

  У колдунов такой порядок: не умрешь до тех пор, пока свое мастерство кому-нибудь не передашь.

  Так вот, как раз в ночь перед праздником Ивана-Купалы, призвала она к себе эту Анисию и говорит ей:

- Анисия, времечко мое на исходе… Хочу перед смертью передать тебе свою силу, поэтому и позвала тебя. Сегодня в полночь на страшной горе зацветет огненный папоротник. Ты, никто другой, только ты должна сходить туда! Не забудь взять с собой нож. Туда идти тебе будет легко, словно по воздуху лететь будешь. На той горе среди темного леса увидишь яркий цвет папоротника! Долго не рассматривай его, а поскорей срежь!
 
- Дай мне свою руку, руку...

  Колдовка  слабела на глазах, но успела сказать:

- Разрежешь в этом месте свою ладонь, вложи туда цветок папоротника и, тогда беги оттуда насколько силушки твоей хватит! Беги без оглядки! За твоей спиной будут  топотать звери, ржать кони и всякая нечесть! Смотри, не оглянись! Пропадешь тогда! Исполнишь?!

  Колдовка успела схватить Анисию за вторую руку и …померла.

  Рассказчица замолчала. В избе повис страх. Чуть погодя все стали робко переглядываться.

- Ну, и что, ходила Анисия на ту гору? Что с ней сталося? - с любопытством спросил  Ермолай.

  Казачка Матрена обвела взглядом углы своей хаты и уверенно добавила :

- Анисии хватило той силы, шо была в руке колдовки! Она ей через руку и успела передать!

- А ще кажуть, шо когда помирала баба Анисия, курка петухом закричала!  Во как! 

- Ну, и дела?!- перекрестился Макар. - Вот так бабка Анисия! Вот так почтеннейшая да смиреннейшая старуха! Чув я от батьки и другу историю про ту гору.

  Вот уж нечистэ то место, так нечистэ, и глухое такое.

- Ну, сказывай! Интересно ж! - оживился Иван.

- А случилось вот что. Под тот же праздник пошел мой батянька в лес и заблудился.

- Чую! - говорит он. - Водит меня по кругу какая-то сила. Хочу выйти из лесу: иду-иду, и опять ноги приводят в туже лощину, откуда  я пытался выйти.

  Уже вечер, в лесу темнеет быстро. Поднялся батя на ту гору,  совсем выбился из сил. Присел и задумался, что ему делать. И вдруг невдалеке холодный столб лунного света высветил необычное зрелище! То была  пляска! Быстрая дикая пляска!
  Да-а-а! Много знакомых лиц успел разглядеть батька: и тетку, которая недалеко от купца Митрича живет, и самого покойника-купца танцующего в центре круга.
Вот и та самая лихо отплясывающая колдовка, а рядом кружится в неистовой пляске  совсем еще молодая бабка Анисия. Тут же и знакомая бабка из Песчаны.
И такие люди на том шабаше ведьм были, о которых и не подумаешь, что они служат нечистому.

  Батя хочет подняться и не может. Во как!

  Так и смотрел он на бешеную пляску, пока птица какая-то не закричала. Тятя оглянулся, и нет никого!

- Так, там же рядом монахи живут! То место намоленное! - возмутился Иван.

- Монахи живут в своей пустыньке! С ними крестная сила! - шепнул Яшка.

- А другая гора - очень страшная! А лощина под ней еще страшнее! 

- Хлопцы! Не ходите туда! Старые люди правду кажуть, шо у том самом месте, где цветет папоротник, собираются все ведьмаки и ведьмы...  - прошептала напуганная Анна.

  Охваченные страхом все растерянно переглядывались.

- Батюшки Святы! - заволновалась Мотя. - Як же нам теперича до дому идтить?

  Девушки засобирались домой. Укутавшись в платки, они нерешительно застыли у порога:

- Страшно!

- А ребята на шо?  Не мне же вас до дому вести! - улыбнулась хозяйка.

- Не бойтесь, девчата!  Проводим всех аж до самых дверей! - подбадривал Сергей. –
 
  За этим разговором забыл всем сказать, что завтра Дягель лошадей запрягать будет! Приказчик Иван Пантелеич, кличет всех в усадьбу! Масленицу праздновать!

- Ох! И погуляем мы на масленицу!

  Безлунная, темная и тихая ночь усиливает чувство тревоги. Липкий холодок страха словно парализовал волю. Подружки, взявшись под руки, словно прикипели друг к дружке. Расставаясь, каждая с трудом отрывалась от подружек и убегала к дверям родной хаты.
Ребята проводили самую дальнюю девушку, Матрену, на противоположный край Ниновки.

  Деревня совершенно затихла. Так обыкновенно замолкает она до утра.

          Продолжение тут http://proza.ru/2020/05/15/1785

 


Рецензии