Философские рассуждения о марафонском беге

ФИЛОСОФСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О МАРАФОНСКОМ БЕГЕ

В 1986 году я опубликовал в журнале «Легкая атлетика» статью под названием «МАССОВЫЙ МАРАФОН? ДА!». Думаю, эта статья не утратила свою значимость до сих пор, спустя почти 35 лет. В ней философские рассуждения о марафонском беге, о физкультуре, о массовом и большом спорте.

—————————————————

Было время, когда марафонскую дистанцию преодолевали единицы и она была исключительно прерогативой большого спорта. На марафонцев смотрели тогда как на героев, необыкновенных людей. Теперь марафонскую дистанцию преодолевают сотни тысяч и, может быть, даже миллионы. Массовый марафон сегодня стал реальностью. Однако не утихают дискуссии о том, нужно ли поощрять и развивать массовое движение за марафон. Существует даже точка зрения (Е. Г. Мильнер. Выбираю бег. М., 1984), что марафонская дистанция не для “оздоровительного бега”, потому что “это уже спорт, а не физкультура”. На это я хочу ответить: марафон — не только спорт, а бег — не только оздоровительное мероприятие. Кроме того, почему, собственно, мы должны “разрывать” пропасть между спортом и массовой физической культурой?

Проблема марафона в массовом беге сродни проблеме большого спорта как составной части физической культуры человечества. Давно уже прекратились споры на тему о значении, нужности и важности большого спорта. Его справедливо рассматривают как “экспериментальный цех” физической культуры, а саму физическую культуру — как “массовое производство” здоровых, сильных, красивых и закаленных людей. Ясно, что между большим спортом и массовой физической культурой должны быть промежуточные, переходные звенья. Марафон в массовом беге является как раз одним из таких переходных звеньев. Это своего рода большой спорт в сфере массовой физической культуры. И он должен быть массовым (ну, может быть, на порядок меньше). Обыкновенные люди уже доказали, что они умеют бегать марафон. Не совсем удачный личный опыт некоторых бегунов не может служить аргументом против массового марафона.

Очень хорошо сказал в свое время Пьер де Кубертен: “Для того чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом; для того чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта; для того чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта, нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты”.

Большой спорт — это вершина иерархической системы физической культуры. Но и в массовом физкультурном движении должны быть свои вершины, т. е. должен быть плавный переход от совсем невыдающихся, чисто оздоровительных результатов до значительных достижений. Это я говорил об иерархии результатов, достижений, целей, так сказать, в социальном разрезе. Но такая же иерархия целей, достижений, нагрузок должна быть и в индивидуальной системе физических тренировок каждого человека. Марафон в этом плане прекрасно вписывается в систему физических нагрузок бегающего человека.

Я просто убежден в том, что марафон нужен каждому бегуну, не страдающему тяжелыми заболеваниями. Будем рассуждать так. Бег — это физическая тренировка. Известны ее принципы: регулярность, постепенность, волнообразность, ступенчатость наращивания нагрузок и т. д. К числу этих принципов относится и принцип иерархии нагрузок — от минимальных (и соответственно наиболее частых) до максимальных (наиболее редких). Все вместе принципы действуют таким образом, что иерархия нагрузок постоянно “сдвигается”, “смещается” в сторону повышения до некоторого стандартного уровня, достигнутого на сегодняшний день человечеством.

Если марафон в настоящее время бегают во всем мире массы людей, то, значит, он стал верхним пределом в некоторой стандартной системе нагрузок.
 (Обычна, например, такая раскладка нагрузок: марафонец бегает каждый или почти каждый день по 10 км — это его минимальная нагрузка; по 20 км он бегает один-два раза в неделю; по 30 км и выше — раз в месяц; марафон — три-четыре раза в год; сверхмарафон — один-два раза в год. Вообще, должен заметить, что спор о том, как часто бегать марафон, беспредметен. Один человек может по своим физическим возможностям и другим условиям жизнедеятельности бегать марафон каждую неделю. Другой человек еле-еле способен на один-два марафона в год. Между ними — вся гамма человеческих характеров и судеб.)

Обоснование иерархической системы нагрузок состоит в том, что она адекватна условиям жизни современного человека, подвергающегося стрессорам различной силы и частоты. Наиболее часты несильные, умеренные стрессоры (факторы, вызывающие тот или иной стресс) и наиболее редки стрессоры, подвергающие жизнь человека опасности. Марафон и сверхмарафон развивают как раз иммунитет против опасных стрессовых ситуаций. У марафонцев — мощное надежное сердце, способное выдержать практически любые жизненные невзгоды. Сошлюсь на мнение специалиста — американского врача-патолога Томаса Басслера, который сказал: “Ни один из бегунов, пробежавших марафонскую дистанцию менее чем за 4 часа, не страдает сердечными заболеваниями”.

