Компромисс

«Не все хорошее, что с нами происходит-является добродетелью. И не все плохо,
что с нами происходит является злом» (Из личных наблюдений)

    Бездонно голубой  небосклон заливало теплое нежное южное солнце. Погода последние дни стояла прекрасная. Со стороны шуршащих волн морского прибоя слышался смех, визг, гомон купающихся отпускников. Виктор шел по аллее между высоких многолетних крымских сосен, вдыхая аромат южного воздуха Геленджика, в который раз с удивлением разглядывая длинные иголки крымских сосен:    «У нас таких нет».  До автобуса домой оставались считанные часы. Отпуск заканчивался. А дома,  конечно же,  ждала уже прохладная осенняя погода, возможно дожди и  в ближайшее время работа. Снова работа. Нет, работа не тяготила  Виктора. Он даже рад был ей. Он всегда любил свою работу, находил в любой работе радость бытия. Поэтому считал себя счастливым человеком. Будь то должность опера с промозглыми засадами и ночными рейдами, участкового инспектора милиции с вечно недовольно зудящими старушками, следока с кипами бумаг уголовных дел, заместителя начальника крупного РОВД города с кучей подчиненных , охранника ЧОПа на пенсии, охранника одного из подразделений Сбербанка,  когда он, подполковник милиции в запасе, стоя по стойке смирно, открывал шлагбаум перед выезжающей на крутой тачке молодой сыкухе,  заткнув свою гордость и доблесть в одно место.  А что поделать? Это в прошлой своей жизни он был уважаемый всеми подполковник милиции, и руководством и подчиненным (последними больше, что бывает очень редко). А в подчинении было 375 человек.  Но это в прошлой жизни,  а теперь… А теперь он –никто. И звать его никак.  Истукан безмолвный, который должен вовремя успевать открывать и закрывать шлагбаум, дергая за веревочку.  Охранять вверенный ему объект.  Виктор сумел преодолеть в себе все свои комплексы и смирился с несправедливостью житейского бытия. Может поэтому, последнее место его работы, как награда за прежние тяготы, уже зам. начальника службы безопасности одной крупной фирмы.
(Кстати, как он заметил- кто из пенсионеров хлебнул такого лиха,  будь ты бывшим  сотрудником МВД, ФСБ, пожарной службы или военным,  все становились такими родными, простыми, равными  и дружелюбными.  Не то, что во время службы. )
    Итак…
    Светило теплое южное солнышко, шумел прибой, жизнь била фонтаном во всех своих красочных и приятных  проявлениях. До автобуса домой оставались считанные часы.По пути попалась «стоянка» гиро-скутеров. Это такие двухколесные агрегаты в площадкой для ног и моторчиком.  Встаешь на эту площадку и удерживая равновесие катаешься. Наклонил тело вперед- едешь вперед. Наклонил тело назад- едешь назад. Требовалось наличие чувства равновесия, почти как у цирковых эквилибристов. И Виктор решил покататься на гиро-скутере. Хотя раньше никогда не занимался этим. «А что такого? Вон , дети катаются на них. Неужели и я не смогу?»- подумал он и оплатив прокат скейта встал на двухколесного дьявола. Через несколько секунд колебаний и тренировок по удержанию равновесия он все же проехал несколько метров. А потом…  двухколесное чудо почему-то  очень резво выскочило из-под своего водителя вперед и Виктор упал во всего маха на спину на асфальт. Видимо не учел, что возраст уже не молодой и подвижность организма, реакция  уже не те. А тело не всегда поспевает за молодой резвящейся душой. Страшная боль пронзила позвоночник и нижнюю часть тела. Ноги отнялись. Дыхание перехватило. С трудом восстанавливая дыхание Виктор перекатился на живот и попытался подняться на четвереньки. Ноги не слушались. Страшная мысль о парализации нижних конечностей пронзила мозг. Инвалидность, инвалидная коляска… Вереница страшных мыслей пронеслась мгновенно в голове.  Он дополз до бордюра и присел на него. И тут сквозь пелену сознания донесся голос молодого человека, ведающего сдачей в аренду гиро-скутеров. Он, обещая вернуть деньги за прокат,  уговаривал не говорить в милиции, что пострадал от его устройства, иначе его оштрафуют и закроют его лавочку. Виктору было все равно. Ему было больно.  Он только попросил вызвать «скорую помощь». А далее как в  кошмарном бредовом сне.  Травмпунк.  Рентген.  Диагноз: компрессионный оскольчатый перелом позвоночника. Отказ от немедленной госпитализации.  17 часов ночного ада сидя в автобусе,  поясница, затянутая в корсет, регулярные уколы обезболивающего прямо на ходу в автобусе сам себе в мышцу бедра. Компьютерная томограмма в областной больнице.  Спокойный и уверенный голос светила медицины по нейрохирургии
Л. Антипко, случайно встреченного в коридоре больницы:  «Все будет хорошо. А пока… Я арестовываю Вас на два месяца,  товарищ подполковник.» Легкая улыбка тронул его губы.  (Они раньше уже встречались по поводу небольших грыж позвоночника).  На неуверенное:  «Мне надо  работать,  выгонят,  пенсионеры никому не нужны, а больные тем более»  жесткое:  «Пора подумать не о работе , а о себе. Чтобы не лежать гнить и ходить под себя, а быть таким же подтянутым и стройным как сейчас» - движение руки в сторону все еще стройной фигуры Виктора -  «И продолжать нравиться женщинам! Что надо отвечать  старшему по званию?».  Полковник  медицинской службы опять слегка улыбнулся. 
