Разрушая стереотипы войны

Моя мать провела в оккупации своё детство от и до. Перед войной они - бабушка и четверо детей - жили в Браславе и видели красноармейцев в подштанниках, бегущих от немцев. Потому моя бабушка после войны на все упрёки наконт оккупации всегда давала жёсткий ответ: "Мы не успевали за стремительно отступавшей Красной Армией..."

Та же моя бабушка работала уборщицей в Браславе в немецком штабе. Ей ещё не было сорока. Но никаких жалоб на похотливых немцев от неё никто не слышал. Обращались к ней чаще всего "фрау"... Опять же на упрёки особо умных патриотов - типа чего она пособничала оккупантам - отвечала бабушка вполне логично: "А четверых детей кто кормить будет?" При том, что муж её в то же самое время воевал в Красной Армии и дошёл до Кенигсберга, но его воспоминания о войне я вообще здесь приводить не буду от греха...

Дядя и тётя, старшие дети, потом были угнаны в Германию и там на бауэра, фермера по-нынешнему российскому, работали. Ничего хорошего там не видели, но живы остались. Мама и её сестра, как младшие, частенько в деревни близлежащие ходили и продовольствие там добывали. Подробности рассказывать не буду, но опять же, как мама объясняла, немцы разные были. Чёрные, которые эсэсовцы (наше НКВД в смысле, только наше НКВД на передовой ничем не отметилось, в отличие от элитных соединений СС) - это смерть, а вермахт - это те же наши крестьяне.

Хуже всех мама своих БЕЛОРУССКИХ полицаев ненавидела кстати. Немцы - они немцы и есть. А свои - самые страшные были, из-за них ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ смертей была. Они и евреев на вверенных территориях знали, и со своими недругами счёты сводили. На немцев мама зла не держала, а своих собственными бы руками давила, судя по её эмоциональным рассказам.

На рубеже веков прожил я больше трёх лет в Псковской области, в Пушкинских Горах. Тогда ещё много было свидетелей той давней войны. И мне было интересно сравнить их воспоминания с рассказами своей матери. И расспросил я как-то одного старика про те дни, когда немцы в Пушгорах стояли. Ответ примерно таков был.

"Ну ничего плохого не скажу. Евреев у нас тут отродясь не водилось, а цыган немцы перестреляли, это они молодцы. За воровство вешали, не без того, но кто работал - к тем нормально относились. У нас вермахт стоял, эсэсовцев не было. Одно хорошо помню - когда того немца, что у нас в доме стоял, переводили на фронт, он нам сказал: хорошо нам с вами жилось, спасибо, но вот переводят нашу часть на фронт, а сюда финны придут. Так вы с ними поаккуратней будьте, берегите себя, они - ЗВЕРИ! Мы их сами боимся..."

Это то, что живые свидетели рассказывали. А я просто слушал. К сожалению, слишком мало слушал, слишком редко и слишком мало спрашивал... Теперь уже не переспросишь...

13. 05. 2020


Рецензии