Благодарная память

        Очередь в булочной напоминала гусеницу, растянувшуюся во всю длину своего тела. Стоять в очереди при температуре воздуха в тридцать градусов было невмоготу. Впереди меня стояла старушка лет восьмидесяти. Она то и дело облокачивалась на прилавок. Продавец, вставшая по видимому, утром не стой, ноги периодически покрикивала на покупателей,- не ложитесь на прилавок, это вам не вино - водочный магазин, где можно «сидеть» на голове продавца. Очередь на ее крики не реагировала. Наконец подошла очередь старушки, она купила хлеб и вышла, за ней последовала я. Купив хлеб, я вышла из магазина, старушка сидела на порожках.

- Вам плохо?- спросила я.
- Ничего, посижу и пойду.
Я предложила ее подвезти, она согласилась. Мы подошли к моей машине стоявшей на автостоянке, я открыла дверцу и помогла старушке сесть.
Жила она от магазина не далеко по меркам молодых, десять минут ходьбы, не более, для пожилого возраста минут тридцать-сорок. А если учитывать жару, то и все пятьдесят.

Я остановила машину у дома. Старушка пригласила меня в гости. Я вошла во двор уложенный свежей тротуарной плиткой. Дом видно отремонтирован недавно.
Глядя на меня, как я внимательно все рассматриваю, старушка мне сказала, что это все дело рук соседа Володи. Он занимается строительным бизнесом, двор и дом поддерживает в порядке.

- Я живу одна, мой сын погиб в Афганистане. Володя мой единственный помощник.
Ко двору подъехал «джип» из него вышел мужчина средних лет с сумками в руках. Вошел во двор.
- Но зачем вы Любовь Дмитриевна ходили по жаре в магазин,- сетовал мужчина,- я привез хлеб, молоко, творог, купил свежих булочек…
 Занес в дом и выложил все в холодильник, проверил стоявшую со вчерашнего дня кастрюлю.

- Почему вы ничего не ели? Вера специально для вас «харчо» приготовила.
- Ты Володя не беспокойся, я покушаю, мне многого ведь не надо, стакан молока и булочку.
- Но на такой пище вы скоро станете прозрачной.
Я сказала, что рада была помочь добраться до дома Любови Дмитриевне, мне надо было уходить, меня ждали на работе в отделе.
Володя вышел меня проводить.

- Вы давно знаете Любовь Дмитриевну,- спросила я.
- С моего рождения. Она помогала моей маме пеленать меня, учила меня ходить. Когда я подрос, ее сын защищал меня от драчунов, чинил мой велосипед. Сколько себя помню, отец мой, болел, когда мне исполнилось шесть лет, он умер.

Я помню, как уходил в армию Андрей, он пришел к нам и сказал,- но вот друг, ухожу служить, ты не давай себя в обиду и не забывай помогать моей маме. Через полгода Любовь Дмитриевна получила с Афганистана цинковый гроб.

Она эту трагедию пережила тяжело. Спасла ее работа, она преподавала в школе русский язык и литературу. Часто сидела со мной, читала мне интересные рассказы, давала мне читать книги на дом. А потом спрашивала, что мне больше всего в ней понравилось, и мы с нею обсуждали, иногда даже спорили, так как в детском возрасте воспринимаешь какие-то события не так, как взрослые.

 Когда мне исполнилось семнадцать лет, не стало моей мамы, умерла от сердечной недостаточности. В армию меня провожала Любовь Дмитриевна, она же и встречала. Вместе с ней мы сделали в моем доме ремонт. Я женился, у меня родился сын. Любовь Дмитриевна была помощницей моей жене, учила, как обращаться с младенцем. Так вот и живем мы, по сей день, она помогает мне воспитывать сына, а я помогаю ей по дому, привожу продукты, делаю в доме ремонт.

Однажды она пришла ко мне со слезами на глазах. Оказывается, ей отравляли жизнь соседи, они настаивали, чтобы она продала им часть своего земельного участка, для нее он слишком большой. Она отказывалась, тогда они стали угрожать. Я взял топор и пошел к ним, сказал: если хоть раз еще подойдут, к Любови Дмитриевне с предложением, «порешу» всех на месте. С той поры стали ее обходить стороной.

