Отражение в зеркале. 31. Такие дела

          Сделав перерыв и выйдя на балкон полить цветы, Вероника увидела между подоконником и пышными соцветиями герани тончайшую паутину, посередине которой неподвижно сидел ее “питомец” Ферапонт.
     - Да ты, дружочек не только меломан, но и эстет, - рассмеялась она.
     Возвратившись в комнату, наполнила водой пробочку от бутылки, вынесла ее и поставила рядом с цветочным горшком.
     - Водичка тебе, красавчик, - сказала она паучку, но тот, заметив движение ее руки, мгновенно юркнул под подоконник.
     - Ишь ты какой молодец, выбрал местечко по своему вкусу, - восхитилась Ника, – не захотел оставаться в темном углу, куда я тебя пристроила.
Приглядевшись, она заметила в паутине сухие останки парочки мух и небольшого мотылька. Видимо удачливый охотник уже успел неплохо подкрепиться.
     Знойный день клонился к закату, в воздухе носились стаи ласточек, наполняя воздух звоном серебряных колокольчиков. Мелодичные звуки птичьего щебета наполнили душу Вероники умиротворением и тихой, светлой радостью.
Но радость вскоре сменилась разочарованием.
     Завершив свой роман, Ника опубликовала его на литературном сайте, но вдруг поняла, что поторопилась с завершением. Убрав финальную главу, дописала две новых и, прежде чем продолжить, решила заглянуть на сайт в список прочтений.
     - Вот так... “Сам себе ты окошко, сам себе ты в нем свет”, - пробормотала она невесть откуда пришедшие на ум слова. - Это тебе не выступление на концерте, когда  из зала на выплеск твоих эмоций, твоей творческой энергии, шла мощная ответная волна понимания и сопереживания. И две волны эти, сливаясь воедино, рождали воодушевление, подъем и единение всего зала.
На сей же раз Веронике пришлось столкнуться с явлением поистине для нее необъяснимым. Никогда ранее ей, да вряд ли и кому-либо другому, могла прийти в голову абсурдная мысль, открыв любую книгу Толстого, Достоевского, или даже кого-то из нынешних писателей, начать читать ее с середины, или же с последней главы.
     - Странно, - диву давалась Ника, - отчего так? Ведь люди собрались на этом сайте пишущие, тем более должны понимать, что по одной – двум главам вырванным из контекста, понять суть написанного нельзя. Разве что можно составить некоторое мнение о языке и манере написания. Что же ищут здесь эти люди, зачем приходят? Смысла в происходящем она не видела. - Разве что и сюда уже проникло “клиповое мышление”*, - с горечью думала она. – Интернет...  Бесконечное мельтешение сюжетов, роликов, коротких текстов, “клики”, “лайки”...  Постоянная их смена затягивает, рождает желание искать снова и снова что-то новое.
Все это незаметно входит в привычку, порабощает сознание, делает его таким же скачущим, поверхностным и фрагментарным - не давая себе труда осмыслить что-то одно, читатель устремляется к другому.
     - Вот он итог, – горестно вздохнула Вероника, - “самая читающая страна в мире” скатилась к тому, что дети вообще перестали читать. Они предпочитают общаться в режиме online при помощи коротких реплик и смайликов, и все это изменяет язык до полной неузнаваемости и... безграмотности. Слово, и произнесенное, и написанное, утрачивает свой смысл, красоту, образность, и превращается лишь в жалкое условное обозначение. Да и взрослые отнюдь не исключение.
     Когда-то Вероника выписала для себя цитату из статьи Николаса Карра* “Google делает нас глупее?” и ей захотелось освежить ее в памяти. Возвратившись в комнату и отыскав блокнотик, она перечитала слова писателя:

“Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу <…> Ясно, что пользователи не читают онлайн в традиционном понимании этого слова; появляются новые формы чтения: пользователи горизонтально «пробегают» по заголовкам, страницам и абзацам в поисках быстрой добычи. Создается такое ощущение, что они выходят в Сеть, чтобы избежать чтения в его традиционном смысле”.

 - Рядом в блокноте была еще одна цитата из новеллы “Литературная амнезия”**, где ее герой-писатель сетует:

“Если я сегодня читаю книгу, то забываю начало, еще не добравшись до конца. Подчас моя память отказывает уже к концу страницы. И я еле плетусь от абзаца к абзацу, я скоро смогу удерживать в сознании только отдельные слова, которые доносятся из тьмы какого-то вечно неизвестного текста, вспыхивают, как падучие звезды, в момент чтения, чтобы тут же кануть в Лету, погрузиться в темный поток вечного забвения”.

     Вздохнув, Вероника отложила блокнот и снова вышла на балкон. Солнце уже скрылось, но вечер оставался душным и не сулил ночной прохлады. Ее "питомец", оправившись от испуга и отсидевшись в укромной щели, снова вышел на охоту и теперь важно восседал в самом центре своей паутины.
     -  Такие дела, уважаемый Ферапонт, у нас, у человеков, - с грустной улыбкой сказала ему Вероника. – Но ты вот скажи, для чего и для кого я пишу? Зачем? Многие на сайте уверяют – “никаких отзывов не надо, пишу для себя”. Как же! – усмехнулась она, - тогда и писали бы в стол, правда, Ферапоша? Так нет же, публикуют на сайте. Лукавство это. Вот представь такую картинку, паучишка, выхожу я эдак на сцену, вырядившись в концертное платье, и пою, пою... “для себя”. В пустом зале. Смешно, правда? Абсурд!
     Понаблюдав еще немного за Ферапонтом, успевшим пока она предавалась праздным размышлениям поймать в свою паутинку очередную зазевавшуюся жертву, Вероника возвратилась в комнату, уселась за стол и решила, что  вопреки всему, писать продолжит.
     – Кто-то же все равно прочтет, довольно будет и этого, - подумала она. - Получив дар от Бога, надобно им делиться.
___________
Продолжение http://proza.ru/2020/05/15/663
Предыдущая глава  http://proza.ru/2020/05/14/894
* Клиповое мышление - мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей. В отечественной науке первым термин употребляет советский и российский философ Фёдор Гиренок. Он называет клиповым мышлением ”мышление реагирующее только на удар”.
* Николас Карр – американский писатель
* Патрик Зюскинд - немецкий писатель и киносценарист.


Рецензии
Здравствуйте, Светлана!
Знакомые переживания автора)))).
Вероника права - обратная связь должна быть между автором и читателем.
Раньше это были встречи в студиях, библиотеках или на презентациях. Сейчас - всё больше контакт в интернете.
С интересом,

Геннадий Стальнич   18.06.2022 17:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.