Письма из Афгана


Посвящается моему мужу, ветерану боевых действий. Светлая тебе память.



ПИСЬМА ИЗ АФГАНА

Часть 1

6.10.1984

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Извините, что пишу уже некоторое время спустя. Начну всё по порядку.
Прилетели в Ленинград где-то в 10 утра. Съездили к Славке Капшукову в госпиталь, потом Игорь улетел в 15.00, а я погулял по Питеру, а вечером поехал к Ульяновым. Посидели немного – как раз ты позвонила, и вскоре я поехал в Пулково.
В Ташкенте был в 8 утра, хотя вылетали в 1 час ночи и летели 4 часа. И не так уж и жарко было в Ташкенте – ходил в рубашке, и было нормально. В Ташкенте на пересылке я просидел 20 и 21 сентября. Успел немного рассмотреть ‘звезду Востока’, обошёл все столовые, национальных блюд перепробовал – все шашлыки, лагманы и пр., названия которых и не упомнишь.

22-го утром вылетел в Кабул. Первое впечатление? Солнце в макушку, жара, горы, белая, как цемент, пыль – и ни одного дерева, только где-то далеко что-то зеленеет.
22-е прожил в полку – знакомых куча. 23-го просидел на кабульской пересылке, а 24-го утром ‘вертушкой’ вылетел в Баграм. В тот же день, только успел переодеться, уехал на операцию. Всё прошло нормально.
Впервые за 4 года сырой скобарской жизни наелся винограда, айвы, грецких орехов и, конечно, сухпайков.

За неделю потихоньку акклиматизировался, сейчас чувствую себя в форме. А первое время блестел, как плавленый сыр и воду хлебал литрами. Научился пить горячий чай в самую жару – даже очень приятно. Сейчас погода нормальная – на солнце жарко, а в тени – холодно. А в горах местами уже снег лежит. Знаешь, как красиво? Вчера проезжали Кабул. Город контрастов – всё, что можно сказать.
Видел Сашку Карпова, уже пришёл приказ на его замену.

Вот пока и всё о себе. Ну а как вы там живёте? Как доехали до Сургута? Не болеете ли? Я ещё в Ленинграде соскучился по вам. Первые дни вообще были мрачные, а сейчас идёт работа, занятия – всё как-то понемногу развеялось.
Как ведёт себя Андрюша? Как дела с квартирой?
Вот, кажется, и всё. Привет всем родным и самые лучшие пожелания.
До свидания. Целую. Сергей в/ч полевая почта 53701ё


15.10.1984

Здравствуйте, мои дорогие Ира и Андрюшка!

А я жду от вас ответа из Сургута, куда и отправил своё первое письмо отсюда, а вы, оказывается, ещё во Пскове.

Писать много не буду, т.к. в Сургуте вас ждёт полнейшее описание моей жизни. А в общем, всё нормально. Да, и собственно говоря, времени писать очень мало.
Ира, здесь о такой справке никто и не слышал, и как это сделать – я и не знаю. Может быть, без договора обойдёмся? Мне кажется, что здесь ничего ‘военного’ нет. Ведь с Генкой мы договорились, а он человек надёжный. Думаю, что серьёзных проблем из-за этой справки раздувать не следует, а можно сделать всё тихо. И задерживаться во Пскове вам не следует. Во-первых, это в отношении денег, а во-вторых, уже октябрь месяц, а вы едете не на юг.

Ты займи, может быть, у Вавиловых, а тебе я буду пересылать в Сургут, вот им и отдашь.
Не тяни с переездом, т.к тебе ещё лечиться надо. Не обижайся, что написал мало, в прошлом письме всё было подробно, а сейчас каждая минута дорога.
Первое время особенно скучал по вам. Не с кем поговорить, пошутить, поругаться, некого воспитывать, кроме личного состава.

Передавай привет всем родным и знакомым.
Не болейте, не скучайте, не балуйтесь. Мне осталось 23 месяца, приеду – накажу.
Заодно (по-моему, вместе пишется) поздравляю вас с праздником Великого Октября. Желаю счастья, успехов во всём, крепкого здоровья и хорошего праздничного настроения.

Всё. До свидания.
Целую крепко.
Сергей-папа.
Пишите – жду.
PS  Адрес: Полевая почта в/ч 53701ё, мне.


13.11.1984

Здравствуйте, мои дорогие Ира и Андрюшка!

Вот так и получается, что я посылаю свои письма из одного конца Союза в другой, а вы только понимаете всё в воспалительной форме.
Получил оба твоих письма от 20 и 28 октября одновременно. То, которое было от 20-го, ты называешь ‘срывом’. Я тебя попрошу, если будут у тебя такие душевные моменты, предрасполагающие к ‘срывам’, то ты на конверте сделай какую-нибудь отметочку, чтобы я знал.

Но об этом – ладно, я срываться не буду. Посылочку твою и письмо я получил в Кабуле, через третьи руки, когда ехал на операцию; самого Генералова не видел. За передачу большое спасибо.

Да, насчёт финансов сейчас очень трудно. За 84-й год все распоряжения денежные уже сделаны, и до 1 января 1985 ни копейки я тебе выслать не могу. Вернее, не я, а госбанк перечислений сделать не может. Так что я и не знаю, что тебе делать с деньгами. А ты ещё думаешь переслать деньги родителям. Я думаю, что не надо.
Живу нормально, не болею. С операции приехал перед праздником. Операция прошла нормально. Теперь на базе будем сидеть долго.

Дальние горы уже покрылись снегом. Иногда можно увидеть, как в горах метёт вьюга, а у нас в долине печёт солнце. Перевал на Союз тоже уже белый.
Живём мы в деревянных модулях. Удобства все – электричество (периодически), вода – эпизодически, а до ‘room’а бежать метров 300, а там хоть глаз выколи. Короче говоря, удобств больше, чем в Стругах.
Объедаюсь сгущёнкой, т.к в магазине она свободно, и к тому же в доп.питание она включена в некотором количестве.

Свободного времени очень мало, т.к. к каждой войне приходится готовиться очень тщательно, перебирая всё до мелочей, чтобы в нужную минуту не было отказа. Кроме этого, служба, работа с личным составом, хоз.работы, строительство. Короче говоря, ‘напряжёнка’ постоянная, как у нас говорят. Зато скучать не приходится.
Ну а как вы там живёте-поживаете? Как добрались до Сургута? Как самочувствие? Какие ближайшие планы?

Праздники прошли скучновато – телевизор по программе ’Орбита’, радио ‘Маяк’ и позавчерашние газеты – вот, собственно, и все каналы моральной связи с Союзом.
Был несколько раз в Кабуле. Обычный восточный город, как показывают в ‘Клубе кинопутешествий’. Много, конечно, интересного. Резкие контрасты во всех сторонах жизни. Здесь можно встретить и деревянный плуг и рядом ‘Тойоту’, паранджу и самые модные джинсы, гостиницу Continental и глиняные домики. Короче говоря, всего не опишешь, это надо видеть.

Ну ладно, буду заканчивать.
Пишите почаще о себе, обо всём-всём. С нетерпением жду писем.
Крепко целую вас.
До свидания. Муж и папа.


7.12.1984

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!
Получил от вас кучу писем, но времени ответить не было. Странно, что письма я получил не в той последовательности, в которой они были отправлены. И почти в каждом письме ты ругаешь меня за почерк. Ну что мне делать, если руки не оттуда растут?

Не знаю, почему ты получила только 2 письма, когда я только во Псков 2 отправил и 3 в Сургут. Да, кстати, получил письмо от Ирки Китаевой. Вот молодец! Даже в Афгане нашла своего кузена! Твой и мой адреса она узнала от моих родителей.
Да, а справку, о которой ты писала, никто не даёт. Просто будет справка о том, что я переведён в в/ч п/п (войсковая часть полевая почта) и всё, а такая справка у тебя есть.