«Есть!»- вяло согласился Виктор. 
Месяц полностью прикованный к койке и еще два месяца реабилитации… (Кстати,  Виктор свою  работу не потерял. У него были отличные начальники, вошедшие в положение. Дай Бог им здоровья и таких  начальников всем. Он работал дистанционно, исполняя свои должностные обязанности по безопасности  лежа в кровати  с ноутбуком, используя возможности электронной почты и Интернета, разных баз данных.).
Страшные мысли об инвалидности , инвалидной коляске… Конечно он помнил про подвиг Маресьева. Но у того не было стоп ног и были протезы. А тут…
«Оскольчатый компрессионный перелом позвоночника»- диагноз занозой сидел и саднил  в мозгу.
Безрадостное будущее мерещилось в бессонных ночных бдениях. Инвалидная коляска. Мысли суицидального характера.  А потом… Потом Виктор прочитал про Валентина Дикуля.  В 14 лет тот , выполняя упражнения на трапеции под куполом цирка упал и получил более 10 локальных переломов конечностей и компрессионный перелом позвоночника. Оказался в инвалидном кресле. Полная парализация нижних конечностей! Две неудачные попытки самоубийства. Затем… собрав всю волю в кулак В. Дикуль стал тренироваться,  каждый день, привязывая веревки к ногам, поднимал их, подтягивание рук, пресса, изучал анатомию.  И так изо дня в день-  пять лет! Долгих, изнурительных пять лет! Каждый день! И вот он почувствовал боль в ногах. Значит ожили нервные окончания. А еще через семь месяцев
В. Дикуль опять вышел на арену цирка со своими номерами- жонглированием тяжеленными гирями.
Когда Виктор прочитал все это ему стало очень  стыдно за свою слабость.  Слезы потекли по щекам. Он воодушевился.  Маресьеву было далека до Дикуля.  И все равно.  Это были герои силы воли, достойные подражания! Перелом позвоночника- еще не приговор об инвалидной коляске.  И начались каждодневные упражнения, рекомендованные Антипко. Тренировки лежа в постели.  В это время Виктору удалось и бросить курить и он не курит до сих пор. Как говорится- «Не было бы счастья да несчастье помогло!»
    Так бывало не раз. Когда жизнь выбивала его из седла, как копье попавшее в шлем рыцаря на ристалище, и он падал в грязь, пыль, размазывая слезы обиды, кровь и пот. Отчаянье овладевало всем его существом. Сейчас таким маленьким, слабым и беспомощным. И тут приходила мысль: «А что, если это Ее Величество госпожа Судьба проверяет меня на прочность? А сейчас наблюдает за мной и ехидно  ухмыляется, поднимусь или не поднимусь?». И тут откуда-то брались силы, вдохновение, подъем энергии.  Виктор мысленно показывал Судьбе неприличный жест хлопая левой ладонью по предплечью правой руки: «А хрен ты угадала!»  И, выражаясь образно- вытирая кровь и пот, размазывая слезы по лицу вновь взбирался на коня.
И так бывало не раз.
(Он не знал, что  Ее Величество госпожа Судьба, действительно наблюдавшая за ним в этот момент, удовлетворенно усмехалась  про себя: «Ну, что ж, молодец! Не то, что другие.  До следующей встречи…»).
    Сейчас Виктор вполне здоровый работоспособный пенсионер, бегает, прыгает, живет полнокровной интересной жизнью. Только в непогоду иногда перебитый позвоночник дает о себе знать,  но это все уже  ерунда, мелочи.
Но…
Вообще-то мой рассказ не об этом.
Он о другом.
Когда Виктор лежал, прикованный к постели его постоянно мучил вопрос. Как, наверное , и всех в подобной ситуации: « За что? Что я такого сделал? За что мне такое наказание?».
И долго не находя ответа на данный вопрос постепенно приходило осознание других выводов:
1. Судьба дала временную передышку, чтобы Виктор смог остановиться, отдышаться, оглянуться на прожитые годы. Сделать оценку прожитым годам. Учесть положительный опыт, сделать выводы из отрицательного. Наметить новые цели, рубежи и ориентиры. И с новыми силами дальше, вперед.
(И это  должен делать каждый человек! Периодически.).
2. Виктор, оказывается , делал много «лишних движений». Что-то  собирал, систематизировал, копил, складывал.  Целые горы бумаг, папок скопилось на работе и дома. Справочников. А вдруг пригодятся? Но… оказалось, что они и не нужны вовсе.  Достаточно включить телефон или компьютер  и сказать :   «Окей Гугол…».  И этот самый  Гугол тебе все расскажет. И об организациях и о людях, тебя интересующих. Много времени потрачено на просмотр ненужных дешевых фильмов, на прочтение ненужных книг, на общение с ненужными людьми.  А, ведь, все это время можно было бы потратить на себя, любимого,  для своего удовольствия. Или на оказание помощи близким и родным людям.
3. Надо заниматься своим здоровьем. Укреплять его. Оно не вечно , оно заканчивается порой быстро и неожиданно, безвозвратно. А так много еще надо успеть в этой жизни…

