Князья Гагарины и графы Бобринские

ГРИГОРИЙ ГАГАРИН - ВЫПУСКНИК МВТУ, СТАРШИЙ СЫН ПОСЛЕДНЕГО ВЛАДЕЛЬЦА КАРАЧАРОВСКОЙ УСАДЬБЫ. 14 МАЯ 1905 ГОДА. В ВОЗРАСТЕ 29 ЛЕТ ПОГИБ В ЦУСИМСКОМ СРАЖЕНИИ.    
Наталья, единственная дочь князя, родилась через три дня после гибели отца – 18 мая (в некоторых источниках -16 мая) 1905 года. Этой фразой я закончила  рассказ о внуке князя-художника.   Конечно, было бы очень интересно узнать, как  сложилась судьба его дочери, НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ ГАГАРИНОЙ, у которой месяц и год рождения    совпали с месяцем и годом гибели ее отца.  Но, к сожалению, сначала информации не было почти никакой. Мне ведь доступно единственное – интернет и не более. А к данным в интернете  отношусь с осторожно, потому что неоднократно убеждалась  в  их недостоверности. Идет сплошное копирование непроверенных фактов. Вроде бы много материалов, а по сути – это все клоны. Нашла  только информацию в одну строку  - НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА ГАГАРИНА  скончалась в Лондоне в 1999 году… В 1999  году!  То есть фактически – почти ровесница века – 1905-1999.. Какую долгую жизнь она прожила! Но какую? Как сложилась ее жизнь?
  Когда потеряла всякую надежду узнать  что-нибудь – случилось  чудо.. Мне предоставилась возможность  прочитать ВОСПОМИНАНИЯ  НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ ГАГАРИНОЙ, которые  она писала  в конце жизни!
   В интернете их не найти... Чтобы привести выдержки из воспоминаний, я набирала весь текст вручную. Откуда текст? Из книги в моем книжном шкафу!  «ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР. МЕМУАРЫ. ПИСЬМА.  ДОКУМЕНТЫ» - книга издана Санкт-Петербургским  политехническим университетом в 2014 году к 100-летию со дня рождения А.Г.ГАГАРИНА.  Электронной версии ее не существует, тираж 300 экземпляров. Книга оказалась у меня не случайно,  она мне дорога, но подробности в другой раз. (В связи с этим  вспоминаются и «случившиеся  случайности», когда  на полке со стихами вдруг нашла «ЗАБАВЫ УЕДИНЕНИЯ  МОЕГО В СЕЛЕ БОГОСЛОВСКОМ» ГАВРИИЛА ГАГАРИНА!  И это тогда именно, когда я интересовалась, кто  из Гагариных был стихотворцем! Поэтический сборник эротических стихотворений приобрела еще в 2002 году, в то далекое время, когда  фамилия ГАГАРИН у меня, кроме ассоциаций, связанных с первым полетом в космос, ничего не вызывала.)
  Не припомню, чтобы  читала что-нибудь  с  таким волнением и  интересом. Было ощущение, что слышу живой голос  - таким простым разговорным языком написаны эти воспоминания. Читала и снова возвращалась к прочитанному.
        Это  было впервые – как будто читаю адресованные  мне письма, написанные совсем недавно.
  Ну да, мы,  поклонники Карачарово,  знаем историю усадьбы (по крайней мере нам кажется, что знаем), княжеский флигель знаком нам и изнутри и снаружи, и парк – знаменитая копия Гайд-парка – нами исхожен вдоль и поперек ,  и в беседке на пруду  посиживали с друзьями! Уж не говорю  о том, что  не устаем  любоваться в любое время года волжскими восходами и закатами со скамейки на берегу рядом со флигелем…
  А теперь  слушайте: « В те времена это была не очень широкая (река (70) верст от Твери), но все же ходили пароходы общества «Самолет», а паром перевозил на другую сторону реки. Также бурлаки таскали баржи, полные груза.