Про зарплату ты, конечно, ничего не поняла. Просто–напросто денежный аттестат на пересылку суммы семье оформляется только с января, т.к оформлял я аттестат в конце года, если можно ноябрь назвать концом года, а деньги эти пошли на книжку.
Как я? Нормально. Чем питаюсь? Пищей. В наряды пока еще не ходил. Афганцев нет (странный вопрос). Что такое модуль? Это деревянное сооружение, воздвигаемое из фанеры, в основном, за считанные дни. Сейчас, когда ночью температура доходит до минуса, подтапливаем печку.

Слушай, Ир, а в Сургуте что – одна больница, один врач, что ли? Уж в другом-то месте, может, и правильный диагноз поставят. Нельзя же это оставлять вот так просто на авось. Даже и не знаю, как лучше сделать. Ведь только после правильного диагноза и лечения нужно ехать на воды, грязи и т.д., чтобы они принесли пользу, а не вред.
О Фергане скажу честно – не мечтаю. По-моему, лучше Пскова и быть ничего не может.

Из вещей мне ничего не надо. Кое-что получил со склада, кое-что купил и всё.
Ну ладно, буду закругляться - устал за сегодняшний день, да и спать хочу страшно. День рождения прошёл скучно – за 5 число 200 км на броне. И ничего в Кабуле страшного нет. Кто тебя неправильно информировал? Даже наоборот. Отпуск будет где-то в сентябре-октябре-ноябре, так что об этом мечтать и не очень хочется, чтобы не тормошить душу.

Очень скучаю, особенно вечером, когда бывают свободные минутки.
Как вы поживаете? Чем Андрюха занимается?
Ира, ты с ним построже, чтобы он не разбаловался и не закатывал дома истерики, что у него было.
Если есть новые фотки, присылай, я их над кроватью вешаю. Посмотришь – теплей становится.

Вот, кажется, и всё. Главное, не болейте. Большой привет родителям и Андрею. Он в отпуск приезжал или нет? Как они поживают?
Всё. До свидания.
Крепко обнимаю и целую. Ваш Сергей-папа.

PS   Андрюшенька! Маленький мой! Поздравляю тебя с днём Рождения и желаю тебе всего самого лучшего и хорошего. Папа тебе через Смоленск послал маленькую посылочку. Будь умницей, слушайся маму. Крепко целую тебя. Папа.

PPS   Ира, если придёт что-нибудь из Москвы, к примеру, или Каунаса – не удивляйся.


28.12.1984

Дорогие Дмитрий Ильич, Раиса Капитоновна, Эдик, Ирочка и Андрейка!

Поздравляю вас с наступающим Новым 1985 годом! Желаю счастья в жизни, успехов в труде, крепкого здоровья, хорошего праздничного настроения.
У меня всё нормально, пока не болею.
Выпал снег, но продержался всего два дня. Снежную бабу всё же успели слепить. Настроение праздничное – ведь это год отпуска.

Ира, напиши, получили ли вы две посылочки? Вторую померяй и скажи, велики или нет.
Как у вас дела? Как здоровье, настроение? Что нового?
Граница перед праздником закрыта, поэтому открытку получите, наверное, перед Старым Новым годом.

Письмо попозже.     Целую крепко. Сергей.


15.01.1985

Здравствуйте, мои родные Ирочка и Андрюшка!

Получил от вас два письма, одно сегодня, а второе ещё вчера, но пришли они в страшной непоследовательности, т.е. то письмо, которое было отправлено неделей раньше, пришло днём позже. Почта работает очень интересно.

И кстати, оба письма пришли вскрытыми, а потом заклеенными (причём, вскрыты небрежно), и с печатью ‘Поступило с отклеенным клапаном конверта’. И не мне одному такие. Так что, Ира, прошу тяжёлых мыслей в письмах не излагать, от которых даже лопаются конверты. Ты, конечно, понимаешь.

Ну да ладно, а в общем-то я очень скучаю по вам. Очень скучаю. Одно светлое пятно согревает душу – отпуск в августе. Представляешь – Союз, и к тому же, летом, да причём в отпуске – это по-моему верх блаженства любого человека. И не надо ложиться и вставать в потёмках, топить печку углем. Видишь, как я в прозе отвечаю на твои вопросы. Ты обижаешься, что обхожу твои вопросы молчанием. Ира, времени очень мало свободного, так что думать на вопрос ‘чем топите печки’ времени не хватает. Поэтому и пишу письма сумбурно, сваливая все мысли в большую кучу-малу. Я думаю, у тебя чуть больше времени разобраться в этой словесной свалке и вытащить для себя что-то полезное, может быть, и интересное.

4 месяца (через 5 дней)! 4 месяца – это 1/6 до замены и 1/3 до отпуска, ты представляешь, как летит время? Только за 4 месяца я ощутил, что такое тоска по Родине. Это не ностальгия, а именно тоска. Для меня даже кусочек суши где-то на берегу Северных морей – и то Родина, родная земля. Видишь человека из Союза, или уезжающего туда, и представляешь, как в Союзе хорошо, и провожаешь его тоскливым взглядом в северную часть небосвода.

Не знаю, кто тебе мысль о Фергане подкинул. Что ты! Менять родную Россию на сыпучие пески? Здесь я разговаривал почти со всеми представителями мест ВДВ и понял, что лучше нашего родного Скобаря ничего на свете нет (в счёт пока Невинка не входит).

Правильно говорят: Семь раз отмерь, один раз сделай. Конечно, с переездом в Сургут, с квартирой, работой я тоже поступил бы иначе. Тем более, что климат северный Андрею не по нраву пришёлся. Можно было тебе во Пскове оставаться или ехать на юга высушивать ставропольским зноем ваши с Андрюшей хвори. Ира, береги Андрюшку и себя. Вы чего там разболелись, ёлки-палки? А мне здесь за вас обоих отдуваться приходится, блистать своим здоровьем.
Ты пишешь про Андрея, так интересно его представлять. За это время он многому научился, вырос, изменился. Вот бы краешком глаза взглянуть на него!
Я тебя уже спрашивал о второй посылке, но видать, ты её ещё не получила. Думаю, что к тому времени, как придёт письмо, ты и посылку получишь.

Ну ладно, буду заканчивать.
Большой привет родителям, большому Андрею. Я вообще-то сомневался, что он приедет в отпуск за полгода до демобилизации. Такое бывает очень редко.
Думаю, что попутный афганец (ветер) ускорит ответ.

Пока.    Целую крепко.    Сергей.

PS     Мартынову и Чугунову ничего передавать не надо, а поблагодарю я их сам.
   
     Попробовали бы не сделать!


1.03.1985

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Первый день весны! В Союзе, наверное, на вербе уже почки набухают и пахнет весной; снег уже рыхлый, и солнце греет ласково, по-весеннему.
Здесь пыль столбом, и солнце припекает. Зелени ещё нет, но травка уже пробивается сквозь сухую землю и слой пыли. В горах видно, как ещё бушуют метели, носятся холодные облака со снегом, а у нас в долине уже речки начинают мелеть. Вот такая весна у нас.

Взлом квартиры, конечно, расстроил меня. Даже зло берёт на этих домушников. Поймал бы, наверное, руки бы обломал. Точно. Одно хорошо, что ничего ценного в квартире нет.

Ира, мне кажется, что ты получаешь не все мои письма. В прошлом письме я ответил на твои вопросы, кое-что интересное предложил, а ты опять задаешь те же самые вопросы и о моём предложении, по-видимому, ничего не знаешь.

Значит так: смотрел я списки отпускников – я запланирован в августе, но это, конечно, не 100%-ная гарантия, но все-таки большая надежда. Я предлагаю: приезжаю в Сургут, забираю вас с Андрюхой, едем в Невинку, оттуда в Донецк, где наши дядья Вани (кстати, Петрикеев ‘Форд’ купил) отвозят нас на море и бросают там одних, где мы 2 недели дичаем, нас отлавливают и этапом через Чернигов на родную скобарскую землю, где вы с Андрюхой и останетесь, пока я не позвоню в дверь и не скажу: ‘Привет! Ир, чего-то пожевать охота. Ты пивка не купила? Нет? Ну да ладно. А где Андрюха?’

