Преодолевая трудности прощения

 
"Кто не любит, тот не познал Бога,
                потому что Бог есть любовь".1-е Ин.4:8
               "Любовь долготерпит,милосердствует..."1-е Кор.13:4

  Проще всего прощать(обиду например)тогда, когда мы находимся  в Духе Святом, или под Его внешним воздействием.
  Собственно говоря, тогда и прощать нечего,ибо в этом случае,обида(реакция приводящая к таковой-негодование,раздражение,ожесточение ипр...) даже и не возникает.
    В моей жизни был один такой случай.Возможно(и скорее всего), их было больше, но этот запомнился, так как был первым в моей жизни(я всегда был на обиду скор). Произошло это вскорости после моего обращения к Иисусу Христу.Отбросив детали,расскажу суть: Случилось так, что я стал невольным свидетелем бурного разногласия(ссоры)супружеской пары. И, также спонтанно,по мимо своей воли,я очутился в роли миротворца.Это удивительно, но когда на следующий день передо мной стали извиняться, я никак не мог взять в толк, о чём вообще речь.Ничего не понимая, потому, что и понимать было нечего,ибо я ничего обидного из сказанного накануне в мой адрес просто не услышал, оно прошло мимо меня, не задев ни одной моей клеточки, потому, что доминанта была в моём искреннем желания благополучия в их взаимоотношениях, при том, что были они для меня просто братом и сестрой во Христе,с которыми я совсем недавно познакомился и которых я едва-едва знал. Ну разве это не чудо проявления действий Святого Духа?
Да, не обидеться, не озлобиться, простить -под воздействием Духа Святого легко. И даже не просто легко, но радостно.Это так. И слава Богу за это!.Ну, а что делать, если обида прилетела и ты её поймал, да так крепко. что никак отпустить не можешь, и не прощаешь? А ведь нам Христианам заповедано прощать. И это нужно не только(или даже, не столько) для обидчика нашего, сколько для нас самих, и нашего спасения.
И потом,Иисус умер за всех, и прощает всех. У нас просто нет иного пути, иных возможностей, иных вариантов, иного выхода -как только простить, если конечно мы желаем оставаться христианами.
Придётся учиться: жить верой,ходить в Духе Святом, прощать...
 И мы можем это делать потому, что Бог повелел нам это делать -прощать, значит Он знает: мы можем.Осталось уточнить каким образом?
Как мы уже выяснили, лучше всего благодатью Божьей, при содействии Духа Святого. Ну,да.А кроме того? А кроме того - заглянуть, и как можно глубже в собственный дух. Что там? Ужели чище, чем у ближнего, обидевшего нас?
И вот тут-то(если мы будем до конца последовательны, тверды и честны)обнаружатся  тонкости и нюансы лукавства нашего,собственного,доморощенного, с величайшей заботой выпестованного.
Зачислим его(лукавство, а заодно и лицемерие- ибо это одного поля ягоды. Не спроста Иисус гневался на них более всего) в первый камень преткновения. Мы преодолеваем подобное препятствие лицезрением себя в зеркале,духовном. И как только заметим где-то в уголке глаза притаившееся бревно, или два, или пять...так срзу же и вытаскиваем его.
Ещё лучше, сделать это в присутствии  зрелого брата во Христе. Потому, что нечистая сила чувствует себя комфортно лишь в темноте, а как только выставишь её на свет Божий, так она и исчезает, как утренний туман под Солнцем.Недостаточно сказать об этом только Богу(знаю это, как человек , четыре десятилетия находившийся в алкозависимости), потому, что сказав Богу, ты по сути никому  и ничего нового не открыл , по той простой причине, что ты знал это всегда, а Бог знал о грехе твоём, ещё до того как ты его совершил.Поступив таким образом, мы поступим по-библейски, а значит наиболее эффективным образом,написано:"При двух или трёх свидетелях будет крепко всякое слово"(или дело)-А какой свидетель может быть более надёжным чем Бог?Итак, поступив подобным образом, мы поступаем по Слову Божьему(как написано).Слово Божие -это Бог("...И слово было Бог...").Написано что Бог "не может отречься от Себя", следовательно Он не может отречься от Своего слова. То есть, если мы поступили по слову Божьему, то Оно будет исполнено ибо "исполняет то, для чего было послано".Если обида ушла, прощение пришло - на этом всё.Если нет -
продолжаем:возможно ты решил сравнить грех обидчика своего и твой грех.Благость его и свою...И сравнение  разумеется вышло не в его пользу:у шкалы сравнений есть очень интересное свойство, её показания зависят от того в чьих руках она находится, в тот или иной момент времени.Но дело даже не столько в этом, сколько в том, что "нарушивший одну заповедь -виновен против всего закона".Так написано. И поскольку написано также, что "Все согрешили", то это уравнивает всех грешников:"Наказание за грех -смерть".Таким образом, как бы тебе не казалось, что ты лучше твоего обидчика -это абсолютно не так.Следовательно, у тебя просто нет морального права не прощать.Более того,Ап. Павел пишет:"Почитайте один другого выше себя". Так что строго говоря, ты должен ещё спасибо сказать, обидчику своему за то,что тот позволил тебе простить его(Шутка.Хотя, в каждой шутке,как известно, лишь доля шутки).