 Из домов  был очень хороший вид на Волгу и дальше. А пригорок был полон полевых ароматных цветов. Тут были и ромашки, и гвоздики, и дикая герань, и  колокольчики, и разные пахучие травы. Мы их собирали и делали большие букеты…»
  ОКАЗЫВАЕТСЯ, НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА ДЕТСКИЕ ГОДЫ ПРОВЕЛА  В КАРАЧАРОВСКОЙ УСАДЬЕ! А теперь о том, какие события предшествовали этому  (весь текст  «ВОСПОМИНАНИЙ…»  привести невозможно, ведь в них изложена жизнь длиною почти в целый век!)
«Я родилась в смутное время – во время первой русской революции 1905 года в Москве, в нашем доме напротив Кремлевских ворот…»  ( тот самый дом, где  вход в метро «Александровский сад»... И еще помните - стрельбу " вишневыми косточками? Дом этот принадлежал последнему владельцу усадьбы Карачарово, Григорию Григорьевичу Гагарину, сын князя-художника, НАШЕГО КНЯЗЯ.)
«Вряд ли он узнал о моем появлении на свет…»  (Эскадра, на которой служил поручик Г.Г.Гагарин отправилась в Цусиму в октябре 1904 года, плавание длилось семь месяцев, это было полукругосветное плавание,  корабли  дважды пересекли экватор. Русская эскадра погибла 14 мая 1905 года.  Наталья родилась 18 мая (в некоторых источниках – 16 мая 1905)
«Моя мать Анна Николаевна, урожденная Львова... Мы остались одни... Я помню свою мать.»  Анна Николаевна Гагарина (1880-1911)
«…Моя мать часто ездила за границу и иногда брала меня с собой…»  Однажды, когда мне было 5 лет, моя мать отправилась на юг Франции без меня и там, в Каннах, заболела корью…. И преждевременно скончалась.
   После этого обе бабушки, Гагарина и Львова, старались меня получить.»
   («Бабушка Гагарина» -  Мария Александровна,  жена Григория Григорьевича Гагарина (1850-1918), последнего владельца  карачаровской усадьбы сына князя-художника).
     Невозможно пересказывать все «ВОСПОМИНАНИЯ..». Когда-нибудь обязательно!  А пока  о  тех, которые непосредственно связаны с Карачарово.
     «В зимнем доме (из камня) всегда жил дедушка.
У него был скверный характер и все его боялись. Он выглядел как абиссинский царь Менелюк, страдал подагрой и ходил, опираясь на две палки, иногда что- то напевая…ложился спать  в 7 часов утра, а вставал к обед или чаю. Всю ночь он писал какие-то проекты по имению… Нельзя было… упоминать о Наполеоне  - он его терпеть не мог.   Летний дом был деревянный, с верандой и балконами, покрытыми диким виноградом… Каждую весну и каждую осень  переезжали из дома в дом и даже переносили фортепиано. Бабушка, которую мы звали МА… была совсем не такая, как дедушка. Ее всюду было слышно, она бряцала побрякушками на запястьях. Живая, небольшого роста, с зелеными глазами, она в молодости была хорошенькая блондинка. Она любила, чтобы люди много разговаривали и были подвижные".
(«ВОСПОМИНАНИЯ…» написаны на английском языке, перевод немного подкачал в смысле тонкостей русского языка, поэтому некоторые фразы могут показаться неуклюжими, но уж что есть – А.Ж)… По  утрам она лежала в своей комнате и вставала поздно. Я должна была туда ходить и здороваться, и меня спрашивали какая температура и который час, на что я не всегда отвечала правильно. …У меня появились гувернантки- француженки учить меня французскому языку. Они менялись, наш черный хлеб был вреден их здоровью, и им было скучно жить в деревне.
   У бабушки  было 9 человек детей (все родились в Карачарово!) Старший , мой отец, погиб в Цусиме, три дочери замужем, а остальные сыновья еще были бессемейными или еще учились в Петербурге. Из-за них бабушка переезжала в город в сентябре месяце, а меня  до Рождества оставляли в деревне с дедушкой. …Подходила весна и меня с гувернанткой  отправляли в деревню (Карачарово). Остальные приезжали позднее. Мы выезжали с Николаевского вокзала  в 9 часов вечера, ехали всю ночь и часов в семь утра прибывали на нашу станцию (Клин?) И мы ехали 25 верст …. Дедушка всегда сидел у входа и нас встречал . Настроение с этим приездом всегда было прекрасное. Все было так свежо и пахло весной и деревянными полами.  Вскоре приезжали и все другие, затем переселялись в летний дом.

