Яков Бухбанд. Борец с православием в Забайкалье

1 марта 1930 года Читинский окружной отдел ОГПУ возглавил плохо говоривший по-русски австрийский еврей Яков Арнольдович Бухбанд, садист со склонностью к написанию завуалированных автобиографических пьес, в которых он смаковал отвратительные убийства близких родственников.
Эти пьесы он заставлял читать своих подчиненных в библиотеки - читальне ОГПУ. В Забайкалье этот "карающий меч революции" прославился изощренной борьбой с православным духовенством, фабрикацией подложных дел, пытками. Особое удовольствие Бухбанду доставляло самолично расстреливать заключенных тюрьмы, на глазах у остальных узников. В исполнение своего ремесла палача, он проявлял артистизм и изобретательность. В целях экономии патронов он бывало ставил заключенных по росту, и старался выстрелить так, что бы одной пулей прострелить как можно больше голов. Кто-то ради удовольствия кидает гальку по воде, считая сколько раз камень отскочит от водной глади. Гэпэушник любил считать простреленные головы. Уже в начале 1930 г. расстрелянный конвейер работал на полную катушку. Предписания на расстрел подписывал непосредственно Бухбанд. В число палачей обычно включали рядовых оперов. За раз команда из трёх исполнителей расстреливала до двадцати пяти человек.
В 1930-м Якову Арнольдовичу хватало его любимой работы с избытком. Счастливая улыбка нисходила с его лица. По всему Забайкалью вспыхивали крестьянские восстания. Практически сразу после включения ДВР в состав РСФСР, начались нескончаемые притеснения забайкальского населения пришлыми руководителями. Советы сразу же разоружили бывших красных партизан сражавшихся за свободу и независимость своей республики, за то, что бы быть хозяевами на своей земле, без чьей либо указки, без оглядки ни на кого. Забайкальские казаки в стремлении к всеобщему равенству даже сами, добровольно отказались от всех сословных привилегий, но большевикам этого было мало, им необходимо было вытравить саму суть казачью, лишить народ памяти. Превратить забайкальских казаков в бесправных крестьян-колхозников, лишенных даже права свободно передвигаться по своей бывшей земле, поставить в полную зависимость от коммунистов. Тех же кто был не согласен, кто противился новым порядкам, тех кто помнил, что воевали "За советы, но не за коммунистов", кто помнил предательство местных большевиков в 1922 (многих из них впоследствии репрессировали), таких нужно было уничтожить, устранить физически. Для выполнения этих задач нужно отменить прежние человеческие ценности, которые оберегались церковью, значит нужно уничтожить их вместе с их служителями. Лучшим кандидатом для претворения в жизнь целей и задач "цэка" в Забайкалье оказался Яков Арнольдович.
Его семья многие поколения была сторожами в синагоге. Будучи иудеем, патологически ненавидел православие, большевик интернационалист с остервенением готовый убивать всех кто против мировой революции. Австрийский подданный, он в I мировую войну воевал против русских. Попал в плен, затем революция, служба в красной гвардии, потом карьера в ЧК. 22 марта 1915 года русской армией был взят родной город Бухбанда Перемышль.
Забайкальские казаки во время войны участвовали в сражении, поэтому у Бухбанда были личные счеты к казакам. Утонченное, извращенное удовольствие ему доставляла "работа" со священниками. Ему решительно нравилось измываться над служителями церкви, заставлять их отрекаться от веры, лжесвидетельствовать. Приведем небольшой пример пыток которым подвергали заключенных: "Пытки производятся следующим образом: жертва растягивается на полу застенка. Двое дюжих чекистов тянут за голову, двое за плечи, растягивая таким путем мускулы шеи, по которой в это время пятый чекист бьет тупым железным орудием, чаще всего рукояткой нагана или браунинга. Шея вздувается, изо рта и носа идет кровь. Жертва терпит невероятные страдания…" Самым ярким эпизодом борьбы Якова Бухбанда с православием в Забайкалье справедливо можно считать так называемое дело "клерикально-монархической организации". После того как чекистам была дана команда "фас", последовали массовые аресты священников и прихожан, у людей допытывались "по чем нынче опиум для народа?", но и как водится не замышляли ли забайкальцы часом, подстрекаемые попами вернуть царя-батюшку. И надо же все как один спали и видели как бы восстановить монархию. Гэпэушникам сразу же все стало ясно. Их шэф Яков Арнольдович решил-постановил, что без церковного, антисоветского заговора не обошлось. Главой заговорщиков конечно же является не кто иной, как сам архиепископ Забайкальский Евсевий (Евгений Петрович Рождественский).
В вопросах церковной дисциплины епископ Евсевий был весьма строг и не терпел небрежного или легкомысленного отношения к Богослужениям. Круг общения Преосвященного был весьма узок, и, как и приличествует монаху, он не отличался многословием и не любил светского общества. При этом, однако, отнюдь не был замкнут и многим людям оказывал весьма значимую поддержку. Наиболее близок епископу Евсевию был протоиерей Николай Любомудров, твердый и искренний монархист, известный откровенными и смелыми проповедями. Хотя с каждым месяцем все больше приходов возвращалось из обновленчества в Православие, давление со стороны советских властей, часто переходившее в открытый террор, ощущалось все сильнее. Духовенство по большевистским законам было так называемыми «лишенцами», то есть церковнослужители не имели права голоса, не могли, как элемент неблагонадежный, находиться дольше 24 часов в приграничной полосе и даже пользоваться публичными библиотеками; они лишались продовольственных карточек (а по ним тогда распределяли продукты) и подвергались иным стеснениям. О том, какова была жизнь батюшек в то время, можно судить, например, по рапорту отца Андрея Рудакова от 4 августа 1929 года: "…с мая месяца нахожусь в совершенном гонении, и гонение это идет в административном порядке из-за вопросов религии... С мая месяца я был назначен на два месяца сельским исполнителем, которые и отбыл, теперь выбрана моя жена. Четыре раза назначался отбывать трудовую повинность, а также и мой сын 16 лет. В последнюю работу я рыл канавы, в грязи схватил паратиф… Ученику отказано в школе, а доучиться осталось один год. Благословите, Владыко, на терпение".
В декабре 1930 был арестован, обвинён в руководстве «контрреволюционной монархической организацией». Архиепископ Евсевий на допросах не терял крепости духа и в своих показаниях, которые от него требовал Яков Бухбанд. Нужно понимать в какой форме требовал показаний экзекутор. Под давлением следствия признал лишь то, что якобы слышал о существовании некой подпольной антисоветской организации, но сам в ней не состоит, и не знает таковых. 22 января1931 постановлением Тройки полномочного представительства ОГПУ Восточно-сибирского края приговорён к десяти годам лишения свободы. Обывал наказание в Мариинске. В октябре 1937 года дополнительно обвинен в поповско-фашистском заговоре и приговорен к расстрелу. 5 ноября 1937 года был расстрелян предположительно где-то под Новосибирском. Место погребения неизвестно.
Как водится справедливость рано или поздно всегда торжествует, черное ни когда не становится белым, а правду не утаишь.
Архиепископ Евсевий был реабилитирован 20 мая 1957 года, в 1981 году причислен к лику святых. Яков Бухбанд 8 января 1938 года был расстрелян по обвинению в троцкистском заговоре.


Рецензии