Ходил в финчасть, узнавал об аттестате. Своими глазами видел в списках, что аттестат ушёл в Сургутский ГВК. Попробую запрос сделать с другой стороны, а ты со своей стороны сходи в ГВК и узнай всё.

Игоря Лукьянова видел последний раз в Кабуле на аэродроме, когда мы прилетели вместе. Костю после Пскова ещё не видел. Воевали рядом где-то не один раз, но встретиться не удалось. Однажды видел ‘полковника’ в бинокль (5 декабря).
Немного о посылке. Она в Горьковской области, по-моему. Он потерял адрес, а теперь, когда приехал из отпуска сюда, я дал ему адрес, он отсылает его жене, а та соответственно…

Армейская жизнь однообразна и проходит по кругу:

Автопарк
          

           Казарма      Столовая


Ну вот пока и всё.

Как вы живёте-поживаете? Не болеете ли? Пиши, чем Андрюха занимается.
Большой привет родителям и Эдику. Андрею большому привет письменный.
Всё.    До свидания.      Целую крепенько.       Сергей.


31.03.1985

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Извините за долгое молчание, но сами понимаете – обстоятельства, в которых письмо не напишешь.
Приехали ночью, поставили палатку, а когда рассвело, представляете, в палатке растёт ‘море’ тюльпанов, а ‘на улице’ ползает ‘море’ черепах размером с фуражку. Я становился на черепаху, так она меня тащила! Весна! Вчера журавли косяком на север махнули. Счастливые, ведь они домой летят. А мне ещё 4-5 месяцев. А всё-таки это меньше, чем я прожил здесь.

Очень обеспокоен здоровьем Андрюхи. Нет, Ира, сибирский климат не то что в пользу ему не пошёл, а мне кажется, даже во вред. Да и тебе тоже. Я расстроился после твоего последнего сообщения, что Андрюха опять в больнице. Уже думал по-всякому, прикидывал и взвешивал всё, и пришёл к выводу, что для нас здоровье Андрея гораздо важнее твоей работы, а Сибирь ни тебе, ни ему здоровья не даст, а даже наоборот. Так что моё слово будет такое: как только становится тепло, вы с Андрюхой летите в Невинку, где и будете жить до моего отпуска, а потом до окончательного моего возвращения. Все личные переживания и неудобства – на второй план! Хочешь – живите на Линейной, хочешь – на Партизанской, но только не в суровых сибирских краях. Ведь в Невинке и с питанием получше – фрукты, овощи, климат нормальный, дача и всё прочее, необходимое сейчас для Андрея. Главное, не упустить момент, не запустить болезнь. А в то, что врачи говорят, что болезнь врожденная, что-то мало верится. Ни у меня, ни у родителей, ни у родственников моих, да и твоих в роду такого не было. Я разговаривал с врачами нашими и понял, что Невинка – благоприятные условия для Андрюхи. О Пскове я тоже думал.

Ира, ты не обижайся, пожалуйста, но это моё решение, если только ты не предложишь какой-то другой подходящий вариант. Родителям я ещё не писал, но чего скрывать?

Деньги за январь и февраль, может, уже и за март ушли в Сургутский военкомат. Наша финчасть уже получила квитки о получении денег Сургутом. Так что, Ира, ты сходи ещё раз в военкомат и нажми на них, а в случае чего, если реакция будет нулевая, то я со своей стороны буду разбираться через эти квиточки. Если можно, сделай это как можно быстрее, чтобы я знал, сколько вам высылать на дорогу (я всё-таки надеюсь, что ты полностью поддержишь меня). Думаю, что майскую окрошку вы будете ‘окучивать’ уже на нашем тёплом юге. Да, именно уже в мае. Не надо, Ира, цепляться за эту работу и садик в Сургуте. Они сейчас не важнее нашего сына. Я думаю, что ты меня не огорчишь своими противоречивыми мыслями, которые у тебя вдруг могут возникнуть, но по всем разумным канонам, не должны возникнуть.

Вот, кажется, и всё. Нет, конечно же, это не всё, но ты знаешь, сейчас мне больше ничего в голову не лезет.

На днях приедет сюда Лыхин, половину своих забот спихну ему, вот тогда буду писать чаще.

Большой привет родителям, Эдику, Андрею большому и моему маленькому. Хотя он, наверное, уже большой, а папу помнит только по рассказам мамы.
Андрюшенька, сыночек, выздоравливай, пожалуйста, и больше не болей. Папа по тебе очень соскучился и часто тебя вспоминает. Слушайся маму.

Папа Сергей.

13.04.1985

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Получил от вас сразу два письма, а за 2 дня до этого отправил вам своё послание. Очень расстроен известием о здоровье Андрюхи. Просто места себе не нахожу.

Да, конечно, наши летние путешествия, я думаю, откладываются на следующий летний отпуск, а пока на юг. На юг, в Невинку, ближе к солнцу, фруктам, витаминам, минводам, подальше от морозов, гнуса и прочего. Но это только тогда, когда Андрюшка встанет твёрдо на ноги. Не знаю, чем и помочь отсюда. Советы? Бессмысленно. Завтра отсылаю деньги переводом. Может, лекарства какие-нибудь редкие? Здесь с этим легче, чем в Союзе. Напиши – что могу, сделаю.
Я сейчас какой-то растерянный, в каком-то состоянии неопределённости. Ира, ты, пожалуйста, почаще и подробнее пиши об Андрюхе, а то от редкой информации, особенно от перерывов между письмами, можно с ума сойти. Мысли совсем спутались. Когда долго нет письма – не знаю, что  и думать.

Бросай ты эту бесперспективную работу, по-моему, особой нужды в этом нет. Лучше ты лишний час удели Андрею и себе, вашему здоровью. Ира, поддержи Андрея морально. Ему, бедняжке, сейчас очень тяжело. Не давай ему плакать, хоть мне от одной мысли самому иногда хочется.

Если есть нужда в моём скорейшем приезде – пиши, буду пробиваться, хотя в данный момент это невозможно, пока не приедет Лыхин и ещё один взводный из отпуска. Если надо, повезём Андрея в Ленинград, Москву, ведь там врачи гораздо квалифицированнее.

Вот пока и всё. С нетерпением жду письма. Крепко целую. Папа.

PS  Андрюшенька! Это тебе – баграмский тюльпан.
Если будешь его нюхать, быстрее выздоровеешь. 
PPS  Ира, деньги представлены к выплате по аттестату в обл.военкомат.


25.04.1985

Здравствуйте, мои дорогие!

Получил от вас письмо и немного от сердца отлегло. Вот только некоторые медицинские термины, такие как анемия, тромбоцитопения, меня волнуют. Что это такое? Какие последствия несут эти болезни?

Очень рад за Андрюшку, что он выздоравливает, крепнет потихоньку. А насчёт места жительства – даже и не знаю, что сказать. Конечно, дальние переезды вам сейчас не нужны – Андрею нужно окрепнуть. Но в то же время, как мне здешние медики говорили, Сибирь в пользу идёт здоровому человеку, а больному – наоборот. Вот я и хочу, чтобы вы в Невинку поехали. Там и воздух не разреженный, и сердечники лечатся, и вроде бы нормально.

Насколько я разбираюсь в медицине, то для сердца (в нашем положении) лучше всего, по-моему, Псков. Но и он не очень хорош, если учесть бытовую сторону. Сижу и думаю, взвешиваю все минусы и плюсы; ничего не получается, но у Сургута больше всего минусов. Наверное, всё же Невинка – лучший вариант из всех. Вам нужно не спеша собраться и спокойно, без всякой нервотрёпки улететь. Время не торопит. А там, когда я приеду, мы обсудим все вопросы и все проблемы решим в нашу пользу.
Что-то ты, Ира, перестала писать о себе. Лечишься? Знаю, что нет. Вот и плохо. Но я понимаю твоё положение – сейчас не до себя. Но ты всё равно, при первой возможности, не забывай и о себе.