Если ты думаешь, что есть грехи менее, а есть более тяжёлые, то напрасно ты так думаешь(слово говорит, что есть грехи не к смерти,это не то о чём я сейчас говорю).Вот, что я имею в виду:кто-то убил человека,а кто-то украл деньги у человека.Есть разница? На первый взгляд,есть, но если посмотреть второй раз, то может выясниться
на пример, следующая деталь:у обокраденного человека, деньги эти были последними, и он шёл в аптеку за лекарством которое должно было спасти его жизнь(скажем инсулин).Он умер и чем же грех одного отличается от другого?
Более того,вполне возможно, что убийца мог находиться в состоянии аффекта, т.е в состоянии не поддающемся контролю, тогда как вор, действовал сознательно...Или скажем, блуд, вроде как не такой уж тяжкий грех-на наш. человеческий взгляд, однако Бог смотрит иначе. Он даже повелевал камнями забить до смерти разлюбезных.Кстати,прекрасную иллюстрацию мы находим в библии в истории с Давидом и Вирсавией:после греха блудодеяния Давид приказал убить её мужа, благороднейшего Урию и "попутно",вместе с ним по всей видимости погибли ещё воины, что называется " ни за понюшку табака".Слово может убить.Господин Бовари, после смерти своей горячо им любимой жены, случайно обнаружил её любовные письма.Прочитал, от чего его давление в крови поднялось до высот несовместимых с жизнью. Или вот, абсолютно библейский пример:Адам, съел запретный плод и никого вроде бы не убивал при этом, но подишты, после чего не только сам стал смертным, но и всё человечество.Так, что всем надо меняться, потому, что все согрешили,пусть даже только в Адаме, и нет смысла при этом измерять, и соизмерять грехи наши.Так что посочувствуй обидчику своему, ибо он совершил грех, а "наказание за грех смерть".Кстати, твоё сочувствие обидчику,  вполне способно устранить обиду, и привести к прощению. С этим по моему всё понятно.
Бог,так всё устроил, что ничто само-собой не происходит, но всегда, как результат, как следствие,  тех или иных действий в материальном или духовном мире.Но чтобы произвести какие-либо действия, необходимо затратить энергию, приложить усилие.Даже о Царстве Божьем говорится,что оно"усилиями берётся".Почему же тогда, такое действие как прощение должно быть исключением?Ведь, чтобы иметь веру,жить верой, нужно прилагать усилия(преодолевать страх, молиться, читать слово и т.д.),чтобы расти духовно надо прилагать усилия, чтобы получить ответ на нужду надо приложить усилия(молится, взять обет...), чтобы родиться свыше -нужно приложить усилие(хотя бы мысленно призвать Бога...), чтобы быть успешным в Боге, необходимо жить благочестивой жизнью(снова-таки нужно приложить усилия для того,чтобы отвергать похотливые желания и совершать благородные поступки и пр.).На одну из молитв Павла Господь ответил:"Довольно для тебя Моей благодати".То есть, то что Павел хотел получить от Господа было так сказать в его руках уже, и он мог пользоваться этим. Но разве Бог позволил бы Павлу пользоваться Благодатью без усилий Павла в отношении своего служения. Ученики Иисуса исполнились Силой Духа Святого тоже не без предварительных усилий(пребывали единодушно вместе, молились,послушно ожидали...)хотя сам момент наполнения Духом прошёл т.с.автоматически.