   Но неотступно сверлила мозг главная мысль- «За что?» За что такое жестокое наказание.
Долгие размышления и напряжения мыслей дали свои результаты.
Перелом позвоночника мог быть:
1. Наказанием за что-то. (Хотя, вроде,  Виктор и не нагрешил так много  в этой жизни, чтобы так его наказывать)
2. Это может быть проверкой на прочность. («А сможет ли на этот раз он подняться и сесть снова на своего коня?»- усмехалась Судьба)
3. Перелом позвоночника- это НАГРАДА!
(Да, да… самая настоящая награда)
Исподволь появилась такая мысль. Не очень вразумительная. Но Виктор ее не отбросил. А почему бы и нет? Значит надо радоваться, что все так обошлось, еще только так…
(Ему не дано было знать , как и всем смертным, как он был прав именно в последнем пункте.)

     В бесконечной черной тишине  мироздания спорили два существа. Белокрылый ангел в отчаянии приводил последние доводы: «Он же добрый, всю свою жизнь старался делать добро людям» - «Ну и что»- возразило создание в черном плаще с капюшоном-«Многие делали добро, это ничего не значит. Я хочу забрать именно его». - «Он хочет жить! Он хочет увидеть своих правнуков!».  - «Хм.  Многие хотели жить …»- парировал черный капюшон, а костлявые пальцы руки только крепче сжали древко косы, стоящей рядом. – «Он нужен людям!» - в последней надежде выкрикнул  белокрылый ангел-хранитель- «и не только родным, но и посторонним!»  Смерть на мгновение задумалась. «Ладно- наконец промолвила она- пусть на этот раз будет по твоему, уговорил.  К себе возьму пока другого, никому не нужного.  А твоему, в качестве компромисса-  пара маленьких ДТП с его автомобилем, грипп, ОРВИ, еще куча мелких и средних   жизненных проблем и… перелом позвоночника! Три месяца будет прикован к койке.» - Смерть, удовлетворенная компромиссом, повернулась и растаяла в черном небытие вечности…
«Спасибо!» -  запоздало крикнул ей  вслед белокрылый ангел-хранитель-
«Он как раз сейчас  встал покататься на гиро-скутере...»

******   


Рецензии