А у меня со здоровьем всё в порядке. Ранки, о которых ты вспомнила, зажили ещё в сентябре. Я тебе уже писал об этом триста раз, но ты опять спрашиваешь.
А что насчёт денег? Получила или нет? Я к тому же и перевод на 200 рублей послал. Получила? Деньги должны были перевести через Сургутский обл.военкомат. Если нет, то я пишу заявление. С 1-го января из суммы, которая кладется мне на вкладную книжку вычитается 100 рублей и уходит на Сургутский обл.военкомат. Я за этими операциями слежу. Здесь всё четко, гладко. Если после твоего следующего письма результат нулевой, то придётся ехать в банк (он у нас в другом ‘кишлаке’), и пусть ревизор выясняет. Но, по-моему, здесь я могу выяснить путь аттестата только до границы, а дальше работа для тебя.

Жизнь здесь протекает нормально. Вот уже неделю сильные ветры и песок…везде: в глазах, на зубах, в голове, но ничего – держимся.

Лыхин приехал – и я вздохнул облегченно. Половину забот скинул на него. Он же ещё салага! Сейчас он где-то на операции, а я на базе торчу. ‘Молодым везде у нас дорога!’… Рассказал мне все скобарские новости, сплетни, были и небылицы.

Мама прислала письмо из Сочи, она там в санатории лечилась. Дома тоже всё нормально.
Что написано в листовке – не знаю, но листовка наша – социалистическая. Давал читать афганцам – читали серьёзно, но по-своему. Единственное слово понял – Афганистан. Говорили, что листовка хорошая – ‘хоп’.
   
Вот пока и всё.
Передавай большой привет родителям, большому Андрею, Эдику, Ульяновым, Машковой, Китаевой и всем-всем, и конечно, моему маленькому Андрейке.

1 Мая!
Поздравляю весь личный состав родных и близких с международным праздником солидарности, праздником труда, праздником весны и праздником здоровья! Желаю всего наилучшего!

Извините, но открыток нет, и карандаш только зелёный.

Всё.  Скучаю, не болею, жду отпуска.    Крепко целую. Сергей.


24.05.1985

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Ну что? До отпуска осталось совсем немного. Позавчера один товарищ уехал в отпуск на 45 суток. Как только он приедет, а это будет где-то в последней половине июля, я оформляю документы на отпуск и … ждите звонка.

Время потянулось очень медленно, радует только предотпускная суета, подготовка. Да и наряды, занятия немного отвлекают взгляд от часов и календаря.
Ну как вы живёте-поживаете? Очень важно, чтобы Андрюха сейчас лопал больше витаминов, грелся на солнышке и дышал воздухом. У вас, наверное, всё это только начинается. Да и ты, Ира, личным примером воздействуй на укрепление здоровья. Регулярно слушаю погоду в Тюменской области. Конечно, у вас, не то, что у нас, но всё-таки…

Разобрался с финчастью окончательно. Во Псков отослана официальная депеша, чтобы аттестат и переводы на аттестат были пересланы на Сургутский военкомат.
Ира, я думаю, что где-то в конце июля я буду уже в Сургуте, или в начале августа. Задержка может быть, если этот товарищ, который уехал в отпуск, задержится из-за нелётной погоды, что здесь бывает нередко. Или документы могут долго оформлять.
Август – месяц летний, и поэтому с билетами на юг будет очень трудно. Закажи билеты где-то на 5 августа до Мин-Вод.

Родители написали, что в Сургут поехал дядя Саша. Конечно, если бы вы с Андрюхой поехали обратно с ним вместе, было бы лучше. Но тут уж как сложатся обстоятельства.

Следующий вопрос – насчёт денег. Если нужно – пиши сколько, буду пересылать, потому что, когда аттестат придёт – неизвестно ещё. Где-то через две недели жди бандероль из Горьковской области.

Жара стоит иногда до 35 градусов в тени, но это далеко не предел. Не знаешь, куда спрятаться от жары – ни деревца, ни кустика. Зато в модуле хорошо, прохладно.
Ну как фотографии? Андрюша, похож этот дядька на твоего папу?

Как поживают родители? Эдику передайте, что в этом возрасте l’amour граничит с фактом безграмотности. Андрей большой ещё не приехал? Чем собирается заниматься после армии?

У вас, наверное, в Сургуте праздник? Всё-таки миллиардный киловатт электроэнергии – это не каждую пятницу случается.
У нас уже редиска прошла, сейчас идут огурцы, помидоры, черешня, абрикосы. Сырую воду не пьём, только отвар из верблюжьей колючки. Говорят, полезно, да и пить не так хочется в жару.

Ну вот, кажется, и всё. Привет родителям, братьям и всем знакомым.
Привет от Лыхина; ему, салаге, до отпуска греметь ещё, как медному котелку. Думаю, на фотке видно.

Целую крепко-крепко. Жду отпуска.
До свидания. Ещё раз целую. Сергей.

PS  Дорогая Ирочка!
Поздравляю тебя с Днём Рождения! Желаю тебе всего самого счастливого, тёплого и светлого, здоровья крепчайшего и настроения наипрекраснейшего!



9.06.1985 (письмо из Союза)

Серёжа, здравствуй!
Отвечаю не сразу, а неделю спустя. Извини, Серёжа. Что-то со мной происходит – никак не могу прийти в себя уже больше месяца. Наверное, последствия стресса.

Сережа, даже и не знаю, что и думать насчёт отпуска. Я собралась в Невинку ехать в июле-августе, а врач категорически возразила. Сказала, что от такой резкой перемены климата у Андрея возобновится миокардит с новой силой. И вообще, она сказала, что климат нельзя менять в течение года после такого заболевания. Я заикнулась о Пскове. Он приемлем, сказала она, но не сейчас, а где-то в конце лета. И опять же, надо Андрея показать врачу перед отъездом. Я сама в Сургуте больше не хочу оставаться, так что мы с Андреем всё-таки дождемся тебя, а потом ты нас отвезёшь во Псков. И ещё, Серёжа, поезжай-ка ты сначала к родителям. И если пожелаешь, в Донецк. А мы тебя подождём. Дни рассчитывай сам, но и своё мнение я тебе скажу: хочу, чтобы ты с нами подольше побыл. По моим подсчётам, у тебя отпуск где-то 7-9 августа начнётся. 2-3 недели ты побудешь у своих. Кстати, мама с Эдиком будут в августе в Невинке. А остальное время ты будешь с нами. Надо ведь ещё собраться во Псков.

Очень боюсь, что ты меня не узнаешь, нет, не внешне. Да ты, наверное, и по письмам почувствовал, что со мной что-то не то. И ошибки начала делать.
Хорошо, что с аттестатом разобрался. Было бы лучше, если бы он сюда в Сургут летом пришёл, да и доверенность на родителей я смогу оформить только тогда, когда аттестат уже в Сургуте будет.

Фотографии получились нормальные. А жиров у тебя, действительно, нет. Ты хоть в Невинке отъешься. Здесь всё дорого – 15р за 1 кг – такса. Баночка черешни или клубники (400г) – 5 рублей. Понемножку берём – доходы не те, чтобы роскошествовать. Надо побольше яблок, а на них цена с зимы не снижается (7-8 руб.за кг) Хотя в Тюмени в марте-апреле я по 3руб. покупала. Но ведь это юг Сибири. Вот тебе и разница.

Лыхин на фотографии очень потерянный. Я поняла, что он после рейда. Передавай ему привет, пусть отходит. О нём помнят. Наталья пишет ему? А Лукьянов уехал в Союз? О Вилкове ничего не слышал? Мне скобари не пишут, т.к.я сама никому не пишу – нет желания сейчас ни с кем общаться.

Серёжа, писал бы ты почаще. Я начинаю забывать тебя, не чувствую. Хорошо, что скоро приедешь. Буду ждать тебя в конце августа.

И ещё, Серёжа, из Невинки в Сибирь в августе невозможно улететь. Если только через Москву. Брать билет на Москву, а там, может, и улетишь – или в Свердловск, или в Тюмень. В Свердловске Кившики помогут с билетом в Сургут. Наш Андрей передаёт тебе привет. Ждёт. Хочет на танке покататься… Большой Андрей ещё не приехал. И вестей из армии уже 2 недели нет. Обещал 26 мая приехать.

