Дедушка

   В моем детстве дедушка Боря и далекий, жаркий Казахстан были неразрывно связаны.
  Сколько я себя помню, мы каждый год, летом, ездили с родителями в Казахстан, к дедушке. Для меня это было каждый раз как путешествие, полное приключений.
Помню одну поездку, мы тогда приехали на поезде. Мне было лет 8, наверное. Был такой уютный, зеленый двор четырехэтажки. Рядом проезжая дорога. Помню, что огни проезжающих мимо машин ночью пробегали по потолку комнаты, где я спала.
Помню, с каким удовольствием рылась у дедушки в письменном столе, и в серванте, там было столько интересных вещиц! Маленькая коробочка с миниатюрными шахматами, домино, какие-то интересные линейки, записные книжки…Ручка с чернилами! Я такой никогда не видела до этого.  Некоторые вещицы дедушка дарил мне. Ручки, по-моему, тоже подарил. Ими я что-то даже иногда писала.  А на серванте лежала огромная морская ракушка (по-моему, ее дедушка когда-то сам выловил, но это не точно, во всяком случае, мне так говорили.) Ракушку мне тоже подарили. На обратном пути, когда мы ехали в поезде (помню, что это был плацкарт и наши места были рядом с туалетом), я уговорила маму достать эту ракушку со дна упакованного чемодана, и показывала ее всем в поезде. Мне казалось, что все должны восхищаться такой большой, красивой ракушкой!
  Еще у дедушки был маленький балкон, не остекленный. И что мне особенно нравилось, что на нем были цветы, в таких длинных ящиках вдоль всего балкона. Это было так красиво!  Наверное, из детства у меня идет любовь к таким вот балконам, с цветами.
  А еще у дедушки была кладовка, и это уж поистине была «тайная комната» для меня! Всякие чемоданы, какие-то коробки и все это было отгорожено занавеской от комнаты. Но все это было очень интересным и необычным для меня тогда.
  Дедушка учил играть меня в шахматы, шашки и «уголки» -  мне особенно нравились. Наша игра всегда проходила весело и азартно, он шутил, говорил какие-то смешные словечки по поводу игры, и, наверное, поддавался мне – я помню, что часто выигрывала. Еще из его домино я любила строить домики, больше похожие на какие-то мавзолеи, но я могла так сидеть, как мне кажется, часами – сооружая очередную башню из плоских «кирпичиков».
  Сколько я помню дедушку, он всегда был очень спокойный, сдержанный, терпеливый и ни разу я не слышала, что бы он повысил голос или ругался с кем-то. С ним было интересно, он шутил и удивлялся моим игрушкам. Во всем его облике читалась интеллигентность и образованность.
 Дедушка был очень бережлив. Однажды кто-то ему подарил кокос, и этот кокос не съели, он так и остался лежать на книжном шкафу много лет. Когда я спросила, зачем его хранить, если он уже явно непригоден в пищу, дедушка сказал, что сделает глазки и носик кокосу, и будет ежик, и он его продаст. Помню, очень удивилась, так и не поняла, шутил он или нет. Наверное, шутил, потому что ежика так и не сделал.
  Еще у дедушки была дача. Мы ездили туда на его машине, на белых жигулях, и там тоже было невероятно интересно. Там был домик, и, по-моему, в единственной комнате был диван, а на стене, над диваном, висел гобелен, как было тогда популярно – с оленями возле озера, по-моему. А может, лес с березками, не помню точно. В то время такие коврики часто висели в домах.
  А еще там была карта мира, на другой стене. И, наверное, это тоже не совпадение, что я люблю сейчас карты мира на стене.
  Помню историю, что моя бабушка потеряла золотую сережку с рубином на даче, в саду. И ее долго искали, но не нашли. Но внезапно она нашлась спустя несколько лет. Что-то там перекапывали на даче, и нашли. Я очень тогда удивилась. Да и сейчас удивляюсь, как можно найти сережку в земле, в саду?..
  Пару раз мы ездили с ним на рынок. Мне было немного страшно на рынке, потому что там было много мужчин, громко разговаривающих на незнакомом языке и у них вместе крестика на шее был полумесяц. Помню, меня поразило обилие всевозможных фруктов на рынке, у нас я такого разнообразия не видела.
  Казахстан мне виделся какой-то сказочной страной в детстве. Дедушка рассказывал, что зимой тут бураны, а летом очень жарко. И в степи есть растение «перекати поле» - я об этом только в книжках читала, и вот, нахожусь в стране, где эти самые «перекати-поле» есть!
  Я спрашивала – а скорпионы тут есть? Мне отвечали, что есть, но небольшие. Мне даже было немного обидно, как же так, такая страна, а скорпионы маленькие. Сейчас даже уточнила, действительно, меня не обманывали, в Казахстане водятся скорпионы!..
  Помню, что мы ездили куда-то на карьер. Зачем? Не знаю, по-моему, дедушка показывал, что он там когда-то работал. А может, я просто видела фото оттуда и поэтому мне кажется, что я помню.
  Потом, за несколько лет до переезда дедушки к нам, мы стали ездить к нему на машине, и это было еще прекраснее, чем на поезде. Я брала с собой свои любимые книги, но читать не получалось – машину часто трясло, дороги не всегда были ровные. Больше всего мне нравилось смотреть в окно, на горные пейзажи, на деревеньки, проплывающие одна за одной. Первые сутки пути всегда пролетали быстро, а вот второй день тянулся. Особенно к вечеру. Где-то за 500 км до самого города Рудный, где жил дедушка, смотреть в окно становилось скучно, только однообразная степь была вокруг дороги. Но как же было прекрасно наконец приехать к дедушке!
  Еще дедушка иногда приезжал к нам. Я ждала его приезд с нетерпением, и всегда было жалко, когда он уезжал. Помню, сидела в школе и думала, скорее бы домой, там же дедушка! И сразу становилось как-то весело, что дома дедушка, будем играть в шахматы, он будет рассказывать интересные истории. Вместе будем смотреть телевизор!
  У дедушки на груди была татуировка большого корабля, это было так необычно. Когда я спрашивала, а зачем сделал, он отвечал, что жалеет, ошибка молодости.
А потом дедушка Боря окончательно переехал к нам. Он стал жить в доме неподалеку от моей музыкальной школы.  Я всегда заходила к нему поиграть в шахматы перед занятиями. Он завел кроликов, попугая, собаку и кота. Всех назвал «казахстанскими» именами – кот Назарбай, попугай – Айгуль, а собаку Иркек. Он перевез с собой из Казахстана свою мебель, все мелочи, картины, ковры, но все это потеряло свое очарование, ведь теперь это все здесь, а не в том, жарком и сухом Казахстане.

Валерия
 


Рецензии