Поп-ворожейка. Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

   Жил-был поп, по прозванию Жаворонок, а при нём дьячок находился -
не дураки были и горькую потребить.
Овдовел поп, овдовел и дьячок. И начали ещё больше прежнего отраву  пить.
   Пропили сначала дьячково имение,
а после промотали и батьково, как у пьяниц водится.
Не на что стало опохмелиться.
   Говорит поп дьячку: "Возьми, свет, с крылоса церковные книги, заложим в кабак,
на вырученное – поправиться горькую купим, как поправимся – назад выкупим. Так?"
    Дьячок тотчас сграбастал книги, заложил в кабаке, кутнули с попом на славу.
Наутро голова трещит, надо бы опохмелиться – да опять не на что. Зачем пили отраву?
    Как теперь быть?
Достать бы в лесу для пропитания хоть сныть.
   "Погоди, свет, – говорит поп, – будь что будет, а я свои ризы заложу,
дак мы с тобой ещё так(!) гульнём, я тебе доложу."
   Заложили ризы и тут же пропили с дьячком все деньги, всё на отраву здоровья ушло.
Вот так-то они в две недели все церковные вещи обработали; всё в кабак пошло.
   Приходит воскресенье, а попу и обедни отслужить нельзя, куда деться? -
Нет ни одной книги, ни одной ризы –  не во что и одеться!
    "Что нам делать, дьяче? Вон оно как выпивка-то  занозит!"
    "Не знаю, батюшка. Что вам угодно, то и делайте; ведь с вас, не с меня спросят."
    "Ну, я вот больным скажусь, мне во сне чёрт приснился и так говорить велел:
пускай люди знают, что оттого обедни нет, что поп заболел".
   Прошло одно воскресенье и другое, и третье, а до церкви всё не звонят.
"Батько крепко болен, - люди говорят, -
Нельзя же нам быть без службы божьей,
станем просить себе другого попа, а иначе что же?"
   Услыхал про то поп: "Ну, - думает, - это дело неладно.
Ещё, чёрт возьми, наедет иной священник, что нам не отрадно,
да увидит, что у нас в церкви всё дочиста обработано,
так мне за это достанется; неровен час и в Сибирь угодишь. Неужто тюрьма заработана?
Надо выдумывать, как бы с этим всем справиться."
    Призывает поп дьячка: "Что, свет, дело-то наше плохо.
Умели мы погулять, надо суметь и поправиться."
     Дьячок в ответ: "Моё дело сторона, я ничего не ведаю,
что хотите, то и делайте, не видит ни один мой глаз, не слышит ни одно моё ушко".   
    "Да ты слушай, что я стану сказывать, ты ж поймёшь, чай – не зверушка."
     "Ну, так тогда сказывайте скорей, батюшка".
    "Вот что, дьяче. Ты ступай воровать, а я буду ворожить, вот о чём договоримся:
коли что украдёшь – мне прямо и сказывай, где спрячешь, а я буду отгадывать.
Вот мы и поправимся".
   "Ну, хорошо, добывали же хитростью все испокон веков."
    На их счастье в ту же ночь гнали через село гурт быков:
дьячок отшиб одну пару и загнал в лес;
приходит к попу рассказать про лес чудес:
     "Ну, батюшка, я пару быков украл."
 "Куда ж девал?"
     "А вот за селом в лесу к сосне привязаны, волков там нет, не надо и сторожить."
"Ладно, свет. Завтра, когда станут быков искать, посылай ко мне ворожить".
     Утром рано хватился купеческий приказчик быков, ходит по селу,
везде ищет – нигде нет.
"Что ты ищешь?" – спрашивает его дьячок и ждёт ответ.
    "Да вот беда приключилась; нынешней ночью пропала из гурта пара лучших быков.
Не могу отыскать, не бывало такого уж сколько годков."
     "Эх, почтенный! Да вы ступайте к нашему попу: он сейчас выворожит
и вашему горю поможет.
Хоть он теперь болен, ну, да коли вы получше на лекарства заплатите,
так ничего, авось для вас потрудится. Он - старик добрый, коль платите."