Ну вот и всё. Целую крепко. Твоя Ира.
Привет от родителей, Эдика.



Часть 2


7.10.1985

Здравствуйте, дорогие мои Ирочка и Андрюшка!

Долго не писал вам, т.к совсем не было времени – всё это время оставался один, т.к. Вовка был в госпитале с лёгкой формой гепатита. Сашка Иванов уехал в отпуск сразу после моего возвращения. Он меня ждал, а когда уехал домой, прислал письмо, что 13-го приехал домой, а 14-го уже лежал с гепатитом в госпитале во Пскове. Юрка был в горах, и я практически оставался один и крутился как ‘белка в колесе’ – и в наряд ходил, на смотры, занятия проводил, обслуживали технику и пр. Сейчас Юрка приехал – намного легче стало.

Ещё в Ленинграде в Пулково нашёл попутчиков. В Ташкенте просидел 2-е суток, вылетел в Кабул 10-го, 11-го был уже на месте. Видел Костю, он всё сидел на месте, ждал заменщика, и я только сейчас узнал, что заменщик его вот-вот должен подъехать. Вован приезжал на 2 дня, чтобы забрать паспорт – собрался в Союз на лечение. Я недавно звонил в Кабул, сказали, что он уже уехал в Союз. Сколько и где он будет – я не знаю. Ну а так, в общем-то, жизнь идёт своим чередом. Погода нормальная – уже не так жарко. Иногда купаюсь в бассейне. А вы, наверное, уже мёрзнете? Банки довёз – не разбил, но тоже не без приключений. Вовка, если он приедет во Псков, всё расскажет.

Ну а вы как поживаете? Не болеете? Чем занимаетесь? Как настроение? Что показал обход врачей? Я уже считаю дни, когда мы опять будем все вместе.
Вот сейчас подвожу итоги своего отпуска. Считаю, что провёл я его плодотворно и очень хорошо. Конечно, если бы мы весь отпуск были вместе, было бы ещё лучше. Даже от этой мысли на душе как-то здорово становится. Хорошо мы провели отпуск вместе. Нет ни одного тёмного пятна, даже когда тащил чемоданы. Хочется, чтобы у нас всё получалось так, как было в этот раз.

Очень скучаю по вам. Первое время ходил, как пришибленный, места себе не находил. Сейчас, вроде бы, отходит понемногу. Говорят, что у всех такое настроение после отпуска бывает.

Ну ладно, буду заканчивать.
Не болейте, не скучайте. Я скоро приеду. До приказа осталось 10,5 месяцев, а там и заменщика уже буду ждать.
Передавайте привет всем-всем.

До свидания. Целую. Сергей.

PS  Ира! Ты, наверное, своим родителям пиши сама, т.к. я отсюда письма пишу редко. Как насчёт денег? Пиши.


20.10.1985

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Получил от вас письмо, что вы ещё не получили моё письмо. Может быть, уже сейчас получили, а может быть, оно где-нибудь пропало. Из Невинки тоже что-то писем долго нет. Может быть, они тоже не получили?

Живу я нормально, постепенно привыкаю к Афгану, но всё равно какие-то непривычности ещё временами чувствуются. Жара спала быстро. Сейчас самая нормальная для жизни температура. Позавчера даже дождик покапал немного, и горы укрылись снегом. По ночам у нас даже холодно бывает.

Времени свободного практически нет. То комиссии всевозможные, да и проверка осенняя начинается, вот и кручусь я опять один, а Вовка где-то в Ташкенте или другом городе лежит в госпитале с лёгкой формой гепатита. Я об этом уже писал вам. И Сашка Иванов в первый же день отпуска заболел желтухой и лежит сейчас во Пскове в госпитале. Когда он приедет – не знаю. Если там будет что известно, то ты напиши. Скучаю по вам. Вспоминаю часто отпуск, и на душе теплее становится. Но ничего, до приказа осталось 10 месяцев, а там уже буду ждать заменщика. Здоровье нормальное.

Как вы там поживаете? Не болеете? Пишите, как вы.
Где сейчас Лыхина? Чем Лукьяновы, Вавиловы занимаются? Всем передавай привет.
Сегодня буквально на полчаса попал на концерт Анне Вески. Очень понравилось. Так что мы здесь тоже культурно развиваемся.

Насчёт телевизора – смотри сама или пусть мужики посоветуют.
Ира! Скоро получишь кое-что из Каунаса, но… это на будущее. Не забудь тщательно прокипятить.
Если ты увидишь Сашку Сырецкого, спроси у него адрес Лёхи Морозова. Тот, который он мне давал – я где-то дома забыл. Где-то в кармане. А если ты найдёшь мой старый синий блокнот (ещё из училища), то там должен быть записан его адрес.

Ну ладно, буду заканчивать. Пишите. Крепко целую. Ваш Сергей.


12.11.1985

Дорогие мои Ирочка и Андрюшка!

Поздравляю вас с праздником Октября!

Желаю вам всего самого наилучшего, счастья в жизни, крепкого здоровья и хорошего праздничного настроения!
Как вы там живёте-поживаете? Андрюша, ты не балуешься? И, наверное, ты всегда слушаешь маму. Выздоравливай и больше не болей и маме болеть не давай.

Очень скучаю по вам, хотя после отпуска прошло всего лишь чуть более 1,5 месяца. Но главное – половина уже позади, и моё пребывание здесь пошло на убыль, медленно, но верно.

Как дела с детским садиком? Ира, я остаюсь при своём мнении и против того, чтобы Андрюха этот сырой сезон проводил в садике, а ты работала. Мы уже с тобой неоднократно говорили на эту тему, но ты почему-то решила по-своему. Не так что-то получается.

Сюда ничего пересылать не надо, т.к. здесь есть всё, кроме колбасы копченой (и то бывает в магазине) и сала с чесноком. Скоро к тебе зайдёт Юрка Титов, передаст блёстки. Говорят, так модно, и все берут. Я вообще-то не в курсе, но течению поддаюсь.

Мои пишут, обижаются, что ты им не пишешь, ты тоже самое. Разберитесь. Может, что-то с почтой? Я чувствую, что и ваше письмо одно где-то затерялось. По-моему, где-то здесь.

Ну ладно, буду заканчивать. Привет всем. Напиши, кто ещё собирается сюда и когда приедет Лыхин.

Крепко целую и обнимаю. До свидания. Сергей.


23.11.1985

Здравствуйте, дорогие мои Ирочка и Андрюшка!

Пишу вам уже второе письмо. В каком смысле второе? А в том, что первое унесло ветром, и сейчас какой-нибудь тушканчик читает его, а может быть, и какой-нибудь горный козёл.

Свободного времени, как всегда, не хватает и хватать не будет. Что-то сегодня грустно на душе. Уезжают те, с кем мы больше года воевали, стреляли. Как-то одиноко на душе становится. С кем теперь так поговоришь, запросто хлопнешь по плечу, понадеешься как на себя. А нынче наряд уже непростой пошёл.
Раньше, бывало, пока до магазина дойдёшь, раз 20 поздороваешься, руку оттискают, а сейчас я больше половины не знаю.

Ну ладно, хватит грусти. Сейчас я провожаю ребят в Союз, скоро настанет и мой черёд. И кто-то с грустью будет смотреть, как я собираю свой чемодан, собираю документы и с радостью смотрю в небо.

А в небо сейчас смотреть, я вам скажу, не очень интересно – небо всё серое, в тучах, но дождей всё ещё нет. В прошлом году в это время мы уже грязь месили, а сейчас ещё пыль столбом стоит. По ночам уже заморозки, иней по утрам и лёд. Днём ещё можно ходить раздетым, но вечером… ‘Зелёнка’ вся пожелтела и наполовину опала. А в горах сейчас бушуют метели – в ясную погоду видны снежные вихри. Эх, близится Новый год – год замены.

