МИЦА

          <1>
          Наша улица находится неподалеку от сахарного завода и, естественно, многое в жизни связано с ним. Сегодня вечером бабушка взяла меня с собой в ДК сахзавода на спектакль ”Наталка-Полтавка” самодеятельного театра.
          Хотя я уже учился во втором классе, но в театре еще никогда не был. И не представлял себе, что такое театральная постановка, пьеса, тем более, что такое опера.
          Увиденное и, особенно,  услышанное, потрясло мою детскую душу до глубинных основ. Напевные народные мелодии, простой и понятный язык песен-арий, озорной юмор и открытые искренние чувства персонажей,  зажигательная игра актеров, нехитрый драматический сюжет и неожиданный счастливый финал,  подарили ощущение настоящего  праздника.
          Счастливая песня Наталки запомнилась мгновенно и осталась в памяти на всю жизнь:

       Ой я дівчина Полтавка,
       А зовуть мене Наталка:
      
       Дівка проста, не красива,
       З добрим серцем, не спесива.
      
       Коло мене хлопці в'ються
       І за мене часто б'ються,
      
       Но я люблю Петра дуже,
       А до других мні байдуже.

          Возвращались  домой почти абсолютно черной тихой украинской ночью, уютными знакомыми улочками старого Проскурова. В душе продолжали радостно звучать слова праздничного хора “Начинаймо веселиться, час нам сльози осушити” и я почти не слушал  рассказ бабушки о стародавнем житье-бытье украинского села. Но, все-таки, услышал жалобный писк и увидел возле забора маленький пушистый комочек, чуть больше воробушка.
          - Бабушка, давай возьмем котика? - так у нас появилась кошка Мица.

          <2>
          Принесенного домой котенка напоили молоком, накормили, приласкали, приняли в семью и уложили спать  в уголке возле печки на специально связанном коврике. Мица быстро освоилась, росла, оказалась превосходной охотницей на мышей и стала основательницей многих поколений династии наших домашних кошек.
<Мы росли, учились, уезжали, создавали семьи, строили свои дома. Но, когда мы возвращались  домой,  нас всегда встречали родные и, конечно, Мурка, Машка, Марта и другие кошки и коты, очень похожие на родоначальницу Мицу.
          Пролетели шестидесятые, девяностые, наступали двухтысячно-нулевые.
Не было уже деда, мамы, отца, ушли дядя Тима, бабушка…
          Последним в ряду потомков Мицы оказался кот Мартын, хитрющий плут, виртуозный ворюга,  непревзойденный турнирный боец и гуляка. С разорванным ухом, разодранным боком, расцарапанной мордой, худющий и облезлый, он неожиданно появлялся после многодневного отсутствия, зализывал раны, отъедался, отсыпался, и также неожиданно исчезал надолго для новых приключений.
          <Когда тетю Нилу забрали в больницу, Мартын исчез в очередной раз. В день, когда она умерла, Мартын вернулся, забился в промежуток  между стеной дома и соседским забором и плакал так горько и жалобно, как маленький ребенок. К еде не прикоснулся, в дом не зашел и пропал в день похорон, теперь уже навсегда.>

          <3>
          С возрастом я прочитал искрометные произведения  классика, основателя украинской поэзии Ивана Котляревского, автора  поэмы-бурлеска ”Энеида”, водевиля “Москаль-чарівник” и  пьесы “Наталка-Полтавка”.
          Восхищаясь юмором, народным языком,  блестящей пародией на классический сюжет, мастерским владением автором  редкой поэтической формой макаронической поэзии   ”Энеиды”, я, тем не менее, задумывался о простой и загадочной драматургии и  сюжете  “Наталки-Полтавки”.  Почему добрая, простая девушка Наталка сначала ради благополучия и спокойствия матери соглашается на брак с нелюбимым, а потом проявляет неожиданную твердость? Почему, казалось бы, пламенно влюбленный Петр, отступается от любимой? Конформизм или самопожертвование? Почему прожженный взяточник и мироед, возный Тегерваковский вдруг проявляет такое благородство? Самосохранение или …патриотизм?
          Сладко мучаясь этими волнующими вопросами, я решил приобщить к настоящему искусству молодое поколение.
Купил билеты на спектакль в Держоперу*,  пригласил сына и его друга Костика, беззаботных первоклассников, в театр.
          По дороге, в троллейбусе и в метро, я увлеченно рассказывал им сюжет и историю создания “Наталки…”, обещая интересное зрелище и настоящие песенные хиты, некоторые партии даже спел, как мог.  В программке практически возле каждого персонажа пьесы стояли громкие фамилии артистов, заслуженных и даже народных. 
          Вооружившись биноклем, мы расположились в первых рядах партера, благо, зрителей было не очень много.
          Происходящее на сцене повергло меня в шок и недоумение. Не знаю, что послужило причиной – расположение светил, стечение неблагоприятных обстоятельств, усталость артистов от многократного исполнения очередного рядового спектакля, но праздника искусства не получилось. Голоса не звучали, слова  текста разобрать было трудно, мизансцены были нарочито грубо плакатно-лубочными…  Исполнители  как будто  отбывали наскучивший им номер. Без огня! 
Молодежь была явно разочарована таким исполнением ожиданий, было  видно, что им скучно и неинтересно. Ситуацию не спасло и обильное угощение мороженым, пирожными и лимонадом в антракте.
          Оскорбленный в своих лучших чувствах, стараясь не подавать виду, я мысленно укорял себя: - Не хвались, идучи на рать…  Не расхваливай чужой товар… Лучше быть разочарованным приятно, чем неприятно…
          Сын, заметив мое состояние, шепотом успокоил меня: - Папа, а ты спел лучше…

          <4>
          Ворочаясь бессонной ночью с боку на бок, под аккомпанемент мартовских кошачьих песен за окном, я думал о том, что не стоит преподносить впечатления готовыми на блюдечке с золотой каемкой, что ремесло тленно, а искусство вечно, что у каждого времени свои песни…
          И снились мне кошачьи хоры потомков Мицы, во главе с еще тогда не родившимся, грозным,  громогласным солистом Мартыном, залихватски завывавшим по нарастающей, от могучего баса до протяжного визга, какие-то совершенно безобразные вирши, на мотив куплетов Возного:   

          …всякий имеет свой нрав и права!
          …даром дарована, чтоль, голова!
          …но гомозя, егозя и скользя!
          …совесть имей, ведь иначе нельзя!

          …цель это бог, это царь, это пан!
          …свыше нам дан производственный план!
          …в меру  дерзя, тормозя, и бузя!
          …ты не сачкуй. Некрасиво, нельзя!!

          …будь ты когтист, бархатист и шерстист!
          …пусть ты мастист, как народный артист!
          …а стрекозя,  лебезя и мерзя!
          …помни, артисту халтурить нельзя!!!

          …

          Проснувшись утром с головной болью, щурясь от утреннего резкого солнца, читаю появившуюся за ночь на стене дома напротив надпись-граффито**:
          - Котов обижать низзя!
          Вот так!

          1960, 1984, 2014

ПРИМЕЧАНИЯ
(для любознательных интересующихся):

*) Держопера – народное название государственных оперных театров в Киеве, Полтаве, Харькове, сокращение от Державна Опера.
**) Граффито – единственное число (одна фраза, один рисунок,  от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях

Фото автора


Рецензии