    "Да я сотни рублёв не пожалею, только бы пропажа нашлась."
Пошёл приказчик к попу: "Здравствуйте, батюшка! Лежите, болезнь - не  сласть."
     "Здравствуй, свет! Что скажешь?"
"Я к вашей милости. Потрудитесь, батюшка, пособите моему горю".
      "Какому, свет? Расскажешь?"
"Пропала у меня пара быков, так поворожите, я отблагодарю."
     "Ах, свет! Я теперича слаб, хвор, не знаю, что и делать-то? Быки – не рыба, не идут на клёв."
"Сделайте милость! Вот вам, батюшка, за труды сто рублёв."
   "Ну, так и быть. Становись, свет, перед образом на колени да молись богу: авось откроет".
Купеческий приказчик встал перед образом на колени и давай лбом поклоны бить,
а сердце за быков ноет.
    А поп взял старую книгу, читает,
а сам воздыхает.
     Битый час читал, вздыхал,  приказчик аж вспотел.
"Ну, свет, - говорит поп, - пропажа твоя нашлась, открыл господь, хоть и много у него дел.
Ступай за село, там есть лесок, а в том лесу твои быки к сосне привязаны, тебя ждут;
только иди скорее, а то мошенники дальше уведут".
    Приказчик бегом в лес пустился и как сказал поп, так и вышло:
бычьи сыны (!) -
стоят, к сосне привязаны.
    Воротился приказчик в деревню, где немало и богатых, и худых домов,
благодарит попа и говорит между слов:
"Батюшка, мне бы хотелось узнать, кто это спроворил – моих быков увёл? Как узнать?"
     "Ну, свет, - отвечает поп, -  этого нам не дано знать".
     После того призывает поп дьячка: "Теперь, брат, поправимся. Сто рублёв в кармане.
На первый раз выкупим ризы да книги; а там посмотрим, главное – не в нищенском аркане."
    Выкупили ризы и книги.
Два дня спустя сказывает поп дьячку, почти растриге:
"Поди-ка, свет, к нашему барину, сведи с конюшни любимого его жеребца;
тогда совсем поправимся – надолго, даже до конца года и точно – до конца месяца."
   Дьячок дождался ночи и забрался на барский двор; на его счастье кучера были пьяные –
с конца дня,
он вывел жеребца из стойла да в чистое поле, завёл в овраг и привязал около пня.
    Воротился к попу: "Ну, батюшка, барский жеребец в наших руках."
"Хорошо, свет! Где же ты его спрятал? Не в  низких кустах?"
"В овраге, там трава хорошая, да клевер - ах!"
     Поутру просыпаются кучера, смотрят в стойло – нет барского любимого жеребца;
где искать? Доложили барину: жеребца  де  нету, а на самих - нет лица.
    "Как нету? Где же вы были, чего смотрели? Вот я вас всех передеру, ищите,
всех в солдаты отдам, коли не сыщете!"
   Искали, искали – не нашли. Нечего делать, посылает барин за попом,
чтобы непременно к нему явился.
Пришёл поп: "Здравствуйте, барин".  По зову барина мигом появился.
    "Здравствуй, поп!"
   "Что вам надобно?"- спрашивает, предвкушает прибыль, поп,
почёсывает то ладонь, то разглаживает бороду, то хитро  глядит барину выше глаз - в лоб.
     "А вот что, святой отец, в прошлую ночь у меня воровство случилось:
пропал с конюшни жеребец, что ни есть самый лучший; я за него три тысячи заплатил."
    "Да, это дело нехорошее, кто ж так к жеребцу-то не мил?"
    "То-то и есть. Потрудись, поворожи, а я тебе за хлопоты триста рублёв жертвую".
   "Надо для вашей милости потрудиться; прикажите мне отвести особую комнату,
но чтоб не мешали - только мою."
   Барин приказал отвести ему особую комнату
с видом на овраг да на долину.
    Поп взял старую книгу, стал у образа и начал читать;
битый час читал, а после выходит к барину:
"Господь, - говорит, - открыл вашу пропажу мне, грешному, нашёлся жеребец".