Как бы мне хотелось посидеть с вами под благоухающей ёлкой, подёргать с Андрюхой конфеты с ёлки, побродить по мягкому снегу. Эх, много чего хочется, но… пока на 10 месяцев перехочется. А до приказа осталось 8,5 месяцев. Если бы мой заменщик знал, как хочется домой к вам, он бы, наверное, приехал бы завтра же. Так же, как вчера приехал Вован. Сейчас я ему не завидую. В течение месяца ностальгия изведёт его, как меня в своё время. Сашка Иванов уже на подходе, ждём его в последних числах ноября.

Ира, ты спрашиваешь о дальнейшей службе. Пока записан во Псков, т.к. я обеспечен квартирой именно в этом славном граде. Можно, конечно, напроситься в другое место, но это место почему-то только Кировобад, а это всё равно что второй Афган. Хотелось бы в Пренай или Витебск. А вообще-то, я думаю, нас устроит любое место, кроме солнечного Кировобада. В будущем году ожидаются большие перемены, так что удачу будем ловить в апогее.

Все денежные вопросы буду решать чуть позже, т.к. у них сейчас переучёт.
Ну а как ваши дела?
Ира, я думаю, что работа может пока перетоптаться. Пока есть время, вам обоим надо подлечиться. Гуляйте побольше, умнейте, занимайтесь домашним хозяйством и все прочее.
Да, Ира, из Каунаса вы ничего не получали? Китаева прислала письмо с новым адресом, но я так и не могу ей ответить. И адрес Морриса лежит пока мертвым грузом. Вот разгружусь малёхо и как напишу всем письма.

Андрюша, ты не скучай. Скоро я приеду, и мы втроём будем кататься на автобусе 2-ой марки. Сначала поедем к телецентру, я покажу тебе телевышку, а потом поедем на вокзал смотреть на тепловозы.

Ну вот, кажется, и всё. До свидания. Крепко целую вас.  Пишите.

Ваш папа Сергей.

PS  Привет большой всем мужикам нашим, их жёнам и детям, ‘дорогим’, ‘любимым’, ‘милым’ и прочим. Ты спроси, кто моим заменщиком хочет стать.

PPS  Дорогой сынуля! Маленький мой! Поздравляю тебя с Днём Рождения! Желаю всего самого сладкого, мягкого и тёплого, а самое главное – крепкоатлетического здоровья.



23.12.1985

Дорогие мои Ирочка и Андрюшка!

Сердечно поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю всего самого прекрасного на свете, счастья, крепкого здоровья и весёлого ёлочного настроения! Пусть это будет последний Новый год, который мы встречаем врозь.
Ну как вы там поживаете, мурзилки?

Я вам послал маленькую посылочку. Буду рад, если дары нашего Военторга вы получите к празднику. Когда вы будете встречать Новый год, я ещё целый час буду в Старом. Целый час мы будем в разных годах, а в 01.00 (по-вашему) опять все вместе.

Живу я нормально. Все ребята вернулись с лечения, так что работать сейчас гораздо легче и намного веселее. Погода состоит из хмурых холодных и солнечных жарких дней, пыли, ‘лунявых’ ночей и утр (или утер или утров), когда совсем неохота вставать. Скоро нам привезут ёлку. Вот здорово будет, правда, не так, как у вас.
Что нового у вас?

Поздравьте всех-всех знакомых, всем им пыльные приветы. Не болейте – это самое главное.

Целую. Ваш папа и Сергей.
С Новым Годом!


26.01.1986

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Ну как у вас дела? Как живете – не болеете? Чем занимаетесь? Как ведёт себя Андрюша? Опять конфликтует с мамой?
Андрюша, если маму будешь слушаться, то я буду присылать вам фотографии. Фоток я сейчас сделал много, так что планирую высылать по одной в письме. Часто вспоминаю вас. Соскучился! Вспоминаю всё-всё-всё.

Вот уже прошла середина моей последней афганской зимы, а там не за горами весна и лето. Весна здесь будет нормальная, а вот летом придется жариться на солнце. Зима сейчас сухая, но холодная. Где-то неделю назад снег выпал и тут же растаял. По ночам дуба кидаем из угла в угол – сломалась наша кочегарка. Приходится довольствоваться электроплиткой, когда свет есть. Где-то через месяцок можно уже разоблачаться, т.е. скидывать свитера и ватные куртки и потихоньку загорать.
Работы сейчас очень много. Да я и не помню, чтобы мы здесь сидели без дела. В этом году безработицы не ожидается. Мужики все в норме – не болеют. Когда все в сборе, то и работать легче.

Ира, здесь часто в магазин кроссовки привозят. Выбор хороший. Какой размер тебе будет лучше? В остальном, ничего существенного нет, кроме продуктов, конечно, качество которых вы, наверное, уже оценили.
Юрка отсылал две бандерольки из Коломны. Получили их или нет? В одной должно быть лекарство. Что это такое, ты знаешь. Так что лечитесь и не болейте. Если нужен рецепт, то я вышлю.

Что с деньгами? Получили в январе аттестат? Это уже новый, за этот год. Я его выписал по август месяц. Если не будет хватать – пишите, вышлю переводом.

Корнев как-то мне открыточку прислал. Что-то его всё-таки расшевелило. От Китаевой из Краснодара ни слуху, ни духу. Ну а больше никто и не пишет, кроме вас и родителей. Иногда из Донецка весточка приходит.

Ир, посылки посылать не надо. Здесь всё есть. Вот если только колбаски копчёной. Конечно, губа не дура, но иногда так захочется, что аж внутри печёт.
Витька Козлов прислал письмо из Бамиана. Грустит что-то. Пишет, что посылка, которую он вёз мне, ещё у него, и он не знает, как её переслать. Действительно, это ему далеко не по пути. Завтра отпишу ему, пусть лопает за меня. У них там даже магазина нет. Я думаю, ты не будешь возражать, если это молоко и кофе съест Витька Козлов.

Ну вот пока и все наши новости. Да их почти и не бывает.
Привет всем: Вавиловым, Лукониным, Лукьяновым и Лыхиным. Наташка сейчас в Ленинграде.
Не болейте, поправляйтесь и всё такое прочее, только хорошее, светлое, весёлое и прекрасное.

Да, Ира, а что ты решила насчёт Андрюхи? Будете в Ленинград ехать или в Киев? Съездили бы на недельку к Соболятам в Чернигов. Кстати, и Киев рядом. Родители написали, что собираются приехать вас навестить через Чернигов.

Вот, кажется, всё. Все мысли оставил в письме, а голова теперь пустая, стукнешь – звенит.

До свидания. Крепко целую и обнимаю. Сергей.

PS  На днях разменяли с Юрой ‘двухсотку’, т.е. до приказа осталось меньше 200 дней. Всё-таки это не 700.

PPS  Андрюша! Я на фотке стрелочкой показал, за какую ручку надо дёргать, чтобы гаубица выстрелила.


26.02.1986

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Ирочка! Поздравляю тебя с международным женским днём 8 Марта! Желаю всего самого наилучшего, счастья, успехов во всём, крепкого здоровья и хорошего праздничного настроения. Извини, что без открытки – дефицит.

Как живёте, чем занимаетесь? Как ваше здоровье? Сейчас начинается весна, а весна – это время, когда организм очень восприимчив к всевозможным болезням, поэтому особенно сейчас берегите своё здоровье. Побольше витаминов – и не простужайтесь – и всё будет в норме.

Андрюша! Как у тебя дела? Ведь правда же, ты слушаешь маму и не расстраиваешь её своим поведением? Да? Ну вот и хорошо! А с кем ты дружишь? Тебе нравится в садике?
Чем вы занимаетесь в свободное время?

А я чем занимаюсь в свободное от службы время? Его свободного, и не бывает, потому что служба с утра до вечера, иногда и ночью. А в остальное время я сплю, но это не говорит о том, что я сплю вдоволь. Эх, вот приеду домой и высплюсь. Хотя, Ира, ты мне наверное, не очень-то и дашь расслабиться.