Все марафонцы в один голос говорят, что марафон создает гигантский оздоровительный эффект. И не только сам по себе. Марафонец, пишут С. Браун и Д. Грэхем в книге “Цель — 42”, “ведет здоровый образ жизни, обычно регулярно тренируется, не курит, хорошо спит и чрезвычайно заботливо относится к своему телу. Как правило, он соблюдает диету, включающую свежие фрукты и овощи, употребляет пищу с пониженным содержанием жиров”. Марафон заставляет человека коренным образом изменить свой образ жизни: из пассивного “ожидателя” всякого рода болезней и напастей он превращается в подлинного хозяина своего организма и своего поведения. Таким “свойством” бег на более короткие дистанции не обладает. Ему не хватает, образно говоря, мощности, чтобы преодолеть барьер старых привычек и убеждений.

Здесь я подошел к весьма важному вопросу о подлинном смысле массового бега. Правильно ли делают те, которые называют его оздоровительным бегом? Я лично решительно возражаю против такой узкой трактовки массового бега. Очень точно сказал Г. Гилмор: “Бег ради жизни”. В этой формуле — целая философия бега. Бег — это сама жизнь, жизнь в миниатюре, и сводить его лишь к оздоровительным целям — глубочайшее заблуждение. Бег ради жизни означает общение, познание, любовь, страсть, соревнование, радость и муки, борьбу и преодоления. Здоровье в беге — лишь промежуточная цель или одна из целей. Я предлагаю отказаться от понятия “оздоровительный бег” применительно к массовому бегу и называть его просто “массовым бегом”. В таком случае он, действительно, элемент массовой физической культуры, цель которой не здоровье людей само по себе, а всестороннее гармоническое развитие, активное долголетие.

Из такого понимания бега вытекают два важных вывода; во-первых, бег как род человеческой деятельности нуждается в целеполагании, и, во-вторых, он необходимо предполагает соревновательный, т. е. спортивный элемент.

По поводу первого вывода. Целеполагание и целеустремленность — необходимые составляющие всякой человеческой деятельности. Если в беге не ставить цели (и каждый раз более высокие), то он быстро надоест, потеряет свою привлекательность и ценность как средство физической культуры. В самом деле, логика целеполагания такова, что, реализовав одну цель, человек как существо творческое, деятельное неизбежно ставит более высокую цель и, реализовав ее, стремится к еще более высокой цели. В беге для массы бегунов такой заветной целью является сейчас марафон. Поскольку в последние десятилетия он стал массовым, отдельные бегуны (лидеры массового бега) уже не удовлетворяются им и стремятся преодолевать сверхмарафонские дистанции (100 км, бег в течение суток, многодневные пробеги). Такова логика развития бега как элемента массовой физической культуры.

Сейчас все более популярной становится стокилометровая дистанция. Беру на себя смелость утверждать, что со временем она будет такой же обычной, как сейчас марафон, а марафон — как сейчас десятикилометровая дистанция. На себе испытал, что 100 км вполне по силам обыкновенному человеку (мне 41 год, до 35-и спортом не занимался; бегать начал почти 5 лет назад; за два года “марафонской жизни” пробежал 12 марафонов и столько же сверхмарафонов, в том числе два раза — по 100 км).

У меня есть много друзей и знакомых сверхмарафонцев. Все они — самые обыкновенные люди. Почему же они стремятся преодолевать сверхмарафонские дистанции? Секрет прост: они открыли для себя новый могучий источник жизни, “эликсир жизни”, как говорили раньше. Они пьют его и растут, и росту этому нет конца! Они руководствуются девизом: “Только большая цель стимулирует рост”. Один ученый очень хорошо сказал: “По своей природе человек таков, что ищет большего, чем безопасное статическое существование. Он стремится реализовать свой наивысший потенциал, даже перед лицом внутренних проблем и внешних сопротивлений”.

Со всей ответственностью могу заявить, что марафонцы и сверхмарафонцы — это поистине золотой фонд нации. Они не боятся простуд, выносливы, жизнерадостны, сильны духом, а телом и подавно. Такими они стали благодаря бегу на длинные и сверхдлинные дистанции. (Попутно замечу, что бег на длинные дистанции является мощным отвлекающим средством от любых вредных занятий, будь то злоупотребление алкоголем, курение или хулиганство).

