От казаков днепровских до запорожских ч. 76
Ближе познакомившись, Елизавета обнаружила у него и иные достоинства. Она выпросила Алексея у тетушки Анны и зачислила в свой штат обслуги. В 1740 г. его произвели в камер-юнкеры и поменяли малороссийскую фамилию «на более пристойную» - Разумовский. Сразу же после переворота 1741 г. Алексей Разумовский стал камергером и ген.-поручиком. В течение 1742 г. он стал кавалером орденов Св. Анны, Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. В 1744 г. он получил графское достоинство, в 1756 г. стал ген.-фельдмаршалом. Всё это можно отнести к официальным наградам. Главной неофициальной наградой стало тайное (но всем правилам) бракосочетание в 1742 г. с императрицей Елизаветой Петровной. Почему родной брат Алеши - Кирилл стал гетманом, думаю читателю объяснять не надо. Итак, юный гетман сразу начал качать права и донёс в Сенат, что в Сечи, на казацкой Раде атаманом избран прежний - Григорий Фёдоров, а судья, писарь и есаул избраны новые, и что эту перемену казаки сделали, без согласования с ним, гетманом, и он повелел кошевому и старшине отписаться, на каком основании это сделано. Сенат поддержал Кирилла Разумовского и несмотря на это запорожцы по-прежнему на Раде выбирали себе кошевых атаманов. Постепенно гетман Разумовский начал понимать малороссийские реалии и стал действовать не только кнутом, но и пряником. Так, он «выхлопотал вознаграждение запорожцам: прибавку жалованья по причине умножения этого войска и потому, что оно стеснено от Новой Сербии и нового слободского полка в рыбной и звериной ловле.
Кроме того, казаки покинули соляные промыслы и прочую торговлю вследствие увеличения пошлин в пограничных таможнях; гетман просил даже дать запорожцам артиллерию. Сенат приказал жалованья прибавить 2 тыс. руб. и с прежним производить по 6 660 руб.; вместо трёх пушек, оказавшихся негодными, отпустить три новые» (29). И всё же добрый и великодушный Кирилл Разумовский казачьими делами занимался мало, да и вообще жил в Петербурге, где заодно стал президентом Академии наук. В гетманской столице (г. Глухов) в то время неограниченно распоряжалась старшина - войсковой судья и обозный. А украинские казачьи полки стали полными «вотчинами» полковников, которые стали даже передавать свои посты по наследству. Возвращаясь к эпохе Петра I, надо отметить, что она в целом кардинально изменила всю жизнь малороссийского казачества. Процесс ликвидации «вольностей» казачьих пошёл полным ходом от фактической ликвидации, как таковой гетманщины со смертью И.И. Скоропадского до превращения малороссийских полков в регулярные армейские кавалерийские части, формирующиеся уже на совсем иной основе при Екатерине Великой. Немалая вина в этом лежит и на гетманах и, на казачьей старшине, которым царь, после измены Мазепы, просто перестал доверять. Целью существования государства, по мнению Петра Алексеевича должно было быть «общее благо» его граждан. Но, гарантировать такое «благо» могло лишь государство, устроенное по западноевропейской «регулярной» модели.
Но в неё никак не вписывалась Малороссия с её постоянными внутренними проблемами, которые не решались, опять же по мнению царя, без вмешательства центральной власти, и которые угрожали целостности всего государства. Измена Мазепы лишь подтвердила опасения царя Петра и укрепила его решимость превращения Малороссии в рядовую губернию России (30). При правлении Петра, процесс покорения казаков и завоевание земель Дикого Поля, длившийся до этого более двух веков, вступил в свою завершающую фазу. Именно на этом этапе в ход была пущена военная сила. На более ранних стадиях использовались рычаги экономические, политические и религиозные. Пользуясь ими, Москва стравливала казаков с турками и татарами, провоцировала крупномасштабные военные конфликты между ними, ослабляя тех и других. Сразу же после развала Золотой Орды правящая верхушка Московской Руси оказалась достаточно богатой и, учитывая общность интересов казачьих государств и Москвы и плохое экономическое положение казаков, смогла привлечь их к себе на службу. Казакам давалось жалование, порох, свинец, вооружение, продукты. Кроме того, служивые и городовые казаки наделялись землёй в более безопасных районах. Христианская церковь проповедовала, что русский царь – помазанник Божий и его устами глаголет сам Господь и учит нас, это ставило царя выше атаманов и внедряло в сознание казаков главенство русского царя. Церковь также внушала казакам, что ослушание царя есть ослушание Бога.
Таким образом, борьба казаков за свою национальную независимость превращалась в дело не богоугодное, а в сознание казаков внедрялось чувство вины перед русским царём. Вместе с тем, проводилась и русификация казачьих земель путём массового переселения русского населения в пределы Дикого Поля. При этом принимались все возможные меры, чтобы предотвратить приём этого населения в казаки. Казачья старшина быстро сообразила о выгодах, связанных с наличием бесправного иногороднего населения и стала использовать этих людей для личного обогащения, не боясь греха, поскольку сребролюбие, согласно новой христианской вере, грехом теперь не считалось. Тем самым нарушался один из основных казачьих принципов о недопустимости использования чужого труда, а это исключало такие понятия как совесть, справедливость. Рушились моральные устои, которых веками придерживалось казачество, а свобода, равенство и братство превращались в пустой звук. Всё это принесло свои плоды - на завершающей стадии покорения казаков военным путём казачья старшина оказалась сговорчивой и податливой, она с лёгкостью предала своих товарищей и интересы казачества. К концу правления Петра, Украина, Терек, Дон, Волга и Яик оказались в руках России, и только запорожские казаки продолжали сохранять независимость. Деятельность Петра оценивается по-разному. Одни считают, что до него России и русского народа как бы и вовсе не существовало, что это он царь Пётр I, создал Россию и указал ей путь к процветанию.
Другие полагают, что он нарушил правильное эволюционное течение русской жизни, уничтожил её свободный народный строй, обычаи, посеял рознь между всеми слоями населения, насадил чуждые иноземные обычаи, устроил государство по чужому образцу, разрушил самосознание народа о своей народности. В какой-то мере правы и те, и другие. В народе, который был доведён до крайней степени нищеты, о Петре много хорошего не говорилось. Не было сказано добрых слов и на завоёванных им казачьих территориях. Т.Г. Шевченко, глядя на памятник Петру I, поставленный Екатериной II, с надписью: «Первому – Вторая» - сказал известные слова: «Это тот Первый, который распинал нашу Украину, а Вторая - доконала вдову - сиротину»! «Распинал» царь Пётр Дон, Терек, Яик и Запорожье. С помощью масонов, польских евреев Израиля Ория и Оруховича он населил казачьи земли армянами торговцами. Всё это не удивительно, поскольку он сам был масоном, ненавидел русский народ и, не скрывая своих этнокультурных симпатий, спланировал и построил свою северную столицу Санкт-Петербург в виде шестиконечной иудейской звезды Давида. По этой же форме была им построена и Петропавловская крепость. После смерти Петра I в 1725 г. в России началась полоса дворцовых переворотов. Они явились результатом борьбы разных группировок господствующей верхушки за власть. Однако это не меняло сущности самодержавия и его политики в отношении земель Дикого Поля. В 1735 г. Турция, при поддержке Франции, начала войну против России. Русская армия вступила в Подолию и Бессарабию и овладела крепостью Хотин.
Продолжение следует в части 77 http://proza.ru/2021/07/12/748
Свидетельство о публикации №220051401150