Погода замечательная – почти как в Союзе где-то в апреле.  Пыли мало, т.к. после последних снегопадов местами ещё снег и лужи. Ветра совсем нет.
О телевизоре я совсем забыл, т.к. он у нас сломался давно, и кроме чёрного экрана ничего не видно.

Что насчёт кота? Я даже и не знаю. Вообще-то с некоторых пор я не люблю заводить какую-либо живность, т.к. когда-то с ней надо будет расставаться. Хотя с другой стороны, любовь к животным развивает у детей положительные качества. Так что отдаю решение этого вопроса на ваш суд.

Ну вот пока и всё. Здоровье в норме.
Привет всем скобарям и родителям.
Вовка Лыхин завтра уезжает в отпуск. Счастливый человек! А здесь ещё 5 месяцев до приказа ждать! Он должен во Псков заехать.

Всё! До свидания. Целую. Сергей. Скучаю.

PS Что-то настроение с утра паршивое. Наверное, и на письме сказалось, а времени писать письма под хорошее настроение нет, так что…
Скучаю, целую.


10.03.1986

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Извините за долгое молчание. Объяснять, что не было времени, не буду. Вы лучше фотки посмотрите. Я их напечатал много, так что буду высылать вам их до тех пор, пока они у меня не кончатся.

Ну а как вы поживаете, как дела у вас? Чем занимаетесь? У вас сейчас, наверное, холодно, но ближе к концу месяца уже повеет весной. Эх! Уже второй год не могу посмотреть нормальную человеческую весну. А ведь как здорово весной, да?
Всё-таки погода и времена года влияют на человека, создают какие-то определённые состояния, атмосферу. Раньше как-то не задумывался об этом, а вот сейчас чувствую всю полноту прекрасного. Странно всё-таки устроен человек, капризно – всё ему не то. Когда струго-красненские морозы заворачивают уши в трубочку, мечтаешь о жаре, только бы не морозы, а когда жара выплавляет из тебя последние капли серого вещества – срочно хочется попасть в ледяную стужу. Крайности. Вот так и я живу. А вы как?

Что-то я расфилософствовался сегодня. У нас два дня шёл мокрый снег, всё занесло. Этой ночью подморозило, и утром была настоящая русская зима. Зато сейчас настоящая русская весна. Ну, соответственно, и чувства весенние…
Эх, здорово-то как! Начинаю потихоньку готовиться к лету. Вчера отыскал свой вентилятор, протёр от пыли, включил – работает. Вот здорово! Держится на честном слове, но машет.

Сегодня лётная погода, так что ждём борт с почтой. Только почтой и живём. Этот вопрос здесь, наверное, никогда не перестанет быть важным. О почте мы говорим каждый день и, по-моему, не надоедает. Пришло письмо – бросаю все дела, читаю, радуюсь, волнуюсь. А в конце письма становится грустно, что больше читать нечего, а следующее письмо нужно ждать ещё сутки. А там, кто его знает, придёт или нет. Вот и вечер, а почтальон прошёл мимо. На завтрашнюю почту надежда уже двойная.
Андрюха Корнев с каждым разом удивляет меня всё больше. Недавно письмо от него пришло о трёх листах.

Здоровье в норме, питание 3-х разовое. Так что у меня всё ‘гут’.
Что у вас? Чему учат Андрюшу в садике? Как ты, Андрюша, ведёшь себя в обществе? Мама пишет, что поведением ты не блещешь. Андрюша, ты мне напиши письмо сам, объясни своё поведение и пообещай, что будешь маму слушаться во всём. Ты напиши, а мама отправит письмо.

Вчера приезжали артисты из Ленинграда. Так, ничего себе, один раз посмотреть можно.

Ну ладно, буду заканчивать. Пишите о себе чаще, не болейте.

Крепко целую, обнимаю, жду и ещё раз целую.
До свидания. Кандидат в члены КПСС  Минаев С.



3.05.1986

Здравствуйте, дорогие мои Ирочка и Андрюшка!

Что-то давненько не получал от вас писем. Вообще-то я уже привык между своими письмами получать от вас по два-три письма, а на этот раз что-то слабовато.
Со временем у нас туговато. Извините, что вовремя не поздравил с 1-м Мая, что и делаю сейчас и желаю вам всех благ на свете, счастья, удачи и здоровья полную чашу.

Ну а как я встретил праздник? У меня был выходной! Устроил генеральную стирку, стрижку, штопку, глажку – еле времени хватило, чтобы успеть в клуб на фильм. Кстати, перед праздником приезжал ансамбль ‘Пламя’. Концерт так себе, посредственно.

Вован приехал числа 26-27-го – не помню. Очень много рассказывал про Союз, а все тесным кружком, окружив его, внимательно и тихо слушали. Сейчас, когда с него сошёл жирок союзный, съедены все запасы, он стал регулярно посещать столовую и вспоминать о тортике ‘Анечка’, rоторый ты пекла. Все сидят и глотают слюнки, а я горжусь, что моя жена… Эх, ‘Анечку’ бы сейчас!

У меня здоровье в норме. А у вас как? Сейчас, наверное, поспели первые овощи. Не скупитесь, копите витамины.

Погода только-только настроилась, т.е. жара и пыль стали постоянными спутниками. Зелень в этом году разошлась вовсю, но уже местами начинает сохнуть. Я ещё не загорал, пока времени не хватало. Думаю, что лето впереди – ещё успею.

Сейчас осваиваем новые разновидности блюд, которые можно состряпать из нашего ассортимента: пельмени с тушёнкой и вареники с картошкой. Вроде, неплохо получается.

Вот, кажется, и всё. Совершенно пустая голова, т.к. любые мысли, даже залётные, моментально выдувает вентилятором.

Ира, вопрос о дальнейшей службе волнует не только тебя. Ты не подумай, у меня сейчас много неясностей, которые решаются только временем. Как только хоть что-то прояснится, я сразу начну предпринимать шаги.

Да, а как насчёт финансов? Они ещё не поют романсы?

Привет родителям, всем скобарям.

Крепко целую, обнимаю. Жду замены. Ваш Сергей-папа.

PS  Ира, кто едет на замену (ты писала три комбата) и куда, и когда?

PPS  Ира, некоторые фотки повторяются – я уже не помню, какие высылал, а какие нет. Приеду домой – разберусь. Ждите!



30.05.1986

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

Извините за долгое молчание – недавно приехали с Вованом из памятных желтушных мест. Отсутствовали долго, приехал, а на кровати лежит целый ворох писем. Сегодня ещё раз их перечитал и начинаю отвечать.

Могу обрадовать, что на меня и Юрку вышел приказ, и мы оба едем во Псков. Юра – в артполк, а я в Черёху. Вот такие-то дела. Не ожидал я, что приказ будет так скоро. Ждал в августе-сентябре, а он – в конце мая. Меня меняет Валера Бесов. Большая просьба – узнай, когда он выезжает сюда. Если он приедет недели через 2-3, то где-то в начале-середине июля я буду уже дома.
С приказом получилось так быстро, что все мои планы и задумки приходится быстро корректировать. Но всё равно я радуюсь, что скоро буду опять дома, на Родине. А это так чудесно!

Ты обижаешься, что не держу тебя в курсе событий. А событий-то никаких и нет, только мысли, соображения, разговоры, мечты. Если что-нибудь не сбывается, то держу в себе – предпочитаю не делиться горечью несбыточных надежд.

Что тебе делать с работой? Продолжай работать и чемодан пока не собирай. А вот отпуск мы проведём с первого дня и до последнего только вместе. Пусть тебе засчитывают прогулы или в счёт отпуска, но не может же работа держать нас. Приеду – мы ещё раз обсудим все вопросы. В письме я выражаю только своё мнение, а вот окончательное решение будет принято во Пскове.