Теперь о соревновательном, спортивном элементе в беге. Я считаю, что таковой необходим в любом виде массового бега, в том числе в беге, преследующем чисто оздоровительные цели. Здесь я исхожу из общей философской установки, что соревнование отвечает самой сущности человека. И если мы рассматриваем бег как серьезное жизненное предприятие, то не можем уйти от необходимости соревноваться в нем. Стремясь к более высоким результатам, мы уже соревнуемся — сами с собой. А если мы бежим с кем-то или в группе, то неизбежно возникает элемент преодоления, подтягивания, что уже и есть собственно соревнование. Многие даже не замечают, что они соревнуются.

Вместо того чтобы относиться с патологическим страхом к состязанию в беге, нужно научиться управлять им, использовать в разумных пределах. Ведь соревновательный элемент не только неизбежен, но и полезен, так как является мощным стимулом к занятиям бегом. Без соревнований бег большинству кажется пресным, скучным, неинтересным. Поэтому вполне оправданы различные официальные соревнования и пробеги (которые, кстати, являются по сути одной из форм соревнований).
И опять же логика соревнований также подводит к марафону. В них, как правило, достигаются более высокие результаты, люди приобретают все более хорошую спортивную форму, и они в конце концов приходят к мысли о марафонской дистанции.

Важно, конечно, в соревнованиях не “заводиться”, не “перехлестывать” через край. Однако “перехлестывают” прежде всего те, кто усиленно избегает соревнований. Они обрекают себя на пресное существование. Соревнование — это страсть, а без страсти невозможен “бег ради жизни”. Вольтер остроумно заметил: “Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара”.

Вполне понятна подоплека призывов к осторожности, умеренности и т. п. Они продиктованы заботой не повредить здоровью. Это, кстати, известный старый принцип медицины. Однако, если его абсолютизировать, то он превращается в свою противоположность, т. е. ничего, кроме вреда, не приносит. Да, конечно, человек своими действиями, своей активностью может навредить себе и другим. Но ведь он может навредить и в результате своего бездействия или в силу недостаточности своих усилий. Я утверждаю, что недогрузка так же опасна для здоровья и жизни в целом, как и перегрузка. (Опасность недогрузки люди обычно плохо сознают, так как она действует незаметно, исподтишка, постепенно “отравляя” организм).

Призывы к осторожности и умеренности льют воду на мельницу недогрузки. Нужна уравновешенная позиция, т. е. нужно сочетание осторожности и смелости, умеренности и неумеренности, безопасных и рискованных действий. Да, марафон — это смелость, риск, в определенном смысле перегрузка. Но можно ли на этом основании его отвергать? Можно ли становиться на позицию премудрого пескаря? Нет, нет и нет!

Чтобы не было вреда от марафона, нужно просто подходить к нему... разумно, с головой, по принципу “семь раз отмерь, один — отрежь”. Мы, марафонцы, порой даже говорим, что в марафоне главное не ноги, а голова. Я не раз убеждался в этой истине. На моих глазах сходили с дистанции бегуны. Тяжело и горько было это видеть. А все потому, что они не дали себе труда хорошенько все обдумать, взвесить, рассчитать. Шапкозакидательство в марафоне опасно.

Марафон тем и хорош, что он объективно оценивает, на что способен человек, и заставляет серьезно относиться к занятиям бегом. Марафон — настоящая школа жизни.

Журнал «Легкая атлетика», № 2, 1986.

---------------------------
Выше фотография "На старте марафона в парке им. Горького (Москва) 28 апреля 1985". На переднем плане слева направо: Александр Шейнерман, Лев Балашов, Владимир Ященко.

===============================================

См. также здесь, на Проза.ру:

Ночное восхождение на Ай-Петри близ Ялты: http://proza.ru/2020/05/10/1599
Мое велопутешествие 4000 км в 1984 году: http://proza.ru/2020/05/11/1039
Сверхмарафон 100 километров в Юрмале 9.09.1984 - http://proza.ru/2020/05/12/800
Программа гармонического развития и активного долголетия - http://proza.ru/2014/01/29/1078
Физические упражнения. Мой опыт оздоровления - http://www.proza.ru/2017/03/18/918
Плюсы бега - http://proza.ru/2018/07/09/1018

О беге подробнее см. на Яндекс-Диске рукопись: Л.Е.Балашов. Бег в моей жизни или всё о беге. — https: //yadi.sk/i/o88gpvhe3PCqB9


Рецензии