Без прощения, просто не может быть христианской жизни. По сути, по настоящему, само христианство, могло начаться, и началось, лишь после прощения, обеспеченного смертью Иисуса на Кресте.Какие усилия пришлось приложить Иисусу для этого прощения и говорить нечего.Но благодаря Ему,у нас уже нет нужды в таких усилиях, но тем не менее, те усилия которые должны приложить мы, никто за нас не приложит.
Нужно понять очень простую вещь:без прощения(с нашей стороны), вход в Царство для нас закрыт.
Поэтому, продолжим:что ещё может помочь нам простить(ближнего нашего-врага нашего...).
Конечно же, прежде всего -вера.Потому, что если ты, скажем , не веришь в Бога или не доверяешь Ему, то и заповеди Его для тебя не будут обязательны, но тогда ты просто утонешь в своей обиде и непрощении.
Следовательно,назрела необходимость взращивать, развивать и укреплять веру. Библия даёт нам чёткие указания как именно это сделать:"Вера от слышания, а слышание от слова Божьего".То есть, читаешь Писание, размышляешь над Писанием молитвенно,воплощаешь в жизнь,  усвоенные Божественные принципы, и взращиваешь веру. Ибо эффективность веры напрямую зависит от её развития.Как только вера перестаёт расти и развиваться, так она перестаёт быть эффективной, то есть перестаёт приносить плоды. Такой вывод мы можем сделать на основании  притчи о горчичном зерне. рассказанной Иисусом Своим ученикам.Весьма интересно то обстоятельство, что ученики Иисуса попросили Его умножить(не просто увеличить,усилить, именно умножить!) их веру сразу же после того как Он учил их о прощении.
То есть они усмотрели прямую связь между верой и прощением.Это важно.Иисус сказал:"Если бы вы имели веру с горчичное зерно,которое меньше всех зёрен...".Наращивая, развивая,укрепляя свою веру, мы формируем,аккумулируем в себе способность прощать,  и всё выше, и выше поднимаем планку этой способности, и в конце-концов, можем довести её до автоматизма, в любых случаях(даже тогда, когда обидчик не покаялся).Понимали это и ученики Иисуса,-будущие апостолы- потому и попросили у Него умножить их веру.Какова же была их вера на тот момент, если она даже на горчичное зерно не потянула? Какова наша,сегодня? Ученики того периода ещё не принимали Духа Святого, и тем более, не были крещены Им, а мы и приняли, и крещены...Впрочем, это уже выходит за рамки данной темы...Подумайте над всем этим, изложенным в Лук.17:3-6;Матф.13:31-32.Понятно, что она(вера) должна быть живой,иметь способность расти,помещена в добрую почву,  регулярно орошаться водой и освобождаться от сорняков.
Есть много способов возгревать свою веру, о некоторых я уже писал выше.Здесь же, пожалуй добавлю ещё некоторые известные и общепринятые, но тем не менее:стабильное посещение собраний и разбора слова, всевозможные виды и формы прославления,личные свидетельства,поклонение,обеты,посты, благодарение...т.е. делать всё то, что обостряет духовный слух и к тому же,- приносит радость, а" радость в Господе, подкрепление для вас".В том числе, подкрепление и веры.Радость сообщает нам, ко всему прочему, ещё некою долю уверенности, что безусловно сказывается на росте веры. Радость, также, самым убийственным образом действует на страх,угнетая его, и тем самым поднимая и укрепляя веру.О поклонении скажем коротко:оно не только приятно Богу и нам, но оно ещё бъёт сразу по всем вражеским фронтам, неся врагу поражение,
а нам победу.
Если ты всё ещё не можешь простить, значит у тебя не очень развито такое свойство , такая черта характера как милосердие(лично я, тоже знаком с такой проблемой).А ведь оно(милосердие) просто обязано быть нашей частью
так как мы являемся Его подобием, а у Него оно не просто имеется, но является(по крайней мере) одной из важнейшей составляющей Его сущности:Моисей попросил Бога показать Славу Его.Бог проводит её перед ним и говорит в частности:"Я Бог милосердый и многомилостивый..." -Исх.34:6.
В другом месте написано:"...Милосердие Его не истощилось и обновляется каждое утро..."
Почему же  у нас оно так редко обновляется(если обновляется вообще)?.
