Очерки по истории Российской геологии Часть 1

                Часть 1

Мало пишу единственная радость - получил, вернее, заказал в библиотеке Академии наук Пекарского (1870 год), это прекрасная книга об истории Академии, на неё много ссылался Вернадский в своем докладе об Академии  и книгу Лоранского "История горного дела в России 1700-1900 г.г.". Это то, что надо, теперь уже дело за мной. Я, пожалуй,  имею много материала для очерков по истории горного дела (300 лет - моё рабочее название).  Опять я нашел Шафрановского* 1962 год - история кристаллографии. А его лекции о Майбургской академии, его образ и здесь не оставляет меня.

Конечно, хотелось бы сделать книгу и туда внести всех, кто занимался горным делом, историографию, развитие как мультикультура - английские, немецкие, французские. ученые, уникальность Академии.

Это заметки из архива моего брата - (1941,прииск "Золотистый",Колыма -2012. Мюнхен)

После его смерти архив передали мне со словами: "Может, вы сумеете закончить этот труд". Я делала несколько попыток разобраться в огромном  количестве разрозненных бумаг: ксерокопированных страниц со старых дореволюционных журналов, энциклопедий, книг на разных языках, дневниковых записей, отрывочных текстов, из которых могла бы сложиться  задуманная им книга - "300 лет Российской геологии" Даже готово было посвящение: "Памяти И.И. Шафрановсого посвящается". Но всякий раз я приходила к выводу -  вряд ли что-то у меня получится, я не смогу окончить этот труд - нет тех обширных знаний, эрудиции, общей культуры, которыми обладал мой брат. Брат был старше меня на несколько лет и во многом  способствовал моему общему развитию.

Бумаги лежали на полках и камнем на моей душе. Но тут пришел он - COVID-19 и с ним бесконечная самоизоляция. Я опять достала архив, а заодно обнаружила, что за прошедшие годы появились хорошие программы распознавания текстов с дореволюционной орфографией и их конвертация в современное правописание. Это значительно облегчало работу. Так что как у А.С.Пушкина: "Хвала тебе, Чума!". В общем, процесс пошел, а завершится ли он, время покажет.

Наши родители - геологи, детство прошло в небольших геологических поселках в районах Крайнего Севера. Мы выросли среди геологов, это была для нас родная среда обитания, мы  мало что знали   о жизни вне ее. Конечно, все дети тоже мечтали стать геологами. Но наши родители хотели, чтобы выбор профессии был осознанным, поэтому мне сразу было сказано, что геология - дело не женское, и я не очень переживала. А для брата определили непростой путь познания: на время летних каникул, начиная с 7 класса и до окончания школы  его отправляли рабочим в геологические партии.  И здесь отец, пользуясь своим служебным положением главного геолога большого геолого-разведочного управления, выбирал такие подразделения, руководителями которых были выдающиеся геологи, легендарные первопроходцы Верхоянья.

Незадолго до своей кончины брат вспомнил эпизод, когда ему 15-летнему мальчишке в маршруте Сергей Владимирович Домохотов - учитель целой плеяды молодых геологов сказал: "Гарик ( так звали брата в семье), запомни это  место, здесь еще не ступала нога человека".


О ГЛАВНОМ
С.В. Домохотову
При слове “геолог" у многих, пожалуй,
Невольно рисуется горный пейзаж:
Сырые ущелья, громадные скалы,
Морщины распадков, седеющий кряж.
Ручей шаловливый, бегущий вприпрыжку,
Фонтанчики брызг разбросал по камням.
А дальше картина туманная слишком,
Сплошная романтика - полон карман.
Все верно, конечно. Тайга вековая,
Где  раньше с кремневкой охотился дед.
Костер неизменный на каждом привале,
И нежный, волнующий летний рассвет.
И сколько же света, какой колорит!
Подобных картин не найдешь в галереях,
Но в залах природы их сотни висит.
Они  не стареют, их краски не меркнут
Их можно вдыхать, можно пить, словно ром.
Но главное, главное все же не в этом,
А главное – это, читатель, в другом.
Не  каждого трогает прелесть рассвета,
Не каждый поймет соловьиную песнь,
Не каждый  геолог родился поэтом,
Но каждый моложе в тайге, чем он есть.
Я знаю геолога. Был он не молод.
Нас вместе тропинка маршрута свела.
Он шел и ворчал, что сердчишко, как молот,
А кровь бьет в виски, тяжела, как смола.
Вот если бы сбросить со счета лет десять,
Еще побродил бы по этим горам.
Да годы не топчутся, братец, на месте,
А щепкой несутся по быстрым волнам.
"А были когда-то и мы рысаками..."
И ловко, призывно взмахнув молотком,
Вспугнул, разбудил задремавшие скалы,
И звонкое эхо запело кругом.
Оно еще смолкнуть совсем не успело,
Как снова  помчалось по свежим следам.
И сопки суровые весть облетела,
Что вырвана тайна - открыта руда!
А он улыбался. Глаза молодые,
Мальчишеских лет в них светился задор.
Как будто он в жизни своей впервые
Забрался тайком на запретный забор.