Дедушка оставался в зимнем.  У него было значительное молочное хозяйство. Были породистые швейцарские быки и местные коровы. Молоко и продукты вывозили в Москву. Были огороды, фруктовые сады и оранжереи. Был парк с прямыми аллеями, носившими названия родственников (!? ). Позади летнего дома был пруд с островом и лодкой  (пруд у лодочной станции? Значит главный летний дом был примерно там, где сейчас баня?) . Там водились караси, а версты за полторы было озеро (?), где водились щуки, а на Волге лещи, сомы и др. У нас в саду были два маленьких домика и домик с кухонькой для детей. Взрослые могли войти только согнувшись. На лугу стоял вагон, в который можно было запрячь лошадь, тоже для игр и гигантские шаги.
В гости приезжали иногда мои двоюродные братья и сестра. Мы собирали грибы и ягоды, их сушили, жарили со сметаной, варили варенье. Также деревенские приносили  грибы и землянику на продажу… ездили на сенокос. К тому времени появлялись тульские бабы, нанятые как вспомогательная сила (ох уж этот перевод с английского!...)  Они всегда были очень веселые, их было много, они громко  пели и скакали без седел на лошадях. Мои 4 дядюшки тоже были тут. Старший был кавалергард (Глеб), второй в Балтийском флоте (Игорь), (могилу ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ГАГАРИНА нашла на Введенском кладбище, на сайте об этом - "История записки, оставленной на кладбище) третий был очень веселый шутник, хромой – он родился с одной короткой ногой (перевод!..) , которая находилась у него в аппарате. Это был Олег. Он всегда был в веселом настроении и дети его обожали. (ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ ГАГАРИН был расстрелян в 1921 году). Последний был Ростислав –он был очень избалован, так  как в детстве был болезнен… Должна сказать, что он был трудный и мешал мне жить. Он всегда разрушал мои постройки из кубиков. Но он был любимец дедушки и должен был стать главным наследником.
     Все дети бабушки и дедушки  были очень темные брюнеты, как с Кавказа, похожие на прабабушку, жену художника.
Большой портрет ее  висел в  гостиной в Петербурге. Ее писал Винтельгальтер, который был в моде в те времена. Он также писал королеву Викторию  с ее семьей.
Чуть-чуть детектива или загадки. Конечно, я захотела попробовать найти названный портрет, тем более , что художник известен. Но тут самое интересное - нашла портрет кисти Вительгальтера, но по одним источникам - Софьи Андреевны ШУВАЛОВОЙ, по другим- Софьи Андреевны БОБРИНСКОЙ, по третьим - Софьи Андреевны ЮСУПОВОЙ! Выбирайте! Я с большой долей осторожности и ни на что не претендуя, предполагаю, что это и есть тот самый портрет из петербургской гостиной, о котором вспоминала Наталья Григорьевна, то есть портрет СОФЬИ АНДРЕЕВНЫ ГАГАРИНОЙ (урожденной Дашковой) А Вы как думаете?
Однажды, когда мне было 9 лет. – было очень жаркое лето и много гроз, -  в августе объявили войну с  Германией. Все сидели в гостиной подавленные…
...  Война шла своим чередом. Год тянулся за другим. Война затягивалась. Дела на фронте ухудшались.
… Мой хромой  дядя Олег, будучи санитаром, получил Георгиевский крест.
  Мы продолжали ездить в имение… Я ездила на велосипеде, мы отправлялись на пикники.. Купались в Волге. Там была маленькая кабинка, и мой дядя Ростислав все хотел, чтобы я плавала и насильно бросал меня в воду. Я боялась и кричала и так и не научилась плавать.
…  В октябре 1917 года была октябрьская революция и Ленин с сотрудниками (!) утвердился  у власти.
