Воспоминания детства. Граница. Глава 3

       Отгремели салюты Победы. Слезы радости высохли на глазах. Сердца людей переполнялись радостью будущей мирной жизни. Надо было жить дальше. Восстанавливать все, что война разрушила. По мосту через пограничную речку Западный Буг потоками шли люди в обоих направлениях, возвращаясь в родные края, на свою родную землю, в свои дома. Жители городка Устилуг выходили на дорогу встречать своих родных или просто знакомых. Многие из них были узниками концлагерей, созданных фашистскими захватчиками на территории Польши. Худые, изможденные они шли еле волоча свои ноги.

       Мы, с сестренкой, многое ещё не понимали. Но выходили на дорогу посмотреть на этих людей. Было страшно. Папа нас ругал, заставлял сидеть дома. Но была весна и наступило лето. Как можно было нас удержать дома. Мы радовались теплу и солнышку. Мы радовались цветущий деревьям в садах. Такого мы ещё не видели нигде. Мы дети, рождённые в крупном промышленном городе, вдруг оказались в райских садах.

       Домик, в котором мы стали жить, стоял на крутом берегу пограничной реки Западный Буг. Выбегая из дома, мы попадали во двор, а территория двора резко обрывалась у реки. Нам запрещалось приближаться к берегу. Но что и кто может запретить детям... Мы сгорали от любопытства... А что там дальше? Я первой попробовала подойти... Ничего страшного... Позвала сестрёнку и мы увидали внизу реку и противоположный низкий берег, на котором какие-то мальчишки пасли коров. - Эге! - закричали мы им, приветствуя рукой. Они нам тоже что-то кричали и махали  руками. Но слов мы не могли разобрать, мы говорили на разных языках.  Некоторое время, мы махали друг другу руками и кричали. На реке появилась надувная лодка с пограничниками. Их было двое. Один, крикнул нам с сестрой, что бы уходили. А второй пограничник, что-то сказал тем мальчишкам. И те быстро, забрав своих коров, стали удаляться от своего берега. Мы с сестрой, обиженные пошли домой. На обед пришёл папа. Ему уже доложили о нас. Он строго отчитал нас за непослушание. Потом, объяснил, что нас могли застрелить с того берега. Ведь там другое государство, совсем другой народ. Своими криками мы мешали пограничника слушать тишину. Вообще мы получили по полной. Больше мы старались не приближаться к крутому берегу Западного Буга.

       Но дети остаются детьми. Нас одолевало любопытство. А что там? А там что? Недалеко от дома находился овраг. Нам он казался огромным... Он весь был заросший громадными лопухами и нам стало интересно, а что за ними? Может там живут какие-то звери? Пытались несколько раз спуститься, но не смогли преодолеть страх. Через дорогу стояло какое-то разрушенные здание... Остатки его, привлекло наше внимание. Мы спросили у папы, что это, такое красивое из красного кирпича? - Это был католический костел. Разрушен немцами при отходе. - объяснил нам папа. - А, что такое костел? - вопросы сыпались и сыпались. Но папе не было времени нам обьяснять, он все время торопился на службу.

       Однажды пропала моя сестрёнка. Родители были в тревоге. Где мы только не искали её. Я получила хорошую взбучку от родителей. Меня предупреждали и просили, что бы я её никуда не отпускал от себя. Но разве у держишь любопытного, пятилетнего ребенка... Все, отдыхающие от службы, солдаты были подняты на поиск моей сестры. Где-то обрушилась стена старого здания, начали разбирать завал... И тут вдруг, показалась телега и рядом с пограничников сидела моя довольная сестра. Улыбающаяся, сияющая...
А родители уже решили, что её похитили...А она сама попросилась, к проезжавшему на сельской телеге, пограничнику, покататься... А он в это время ехал на подсобное хозяйство, по молоко на обед и решил её прокатить.Но пришлось задержаться на подсобном хозяйстве, где сестру угостили молоком...Какими словами папа ругал этого пограничника, совсем молодого паренька, мы не слыхали, только слышали: - Извините, товарищ капитан.. Больше этого не повторится... Простите, товарищ капитан... А мы в это время обнимали Леночку, так звали сестру, и плакали вместе с мамой.

       Не только дети совершают ошибки, но и взрослые. Папа стал собираться ехать на дальнюю заставу, по долгу службы. Я стала слёзно его просить взять с собой. - Папочка, ну возьми меня с собой, я буду слушаться... - упрашивала я. Наконец папа согласился. За нами приехала машина, загруженная продуктами питания для пограничников заставы, обмундированием и некоторыми, очень нужными предметами для заставы. Папа посадил меня в кабину между водителем и собой. Я была довольна. Мне все было интересно. И папе и пограничник-водителю со мной некогда было скучать. Я засыпала их вопросами. - А почему город называется Устилуг? - спрашивала я. - Вот, смотри, мы подьезжаем к мосту через речку Лугу, видишь? А теперь посмотри слева, там где сидит водитель, видишь, эта небольшая река впадает в большую, в Западный Буг... И вот тут, в устье реки Луги и возник город, который назвали Устилуг, - объяснял мне папа. - А когда построили этот город? Давно! - спрашивала я. - Очень давно, больше тысячи лет тому назад... - рассказывал папа. - А что и тогда жили люди? - не унималась я. - Люди все время жили на земле... Папа уже устал от моих вопросов... А дальше мы ехали красивым лесом. Дорога была узкая и плохая, размытая дождями... Ехали мы осторожно... И вдруг, услыхали выстрелы... По нашей машине стреляли. - Засада! - крикнул папа и мгновенно уложил меня на дно кабины, а сам с автоматом в руке вместе с вооружённым водителем стали отстреливаться. Бой был коротким... Из лесу перестали стрелять... То ли были убиты, то ли ранены...А может просто скрылись в лесу... Это была засада бандеровцев. Слава Богу, что ни папа, ни водитель не были ранены. Они от машины далеко не отходили... Они берегли и меня, и машину. А я, сжавшись в комочек, так и лежала на дне кабины между рулём и сиденьем. Мне было страшно! Папа долго меня успокаивал и ругал сам себя за то, что согласился на мою слезную просьбе взять меня с собой...
- Только не рассказывай ничего маме, а то она меня убьёт... - просил меня папа. Ещё через час езды мы уже были на пограничной заставе. Что это такое, я узнала с детства.
 

               Продолжение следует.

                13 мая 2020 г.


Рецензии