На войну? Нет, в Венгрию...

ОТРЫВКИ ИЗ АРМЕЙСКОГО ДНЕВНИКА ОТЦА


Когда проехали через Львов, по эшелону прошел слух: «Едем на войну, в Венгрию». Все сразу притихли и даже сникли. Ведь после войны прошло не многим более десяти лет.
Ночью эшелон остановился в степи. Началась разгрузка. Наш батальон, быстро выгрузившись, пешим маршем направился к поселку Черляны. Это недалеко от границы. Другие части, прибывшие вместе с нами в эшелоне, тоже разгрузились. Танкисты ушли на Ужгород, артиллеристы – на Явор. Другие части тоже ушли каждая по своим направлениям. В район поселка Черляны находился полевой аэродром. Наша задача и была его охранять. Кроме того, мы  разгружали транспорт, прибывающий на аэродром из Венгрии. В Венгрию отправляли продовольствие и боеприпасы. Такая полевая жизнь длилась, пока не закончились события в Венгрии.

В начале декабря 1956 года объявили тревогу. Мы быстро собрались, стали в строй. Командир читал приказ и ставил задачу:
-Противник нарушил государственную границу. Ваша задача занять господствующую высоту, окопаться и держаться, пока наши войска не выйдут на оперативный простор и не развернуться в боевые порядки.

По команде «Вперед!» мы ринулись на высоту. До высоты было 12 километров. Напрямую, через озеро, было короче, около семи. Решили идти через озеро. Лед был еще тонок. Когда первая группа бойцов забежала на лед, он затрещал и стал ломаться. Бойцы ринулись назад. Мы, увидев это, взяли немного правее. Треск льда звенел в ушах, но мы не останавливались, бежали вперед. Вдруг справа, слева ребята стали проваливаться. Провалился и я. Правой ногой набрал в сапог воды.
Командир дал команду рассредоточится. Личный состав нашей роты, бежавшей первой, рассредоточился, треск льда стал тише. Направляющие уже бежали по кочкам луга, озеро осталось позади. Вот и высота. Когда я запыхавшись взобрался на высоту, то все уже окапывались. Достав свою саперную лопатку, стал быстро окапываться. Вырыв наполовину своего роста окоп, стал укреплять бруствер. Тут, вдруг почувствовал, что стынет правая нога. Снял сапог, вылил воду, отжал портянку.
Командир взвода, проходя мимо, обратил внимание, что я наматываю мокрую портянку.
-Отставить, рядовой! Возьмите сухую из вещевого мешка. Окоп рыть достаточно. Молодец, - похвалил командир.

Я впопыхах совершенно позабыл, что нам выдали два комплекта. Достал из своего вещевого мешка сухую портянку, намотал на застывшую ногу и одел сапог. Мороз крепчал. Оглянулся и увидел, на Востоке занималась утренняя заря. Вверх взвилась красная ракета. По цепи окопавшейся роты пробежала команда «Отбой атаки».
Мы построились. Командиры проверили личный состав, оружие, шанцевый инструмент и мы направились в расположение. В расположении узнали, что один из бойцов из третьей роты потерял затвор от карабина при прыжке через ров, заполненный водой. Пришлось нырять под лед и доставать затвор. Нырявшего добровольца поощрили десятью сутками отпуска с выездом на родину. Виновника -десятью сутками гауптвахты.

Всему личному составу нашей роты объявили благодарность. 12 декабря 1956 года мы приняли присягу на верность служению Родине. Кто дрогнул и не пошел через озеро, те еще месяц проходили курс молодого бойца. Им в сознание вбивали моральный и боевой дух.

Перед Новым годом командир роты на построении спросил:
-Кто умеет играть на музыкальных инструментах или участвовал в самодеятельности, поднять руку.
На призыв командира из наших никто не откликнулся.
-Странно,-посетовал майор,-первый раз вижу таких бесталанных призывников.
 
Когда наступил Новый год, то таланты нашей роты отчебучивали такие номера... Поражая бойцов игрой на гармони, балалайке. Выступали и с сольным пением, и даже танцами.
 Рдовой Шнырев поразил всех своим балагурством, демонстрируя настоящие чудеса конферанса.

Командир с замполитом, чуть ли не в один голос, только и произнесли:
-Ну и ну, а почему же вы раньше не признавались?

-Да, товарищ майор, мы одному признались, а потом на губах играли, да всю ночь картошку чистили, -ответил Шнырев.

 Все дружно расхохотались.


ШМАС

В январе 1957 года наш батальон расформировали. Всех распределили по разным подразделениям. Кто окончил приборостроительный техникум, сразу направили служить в техническую эксплуатационную часть аэродрома - ТЭЧ. Меня, Палкина и Попова из Каменска направили в школу младших авиационных специалистов - ШМАС.
Мы стали курсантами ШМАС. Я попал по специальности-эксплуатация электрического, приборного и специального оборудования самолетов. Сокращенно - ЭСО. По окончании ШМАСа я был распределен в эскадрилью на должность старшего механика по эксплуатации автопилота.

Учиться мне было легко. До армии я занимался радиолюбительством, поработал монтером связи, а поэтому особых проблем с учебой у меня не было. Меня избрали секретарем комсомольской организации. После занятий, обеда и короткого отдыха все уходили на самоподготовку или работы. Меня вызывал, замполит ШМАСа майор Пшеничников и мы с ним оформляли Ленинскую комнату, стенгазету и другую наглядную агитацию.
Однажды замполит вызвал меня после завтрака, до занятий и сказал:
-Вот список военных училищ, куда можно поступать. Побеседуй со своими комсомолятами и составь список желающих поступать.
После обеда я подал ему список из 18 человек, пожелавших поступать в военные училища.
Майор Пшеничников внимательно просмотрел список и сказал:
-Здесь не все.
-Все, кто желал, товарищ майор,-возразил я.
Замполит взял ручку, и выше списка написал мою фамилию.
-Вот, где ты должен быть.
Я хотел возразить, пытаясь объяснить, что я не желаю, что у меня нет с собой аттестата, учебников, но замполит гнул своё.
-Пиши домой, чтобы выслали аттестат, а учебники я завтра принесу.

Весной 1957 года началась стажировка в эскадрильях. Я попал в третью эскадрилью. В эскадрильи меня назначили стажером к старшему механику по автопилотам старшине Чубенко. Бывший фронтовик, он собирался вскоре увольняться. Вот на его место меня и готовили. Но в июне, в ШМАС поступила команда - выехать в военные училища для сдачи экзаменов. В итоге, в 245 Военно-морское Авиационно-техническое училище поехали четыре человека: Попов, Палкин, я и еще один курсант с нашего ШМАСа.


Рецензии
Люблю правду, поэтому это читается с большим интересом, спасибо большое, Александр, за эти мемуары.
С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   11.12.2021 18:14     Заявить о нарушении
я тоже рад, что отцовские дневниковые записи сохранились, не пропали...
Спасибо за отклик

Александр Феликс   11.12.2021 18:27   Заявить о нарушении
Такое нельзя терять.

Татьяна Борисовна Смирнова   11.12.2021 19:22   Заявить о нарушении