 Затем стали надоедать сектанты, предлагая свой уход за ней, взамен дома. Как-то она мне сказала,- мне надо в нотариальную контору, отвези меня Володя и возьми паспорт.
Оказывается, она решила дом и денежные сбережения завещать моему сыну Игорю. Я спросил, зачем? Я ведь вам помогаю не потому, чтобы вы мне отдали или моему сыну свое имущество, а потому, что я есть, а сына вашего Андрея нет. При этом, у меня катились по лицу слезы. Такая вот история,- сказал он в заключении.

Мне нужно было ехать и я, попрощавшись, пошла к машине. У меня на душе ощущалась теплота, как хорошо, что эти люди нашли друг друга и им легче жить на свете, они дополняли друг - друга.

Прошло несколько месяцев, как-то в отдел поступило сообщение, что на улице Свердлова произошло разбойное нападение на пожилую пару, были отобраны деньги, сорваны с женщины дорогие серьги.

Я выехала со следственной бригадой, выяснив все обстоятельства, я решила посетить Любовь Дмитриевну, так как она жила недалеко от случившегося. На мой звонок никто не вышел, дом был закрыт. Я позвонила в калитку Володи. Вышла молодая женщина, сказала, что хозяев нет дома: Я здесь присматриваю за старушкой, соседкой Владимира Егоровича одновременно занимаюсь уборкой дома.

Я попросила разрешения пройти в дом, чтобы встретиться с Любовью Дмитриевной, показала свое удостоверение.
Женщина проводила меня в ее комнату. Она стояла у окна, опираясь на «ходунки». Комната была светлой с красивыми обоями.
Я поздоровалась, сказала, что заходила к ней домой.

- Я живу теперь здесь, после случившегося со мной несчастья. Ночью стало плохо, поднялась, чтобы выпить воды и потеряла сознание, утром меня увидел Игорек, позвал родителей, меня подняли, вызвали скорую помощь.

- Переломов нет,- сказал врач,- а в остальном, все возрастное. Уехал, оставив кучу рецептов.
- Все! Вы переезжаете к нам,- потребовал Володя,- никаких отговорок, одну мы вас не оставим. Так вот я и поселилась у них. У меня отказывают ноги, я стала плохо ходить. Когда меня одолевает тоска, Володя с Верой ведет меня домой. Я сажусь на крыльцо и смотрю на сад, который мы сажали с мужем, а одно дерево посадил мой сын, оно уже плодоносит. На нем растут сладкие яблоки, их любит мой внук Игорь. Мне Бог послал и внука и сына.

 У меня катились слезы по лицу, не знаю, слезы радости или печали?!
Меня угостили ароматным чаем с конфетами. Погостив, я поехала на работу. Прошло около года, с последней нашей встречи с Любовью Дмитриевной, выбрав свободный денек, я поехала к ней. Мне сказали, что она умерла, у нее обнаружили онкологическое заболевание.

- Она долго не мучилась, умерла в сознании, всех поблагодарила за помощь, просила вам передать, чтобы вы были счастливы,- сказал мне Владимир.
 Я не плакала, я рыдала, но почему я не приехала раньше, не выбрала время проведать старую женщину, оправдания для себя не находила. Я попросила Игоря показать место на кладбище где похоронена Любовь Дмитриевна.

 Оставив машину у ограды, мы пошли к месту захоронения пешком. Издали я увидела скульптуру женщины во весь рост. Она прижимала к себе ребенка.

- Это бабушка прижимает к себе моего папу,- пояснил Игорь.- После похорон папа несколько дней не притрагивался к пище. Врач сказал, - это депрессия, со временем она пройдет. Сейчас ему уже лучше. Он приезжает к бабушке каждую неделю, поливаем цветы. Вы знаете, мне очень не хватает бабушки, её советов, её рассказов, её понимания.
Я стояла, слушала Игоря и думала: « Какое счастье, что она была в их жизни»…


Рецензии