Эти строчки одного из учеников С.В. Домохотова - Александра Горбунова.
Тогда в глазах молодежи Сергей Владимирович был умудренным жизнью и опытом пожилым человеком, а он ушел из жизни, не дожив до 50-ти лет.

Молодежи было у кого учиться и выбор брата - Ленинградский Горный институт - это его осознанный выбор. Потом был еще и Ленинградский политехнический институт, так как в геологии он хотел заниматься новыми для начала 70-х годов инструментальными методами обработки геологического материала с использованием ЭВМ (электронные вычислительные машины).

 Не знаю. удастся ли моя последняя попытка систематизировать и привести к читабельному виду хотя бы часть архива, следуя найденному в бумагах варианту плану:

1. Введение

  1.1  Культурологическая методология.
         Цель - анализировать и обобщить историю создания и  развития одного из     выдающихся культурных феноменов 18-20 веков - российской геологии;
   1.2 Петр1 и век Просвещения (идеология века); Кант - организация Академии наук - Лейбниц; Лейбниц и Петр1.
 
2 Образование. Картография, музеи. Рудный приказ. Берг-коллегия

        2.1      1705-1725 - организация экспедиций
        2.2      1762-1796 Екатерина 2. Монархия и Просвещение. Горный институт
        2.3      1825-1855 Николай 1. Минералогическое и палеонтологическое
 общества.
3.    КЕПС - Комиссия  по изучению естественных и производительных сил .

                Введение

В 2003 году Россия широко отмечала 300-летие создания  национальной горной геологической школы.

За прошедшие годы  России удалось создать одну из выдающихся геологических школ, получившей общемировое признание и являющейся достоянием общемировой культуры. История развития таких феноменов культуры представляет большой познавательный интерес. В мировой культуре имеются аналоги, когда на протяжении нескольких поколений выдвигается большая группа ученых, философов, художников, писателей, оставляющих большой след в истории культуры. Так было в Италии 15-16 века.

"Перед искусствоведами-историками давно стоит вопрос: почему в Италии, тогда небольшой стране, и в сравнительно коротком промежутке времени почти сразу появился ряд выдающихся художников, как Рафаэле Тициан, Микеланджело, Леонардо, Караваджо, Боттичелли, Тинторетто и другие? В дальнейшие пять веков нигде больше такой плеяды гениев не возникало. Спрашивается, является ли это следствием счастливой случайности или это проявление исторической закономерности? Я думаю, что в своем замечательном труде «Философия искусства» Тэн дает правильное объяснение причин появления этой гениальной плеяды. Он показывает, что в эпоху Возрождения творческие таланты могли так успешно развиваться благодаря существовавшему тогда отношению общественности к искусству. В экономически процветающей Италии в силу исторически сложившихся обстоятельств появилась широкая общественность, которая умела высоко ценить изобразительное искусство, правильно его понимала и поддержи¬вала наиболее талантливых его представителей.

Аналогично, плеяда выдающихся ученых-физиков, как Максвелл, Рэлей, Томсон, Резерфорд,, которые одна за другим руководили Кавендишской лабораторией Кембриджского университета, не могла бы возникнуть, если бы там и вообще в Англии в то время не существовало культурной научной общественности, правильно оценивающей и поддерживающей деятельность ученых." 
(П.Капица  Выступление на коллоквиуме, посвященном дню рождения Резерфорда.)

Российская горно-геологическая школа и горное дело возникло в 18 веке, который для России явился веком Просвещения. В существовавшей просвещенной модели монарх должен заботиться о всеобщем благоденствии, т.е. оберегать и поднимать материальное и духовное благосостояние всеми законодательными и административными методами, в том числе и принуждением.

С реформами Петра 1 связано торжество государственной идеи, приоритет общеевропейской культуры, могущественное значение науки и знаний.
Благо России Петр видел не в одном внешнем могуществе, но и в развитии  её духовных сил. Он полон светлой надежды, что настанет время, когда наука утвердится и в России, "и мы пристыдим другие образованный страны и вознесем русское имя на высшую степень славы".

*Иларион Иларионович Шафрановский (1907-1994) - российский минералог и кристаллограф, доктор геолого-минералогических наук (1943), профессор (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1973).
Окончил Ленинградский университет в 1930 г. С 1931 г. преподавал в Ленинградском горном институте, в 1946-1984 гг. заведующий кафедрой кристаллографии.
В честь И.И.Шафрановского назван минерал шафрановскит.


.


Рецензии
Очень важная работа - сохранить для новых поколений. С уважением -

Вадим Бережной   04.08.2021 13:32     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв. Я отдаю себе отчет, что работа моя очень не совершенна. Сказывается то, что я всегда о себе в шутку говорила, что я "жертва геологии" - росла в семье геологов, да и вокруг были в основном геологи. Но я не обладаю той глубиной знаний, которая необходима для труда, достойного этой интереснейшей темы.Пусть идущие следом продолжат. С уважением Рита

Рита Леках   04.08.2021 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.