Потому, что сердца наши наполнены страхом, а страх порождает ожесточение( как форму защиты, и как следствие конфликта между нашими желаниями, и исполнение или не испонением заповедей Божьих).Ну, а где ожесточение,- там нет места милосердию. Страх же -следствие греха -Быт.3:10. Отсюда вывод:для того, чтобы простить,-тебе, прежде самому необходимо покаяться. Вот так оборот!
Может быть тебе мешает простить образ врага, некая картинка которую ты впопыхах, всердцах нарисовал в своём разуме? Но дано ли тебе знать насколько она соответствует правде и, что за ней? Думаю, что нет.Но даже если и соответствует,что с того? Ведь Иисус заповедал прощать, вне зависимости от статуса, от степени,от горечи, от боли.Если бы требовалось прощать людей лишь определённой категории(добрых, бедных,больных и т.п....), Иисус точно сказал бы об этом, обязательно. Но нет, наоборот:"Прощайте врагов ваших и молитесь за обижающих вас...".Может быть обидчик твой, богатый, успешный и счастливый(тебя смущает это, ты завидуешь...). Что ж -скажи:"Слава Богу за милость Его" и помолись за него, чтоб он избежал судьбы того богатого(ведь Бог желает спасти всех), который пиршествовал на земле, а после смерти, был отнесен ангелами в шеол.Может быть Бог "Поставил его на путях скользких", так прояви сострадание к нему. Посочувствуй горькой судьбе его, и опять же -помолись. Бог может развернуть жизнь его на сто восемьдесят градусов и спасти. А ты заработаешь одобрение от Самого господа!Ведь Небеса радуются даже одному спасённому грешнику.В конце-концов, это наша обязательная работа как христиан.
На пути к прощению может возникать(и возникают)множество препятствий, проблем от которых наш дух может прийти в уныние, а руки опуститься. Но знаете, слово Божие, призывает нас:Делайте то, что вы можете, а Бог сделает то, что вы не можете.Иисус сказал:"Следует всегда молиться и не унывать".Молиться вы можете? Можете, пусть даже с трудом, но можете -вот и молитесь,"В Духе и истине", что означает, молиться будучи исполненным Святого Духа и провозглашать слова истины, т.е. Божье слово.Начните прославлять Бога,воздайте Ему хвалу,свидетельствуйте, благодарите и наполнитесь Духом Святым."Открой уста свои и Я наполню их".Бог наполнит уста ваши Своим словом и радость придёт.Унынию придётся уйти. Давид, царь Израильский и по совместительству "муж по сердцу Божьему", с успехом использовал эту методику, говоря душе своей:не унывай потому, что я ещё буду славить Господа-пс.41:6,12."Бог поругаем не бывает", а по сему:мы делаем, что мы можем, а Бог сделает  то, что нам не подсилу.
И помните:"Унылый дух сушит кости".Гоните его прочь -это вы можете, во Имя Иисуса Христа, а Его Имя может всё.
Если вы по какой-то причине ослабели, устали -это не повод уйти на покой(я не о том, чтобы не отдыхать).Наоборот,это сигнал- немедленно открыть рот, для прославления Бога.Да, Бог может для нас сделать то, что мы не можем, но открывать рот за нас, вместо нас, Он точно не будет, потому, что Он не обещал это делать.Достаточно того, что Он умер из-за нас и вместо нас.Более чем достаточно. И это покрывает всё.Воздай Богу хвалу! Принеси Ему в жертву хвалу своих уст.Покажи Богу, что твоё упование только в Нём, Боге живом, любящем и всемогущем.Преклонись пред Богом,прославь Его, и у тебя откроется 2-е дыхание, -дыхание жизни,дыхание успеха, дыхание победы.Которая обязательно придёт когда ты простишь обидчика своего, хотя бы на основании того, что тот (по большому счёту) "не ведает, что делает", (ибо живёт без Бога) -как это сделал Иисус. Подтвердивший  и утвердивший на Кресте -все те принципы по которым жил Сам, которые исповедовал,и по которым заповедал жить нам.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Ап.Павел пишет:"...Если только не напрасно уверовали".То есть, если мы так и не захотели(в данном случае)простить(не не смогли, -потому, что при таком наборе средств:духовных,интеллектуальных, психологических и пр. -именно не захотели, а не не смогли), то и нам не простится, но будем осуждены.Иными словами - "напрасно уверовали": не войдёте в Царство. А куда войдёте?"Отойдите от Меня делатели беззакония, Я никогда не знал вас".Не дай Бог, никому из нас услышать такой вердикт!
 


Рецензии