Теперь немного о том, как мы проведём отпуск. С домом отдыха ничего не получится. Во-первых, путёвок нет, во-вторых – нет точной даты моего отъезда отсюда. Соболята будут в отпуске где-то в июле-августе. Приедут на своей машине. Может, и на свадьбу к Толику вместе покатим. Ты знаешь, Ира, как это здорово мечтать о совсем недалёком будущем – а оно совсем рядышком, даже уже ощущается.
Насчёт перевода. Хотел отправить, но начфин сказал, что он придёт только в июле. Думаю, что я окажусь во Пскове раньше денег. Так что крепись, займи ‘кам-кам’ (чуть-чуть). Приеду – отдадим. Справки о льготах не дают. Только после того, как я вернусь.

Ну а в общем-то, я живу нормально, здоровье в порядке, дел очень много. С нетерпением жду заменщика. Жду, когда я увижу вас, расцелую, и мы будем вместе.
Ориентируйся сама, писать или уже не писать. Нет, всё-таки одно письмишко напиши. Ответь на это моё письмо. Как здоровье? Не болейте, очень вас прошу!

Ну ладно, буду заканчивать.
Крепко целую, обнимаю, жду, вспоминаю, мечтаю и люблю.

Всегда ваш Сергей.



18.06.1986

Здравствуйте, мои дорогие Ирочка и Андрюшка!

То я долго не писал вам, теперь вы что-то притихли. Как вы там? Чем занимаетесь? Чем ближе к дому, тем сильнее ‘соскучиваюсь’ по вам. Жду с нетерпением, когда в Ташкенте услышу о посадке на самолёт рейсом №…до Ленинграда.

Вы же не болейте, отъедайтесь, чтобы я вас увидел розовощёкими, радостными и толстыми, а уж вашу ‘толстоту’ я знаю.

Чем занимаюсь? ‘Балдю’. Наверное, в первый раз за весь Афган. Проводил всех на ‘войну’ и остался старшим. В подчинении 4 человека, и те постоянно в наряде. Я тоже в наряде через день, но наряд нормальный – подвал прохладный, книжка, транзистор и телефон.

Жду заменщика. Это самый интересный, самоотверженный период службы. Жду, а он почему-то не едет. Ира, ты узнай у Луконина (он их обоих знает), когда выезжают Бесов и Крымов. Второй – это Юркин заменщик. Поторопи их.

Провожал свою ‘броню’ на ‘войну’. Они проезжали мимо, махали руками и сигналили. Ты знаешь, как сердце ныло? Ведь первый раз ‘броня’ уходит без меня. Вован в грусти, когда прощались. Он сейчас стал какой-то нервный – Наташка не пишет, а он тоже со злости. Ты скажи Наталье, чтобы дурью не маялась.

Погода стоит на редкость хорошая. До обеда солнце жарит, а после обеда тучи толпятся в небе, иногда даже и покапывает.

Дорогая Ирочка! Сегодня у тебя день Рождения. Я с утра пытаюсь представить, чем вы занимаетесь дома, но что-то никак не получается. Поздравляю тебя и желаю всего самого наипрекраснейшего! Вот какое слово длинное получилось.

В прошлом письме я писал, чтобы вы ответили на то письмо и больше не писали, т.к. думаю, что заменщик не задержится. Из Скобаря уже приехали два заменщика, значит, и мой где-то в дороге.

Уже взял обходной лист и потихоньку подписываю. Загвоздка в кандидатском стаже. Дело в том, что мой кандидатский стаж заканчивается в июле, затем должна быть парткомиссия по приёму в партию. Но эта комиссия будет не раньше 15 июля, а это почти целый месяц ещё. Так что пока в этом вопросе я в подвешенном состоянии.
Вот пока и всё. Жду ответа на прошлое письмо. Буду держать вас в курсе событий баграмских.

До встречи. Целую. Сергей.


Афганские рейды:

1984

24.09 – 5.10 Дех-Нау, Пагман
7.10 – 12.10 Гульбахор, Анава
18.10 – 3.11 Ургун
17.11          Баграм
21.11- 25.11 Анава
2.12 – 5.12  Гардез
9.12 – 13.12    Анава
18.12 – 26.12  Пишгор

1985

1.01 Баграм
20.01 – 31.01  Гульбахор, Барак
4.02 – 6.02      Ниджрабская переправа
15.02 – 18.02   Дакой-Бала
8.03 – 10.03     Дех-Е Мискин
12.03 – 14.03    Тотахан
17.03 – 26.03    Дехсабздаг, Дурани
16.04 Баграм
17.04 Баграм
27.04 Пост №9
28.04 Сайгани
10.05 Баграм
14.05 – 15.05   Гульбахар
22.05 Баграм
1.06 Баграм
14.06 Баграм
20.09 – 21.09   Баграм
10.10 – 19.10   Саланг, Заргаран
21.10 – 31.10 Джабаль-Уссарадж, Чарикар
13.11 Баграм
21.11 Баграм

1986

25.12.85 – 6.01.86   Джабаль Уссарадж, Ниджраб
8.01 – 9.01 Джабаль Уссарадж
18.01 – 24.01 Баграм
2.02 – 7.02 Баграм (Саяд)
19.02 – 24.02 Баграм (Калаходжа)
10.05 – 26.05 Алихейль


Послесловие

Какая у тебя судьба – никто не знает. Когда ты молод и здоров, не думаешь о далёком будущем. Жизнь свою выстраиваешь сам, принимая или отвергая возможности, которые предлагает тебе судьба. Твои решения – это и есть канва твоей жизни.
Ведь можно было отказаться от службы в Афганистане – и тогда жизнь изменилась бы. Но долг и честь советского офицера оказались выше всего и вот -  эта война, которая снилась по ночам через 10, 15, 20 лет.

Об ужасах этой войны муж начал рассказывать не сразу – и как чудом остался жив, когда ‘духи’ перерезали всех на горной тропе; как в свой первый день в Баграме подорвался на бронетранспортере, был контужен, в то время, как весь экипаж погиб; как ночью едва не свалился в ущелье на грузовике со снарядами; как ночью вместо сапёров на БТР вместе с солдатом готовил площадку для гаубиц; как получил  вторую контузию от своих же; как тащил раненого товарища, возвращаясь из разведки; как стреляли по ‘зелёнке’ и по кишлакам, если знали, что там есть душманы.  В ночных послевоенных кошмарах, как в калейдоскопе, картины прошлого сменяли друг друга.
 
Нельзя было в письмах писать о боевых действиях, нельзя было выплеснуть душу – и душа переполнилась страданиями.

Вернуться к мирной жизни помогали и родные стены, и семья, и друзья. Но тут подоспела ‘долгожданная’ перестройка – и опять на передовую, но теперь уже в ‘горячие точки’ усмирять бунтующее население союзных республик. Войны, как таковой, не было, но сдерживать и изолировать провокаторов в первых рядах демонстрантов приходилось. Уже тогда в голове зрел конфликт: ведь свой же народ – и армия для усмирения, как же так?

Первая чеченская 1994-1995 добавила ужасов в ещё не восстановившуюся от прежних переживаний душу. Площадь Минутка в Грозном, на которой ‘духи’ БТРами  утюжили истерзанные тела наших солдат, изуродованные тела в оконных проёмах разрушенных зданий не шли из головы ни днём, ни ночью. Больше в жизни не было ярких красок, потускнели они. Жизнь превратилась в постоянную борьбу с самим собой: вроде и семья есть, и родители, и близкие, но только друзья могли понять его переживания так, как это могут сослуживцы.

Босния и Герцеговина – очередная попытка вернуться к жизни. Служба в бывшей Югославии не была столь опасной и кровавой, как прежние места службы. Но и этой попытки хватило ненадолго. Ни боевые ордена, как признание боевых заслуг, ни новые перспективы ‘на гражданке’ не могли восстановить душевное равновесие. Даже сквозь присущий ему весёлый и добродушный нрав чувствовалась постоянная душевная боль.

Жизнь заходила в тупик, а новые возможности обновлённой России никаким образом не сопрягались с требованиями души служить Родине. Ни смена места жительства, ни новая работа в охранной фирме не приносили радости и удовлетворения. Жизнь померкла.

Мог ли кто предполагать в своей юности, что судьба сложится именно так?

май 2020


Рецензии