Чистописание
И первое разочарование в жизни – отмена в 1959 г. школьной обязательной формы, а также то, что на первом построении первоклассников я не обнаружил красного знамени и командиров классов. Цветы, цветы, и мы, одетые в штатское! Однако, красивая и строгая учительница, Мария Николаевна, четко построила нас и рассадила по партам попарно.
Первый урок, урок истории и патриотизма, а как же иначе!
Второй урок – чистописание. Вот чудеса: оказывается, нужно учиться правильно держать карандаш и ручку, ручная моторика – это путь развития ума! А я-то, думал, что уже умею читать, писать и рисовать, но школьная премудрость правильной постановки пальцев и удержания карандаша и ручки, привели мня в смущение. Пальцы не сгибались, как надо, почему карандаш нужно держать именно так? Больно и неудобно!
Однако, дисциплина письма состояла в том, что первую четверть мы учимся писать по образцам, сначала карандашом, потом перьевой ручкой, а во второй четверти будем совершенствоваться по специальным “прописям”. Это такие тетрадки, с образцами правильного написания букв и слов, нам их выдадут позже.
А пока мы пишем карандашом в тетрадях с листами в клеточку, выводим прямые и косые палочки, точки и черточки. Тем, кому удается рисовать ровно и аккуратно, учительница разрешает писать ручками. Это поощрение, приз, признание таланта! Представьте: острое, расщепленное, пружинящее стальное перо, специального (трудно подобрать другой эпитет), каштанового цвета, вставляется в металлический зажим деревянного стержня – ручки. И это великолепие кончиком пера макается в чернильницу – непроливайку, а после того, при помощи этого волшебного снаряда можно писать слова, рисовать рисунки в тетрадке и, тайно, в учебниках. Искусство, волшебство, доступное избранным!
Ну, это все эмоции и мечты, а сегодня я, очень стараясь, выполняю домашнее задание. Косые линии и завитушки, наносимые остро заточенным карандашом, никак не хотят быть параллельными и аккуратными. Не беда, ластик, ”стирательная” резинка, поможет. После двух-трех исправлений, на линиях и трассах письма образуется прореха, вернее сказать, позорная дырка. Мне, аккуратисту, это очень не нравится. Попытка подклеить с обратной стороны заплатку с нужными линиями, потерпела неожиданную и обидную неудачу.
Из отчаянной задумчивости меня вывела мама.
- Будем исправляться! Вот новая тетрадка, перепишем все заново!
- Как, все четыре страницы? Это много, я не смогу!
- Да, сынок, давай вместе!
Урок настойчивости, аккуратности, точности и целеустремленности, преодоления, со слезами на глазах, остался в памяти на всю жизнь.
Завтра в классе, публично, при всех, Мария Николаевна похвалила меня и разрешила писать ручкой!
Память первых побед, трудолюбия, родительской любви, единства фронта и тыла, поддержки и помощи… Смогу ли, по эстафете, передать сыну и внуку?
Должен.
1959-2014
Свидетельство о публикации №220051300007