 Тем временем, в мае 17-го года мы все отправились из Петрограда к себе в деревню. Там все было спокойно. Только стали ходить группы мужиков со старостой во главе к дедушке просит земли. Он обыкновенно сидел на крыльце и разговаривал с ними. Так как его боялись, то все было мирно, но земли постепенно отдавались мужикам.
 Так прошло  все лето и осень,  и Рождество.
Однажды в январе утро настало не такое, как все, Мне было сказано сидеть  себя в комнате, а за дверью было какое-то волнение и суета…. Оказалось, что дедушка скончался во сне, и что старались вернуть его к жизни, но без успеха. Его похоронили на кладбище в соседнем селе. Там же были похоронены его отец и мать (ГГГ и Софья Андреевна)
В ТРИДЦАТЫХ ГОДАХ, ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ канала МОСКВА-ВОЛГА ХРАМ БЫЛ ВЗОРВАН, ПЕРЕД ЗАТОПЛЕНИЕМ ИЗ ВОСЬМИ МОГИЛ ГАГАРИНЫХ БЫЛ ПЕРЕЗАХОРОНЕН ТОЛЬКО ОДИН ПРАХ - ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ГАГАРИНА (1810-1893), ХУДОЖНИКА, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
После этого жизнь в деревне сразу переменилась. Уже никого не боялись и стали происходить налеты и обыски посреди ночей.. Искали скрытое оружие и признаки сопротивления…»
   Впереди  у  НАТАЛЬИ ГРИГОРЬЕВНЫ ГАГАРИНОЙ  были еще долгие годы  жизни в эмиграции, тяжелые, полные скитаний и лишений.
   Как я уже писала – она  умерла в Лондоне в 1999 году.
    (Может быть,  если  переживем пандемию,  продолжу  писать о Наталье Григорьевне, основываясь на ее воспоминаниях)
     P.S. Но не откладывая  на потом, хочу хотя бы коротко  рассказать о том, как «ВОСПОМИНАНИЯ»  Н.Г.ГАГАРИНОЙ  перекинули осязаемый, реальный мосток   через целый век в день нынешний, более того -  привели  к реальному адресу в Москве  - ВНИМАНИЕ!- метро « Речной вокзал», улица Фестивальная 15, квартира… (не буду указывать). Адрес указан в пояснениях к «ВОСПОМИНАНИЯМ»
     У матери Натальи Григорьевны, Анны Николаевны (урожденной Львовой) супруги Григория Григорьевича Гагарина, погибшегов Цусимском бою,  была  сестра Варвара  (1864 -1940), в замужестве  графиня БОБРИНСКАЯ. Ее муж – Алексей Николаевич Бобринский – прямой потомок императрицы ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ и графа Григория Орлова. До конца своей жизни Варвара Николаевна не оставляла без внимания Наталью, свою племянницу, как могла ее  опекала.  Да и трудно было бы предположить другое – со времени своего замужества в 1889 году графиня ВАРВАРА  НИКОЛАЕВНА БОБРИНСКАЯ  была одной из самых деятельных благотворительниц России!
       Вернемся к  московскому  адресу.  Здесь  и сейчас живут прямые потомки БОБРИНСКИХ. И это совсем рядом с моим домом. Даже в условиях   самоизоляции,  когда  можно выйти только в ближайшие магазин или аптеку, я каждый раз прохожу мимо этой кирпичной  девятиэтажки…
  Один  из  ПРАВНУКОВ ВАРВАРЫ НИКОЛАЕВНЫ –   АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ  БОБРИНСКИЙ, наш современник,биолог, ученый, посвятивший свою жизнь вопросам защиты  лесов России.   
ГАГАРИНЫ И БОБРИНСКИЕ.. Об этом писать и писать! Ведь впервые эти два рода пересеклись в самом начале пути БОБРИНСКИХ - внучка ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ И ГРИГОРИЯ ОРЛОВА, МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА, урожденная Бобринская, (1798-1835) была замужем за НИКОЛАЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ГАГАРИНЫМ (1784-1843), двоюродным братом ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА ГАГАРИНА, отца художника.


Рецензии