    "Где, батюшка? Ну, ты молодец!"
    "А вот в таком-то овраге у пня привязан: скорей поезжайте на то место,
а то мошенники вечером уведут дальше – это всем известно."
    Барин нашёл жеребца, воротился домой и отдал попу триста рублей с великою благодарностью:
"Спасибо, отец, за твои труды, а я пока разберусь со своими кучерами - пьяной бездарностью."
   Поп выкупил на те деньги и остальные церковные вещи
и начал опять служить в церкви, служил вечерами как можно дольше,
да ещё порядком денег осталось – было на что погулять с дьячком не день, не два,
а почитай с целый месяц, коли не больше.
   Как только узнали прихожане, что поп может ворожить,
так все к нему и бросились: у кого курица али поросенок пропадёт,
тот сейчас к попу и идёт - поворожить:
"Поворожи, батюшка! Век будем в церковь только к тебе ходить."
   "Подите вы, окаянные, с эдакими пустяками лезете – нечего вам делать;
стану я курицей да поросёнком богу надоедать".
    Пошла о попе слава по всему околодку. Вот у одного знатного князя
пропала как-то из кабинета шкатулка с деньгами - большие деньги были -
тысяч сто,  свои же люди утащили.
    Князь приказал заложить карету и ехать за попом, чтоб непременно к вечеру его представить.
Приехали за попом: "Собирайся, - говорят,- к князю, у него деньги пропали,
ворожить надо, тебя велено доставить."
   Поп думает: "Что ж это дьячок мне ничего про то не сказывал?"
Призывает к себе дьячка: "Что же, свет, молчишь? Куда деньги спрятал, почему не рассказывал?"
    "Какие деньги? Я ничего не знаю, что ж мне теперь – вообще не жить?"
"Как не знаешь? Ведь у князя деньги пропали, требует меня ворожить".
    "Да я в его вотчине сроду не бывал".
"Боже мой, что делать-то? Что я князю-то скажу; ведь он меня кнутом засечёт,
я ж и раньше-то ничегошеньки без тебя бы  не знал."
   "Что хотите, то и делайте. Вас же не зря Жаворонком зовут, авось и выпорхните", – отвечает дьячок.
Поп – нечего делать – ещё ж не старичок,
взял свою старую книгу, сел в карету и поехал на княжеский двор,
чуть по пути не занемог, думая: кто ж там вор?
    "Здравствуй, батюшка!"
    "Здравствуйте, ваше сиятельство, вы – наше солнышко!"
     "Ну, слушай, коль так: я ведаю, что ты большой мастер ворожить; поворожи-ка мне,
хоть здесь, а хоть у окошка,
у меня пропала из кабинета шкатулка с деньгами, тысяч сто будет.
Ежели воротишь - половину тебе дарю, от меня не убудет".
    "Рад потрудиться для вашей милости – всегда, только вот сердце ноет;
не знаю пока вот, как господь откроет."
    "Да неужели ж я грешнее того барина, у которого жеребец пропадал?
Ты, я вижу, батюшка, постараться не хочешь, аль вор чего большего обещал?"
    "Никак нет, ваше сиятельство! Прикажите отвести комнату, стану трудиться.
Авось господь милостив – и откроет -  всё и прояснится."
    Отвели попу особую комнату; зажёг он свечу перед образом,
положил свою книгу на стол, читает,
а сам думает:
    "Какой ответ дам я князю?
Лучше дождусь глухой полночи и, как только пропоют третьи петухи,
убегу куда глаза глядят и домой не явлюся – уйду замаливать  грехи."
   Стоит у стола и книгу читать перестал,
дожидается, когда улягутся все спать, но сам спать не стал,
ждёт, чтоб  петухи пропоют три раза подряд.
    А шкатулку-то князеву украли три его камердинера; сошлись они меж собой и говорят:
"Что, братцы, как этот ворожейка-поп да нас узнает,
ведь все в Сибирь пойдём. Он, проклятый, теперь книгу читает.
    Чего доброго, пожалуй, и вычитает.
Давайте подслушивать у дверей: коли вычитает, так станем его просить,
чтоб на нас князю не доказывал, иначе нам – не жить."
     Пошёл один камердинер и стал у дверей подслушивать.
Вдруг петухи запели, а поп перекрестился и  говорит:
"Слава тебе господи, один уже есть; остается двух ждать".
     Лакей прибежал к своим товарищам: "Ах, братцы! Одного вычитал;
только я к двери, а он и кричит: слава тебе господи, один есть – как будто в книге читал".
    Пошёл другой подслушивать; запели вторые петухи.
А поп крестится: "Слава богу, и два есть".
    "Эх, братцы, и меня вычитал; только я к двери – сейчас узнал, хоть в петлю лезь."
     Третий говорит: "Ну, коли и меня помянет, то пойдём к нему прямо, бросимся в ноги
и станем просить, чтобы не выдавал барину – лучше нищими будем ходить по дороге".
      Пошёл подслушивать третий; а петухи опять запели.
Поп перекрестился: "Слава тебе господи, все три есть!"
Схватил поп книгу подмышку да в дверь бежать – в чём есть,
а лакеи ему навстречу бросились в ноги:
"Батюшка, голубчик, не погуби, прости, у нас к тебе весть,
не сказывай князю, что мы деньги-то унесли –  они все здесь".
    "Знаю, светы, что унесли; да где спрятали?"
    "В саду, батюшка, в озеро, по канату спущены, глубоко припрятаны!"
    "Знаю, что в озере, да в коем месте?"
     "У такого-то дуба, пойдём, покажем все вместе."
       Посмотрели, завершили дело.
  "Ну, ладно, - говорит поп, - ложитесь спать, не бойтесь, не выдам,
служите честно, идите, досыпайте смело."
     Утром призывает князь попа: "Что, батюшка, твои дела?"
"Слава богу! Господь открыл вашу пропажу – высшая сила победила!"
     "Где ж шкатулка?"
"Да в саду, в озеро на канате опущена, а канат-то длинный, но не очень чистый."
    "Кто же затащил её туда?"
    "Известно кто - нечистый!"
     Тотчас вытащили шкатулку, принесли в горницу.
Князь отомкнул её, высыпал на стол золото и разделил на две части:
"Ну, поп, бери свою кучу! Заработал на счастье."
     Поп стал деньги загребать, а у самого на уме:
как бы поскорей домой удрать и исчезнуть без вести.
Князь не пускает: "Пообедай, батька, у меня; а после обеда велю тебя домой отвезти."
    А самому князю жалко стало денег – собирался ехать отдыхать в Европу.
Вот он изловил молодого жаворонка, принес в горницу и посадил под блюдо, и говорит попу:
   "Ну-ка, ворожея, отгадай, что под этим блюдом? Коли отгадаешь,
твоя будет и другая куча золота, а не отгадаешь –
и прежнюю назад возьму. Не отказывай - тотчас начинаешь!"
    Поп вздохнул и проговорил про себя вполголоса:
"Вот когда попался, Жаворонок." Вот они какие - деньги.
Князь плюнул: "Ну, батька, твоя взяла. Забирай и остальные деньги."
     Поп взял и другую кучу. Приехал домой и говорит дьячку:
"Вот когда поправились - так поправились; в целую жизнь не потратить,
всё что хочешь возьмёшь.
Одначе полно ворожить, а то ещё в беду попадёшь.
Давай-ка этой ночью сожжём книгу."
    Как скоро стемнело, поп выбрал из дому все деньги и зажёг свою избу и вроде книгу.
Набежали на пожар люди. Поп орёт: "Православные, помогите;
книгу-то, книгу-то вытащите".
    Нет, не вытащили.
    Поп выстроил себе новый каменный дом и зажил с дьячком богато,
в своё удовольствие, а ворожить перестал, добра-то – ой как не маловато:
   "Не могу ворожить, – говорит, – книга сгорела,
боженька теперь всем располагает!"
   С тех пор так и ходит в округе присказка:
умному, да хитрому и авось помогает.


Рецензии