Легенды ГИСИ. Д. П. Сильванов...

   Ранним утром…
… жаркого лета 81-го. На конечной остановке пригородного автобусного маршрута №104 «Зелёный город», развернулась белая «копейка». Из машины вышел бодрый пожилой мужчина в светлой рубашке и лёгких летних брюках. Пушистые седые волосы обрамляли загорелую лысину.
   -- …  фью-фью, фью-фью, фью…-- насвистывает он, подходя к голым по пояс, заросших щетиной парням, лет 20 – 22-х…
   -- Ну всё. Щас начнётся, -- пробурчал дядя-Вадик…
   -- Привет, мужики. Как дела?
   -- Здравствуйте, Дмитрий Палыч. Да нормально всё. Фундамент, вон, уже залили. Первый ряд, вот, закладываем, -- инстинктивно стараются прикрыть собой сооружение сзади.
   -- Фундамент. Это хорошо.  Фью-фью, фью-фью, фью…-- протискивается через «мужиков», проходя к «фундаменту» …
   -- … эх, ёпт-тать. А это – что такое…
   -- … всё. Началось…

                *    *    *

   Доцент кафедры «Архитектурного проектирования» ГИСИ – Дмитрий Павлович Сильванов, к концу учебного года, набирал бригады из студентов-«архитекторов» для строительства пригородных автобусных остановок.
   Всё было под эгидой студенческих строительных отрядов и курировалось комсомольской организацией. С девизом – «сами проектируем – сами строим».
   В конце первого курса дядя-Вадик обратился к Дмитрию Павловичу с предложением о совместном сотрудничестве. Дядю-Вадима – назначили командиром отряда. Он собрал бригаду в количестве пяти человек:
   дядя-Вадим (бригадир), Санёк Кузьмин (зав.хоз.), Паша Грошев (аскет), Коля Пешехонов (на все руки мастер) и Серсаныч (подсобник).
   Дмитрий Павлович определил место и выдал проект. Видимо курсовой, старшекурсником каким-то выполненный. (Ну правильно. Первокурсники – «салапеды» неопытные).

   Прибыли на место. Армейскую палатку разбили -- в лесочке. Дядя-Вадик съездил в РСУ. Привёз раскладушки, одеяла, матрасы.
   Подъехал КАМАЗ. Свалил бут (камень дикий), не ошкуренные брёвна.
   Всё, ребята, -- обустраивайтесь. Хреначьте. Сроку – летние каникулы. Воздух. Солнце. Лес. Красота.

   Вечером – костёр. Котелок. Снедь нехитрая. Один Паша-аскет – догадлив оказался. Бутылку, на наспех сколоченный стол, выставил. Ну вот – другое дело. Можно и делом заняться. Проект посмотреть.
   -- Говно, какое-то, а не проект, -- дядя-Вадим, -- надо своё что-то придумать.
   Тут же прикинули на коленке. А чо. Тут стенка из бута. Четыре столба резных. Фриз – глухой резьбой украшенный.
   Совсем – другое дело. Главное – СВОЁ.

                *    *    *

   -- … да нормально всё, Дмитрий Палыч…
   -- … чо нормально, где нормально. Где проект…
   -- … да не подходит сюда проект. Тут вот «народная тропа» из леса тянется. А он – прям на неё садится. Мы свой «проект» придумали, -- достают почеркушки, на коленке накаляканые. -- …
   -- …тут – стенка из бута. Четыре столба резных. Фриз – «под глухую городецкую». И по смете проходит. Тюлька-в-тюльку. Мы подсчитали…
   -- … проходит он. По смете. Я ж проект в Облисполкоме согласовывал, -- успокаиваясь уже, -- а фриз из чего долбить будете. Тут сороковка широкая нужна…
   -- … да найдём мы доску, Дмитрий Палыч…

                *    *    *

   По правде говоря, доска у них уже была. И даже две. В лесочке закопаны.
   Харчевались они при санатории «Зелёный город». Санёк Кузьмин с котелком туда захаживал. Отоваривался частным порядком. Как-то, во дворе столовой и заприметили штабель широкой, обрезной, сосновой пятидесятки. Как-раз, что нужно.
   Ночью – совершили на санаторий набег. Схватили сверху две доски. Сторож с собакой, правда чуть не заловил. Да успели в леске укрыться. Доски через забор перекинуть.
   Той же ночью – распилили, землёй прикопали, да валежником завалили. Мало ли чего.

                *    *    *

   … -- ох, ребятки, натерплюсь я с вами лиха. Авантюристы.
Ну ладно. Кто из вас тут – самый рукастый. Сюда ехал – задом сдавал. Да бабулька какая-то, чёрт её знает откуда, чуть под колёса не прыгнула (самому Дмитрию Павловичу к тому времени исполнилось -- 75 лет). Пришлось в ограждение въехать. Заднее крыло – подрихтовать бы.
   Самым рукастым у них был – Коля…

                *    *    *

   «Копейку» свою Дмитрий Павлович приобрёл совсем недавно. И, конечно, тут же – права решил выправить. Справки собрал всякие – и в ГАИ. Там – лейтенант какой-то.
   -- Что, -- спрашивает, -- Вам, дедушка.
   -- Да мне бы, «внучёк» -- права бы получить. Водить я умею. Правила – знаю.
   -- Права, -- удивился лейтенант, -- да Вы что. Тут вот – в карте медицинской, написано, что за семьдесят Вам уже. Да и слышите плохо, на правое ухо. Не могу я Вам права выдать.
   -- Послушайте меня, молодой человек. Я, в своё время, отсюда и до Берлина без всяких прав – на танке доехал. Дадите Вы мне бумажку, или нет. Это не моя – Ваша проблема. Я машину купил, и я буду на ней ездить. С правами или без. Но если меня кто-нибудь из ваших на трассе без бумажки остановит – Вам же и стыдно будет…
   Из ГАИ Дмитрий Павлович уехал на своей новенькой «копейке».

   А машину он водил лихо. Как «Шумахер».
   Легенда от Борисыча (его бригада окучивала соседнюю остановку в «Зелёном городе»).
Подвозил студентов к месту работы по трассе. Педаль – в «пол» вдавлена. Всю дорогу байки травил, как обычно.
   -- Вчера на рыбалку ездил. Во-о-от такую щуку словил, -- разворачивается назад и обеими руками размер щуки показывает.
   Андрюша Ш-ев, что на заднем сиденье сидел, ремнём безопасности пристегнулся. На всякий случай.

                *    *    *

   … из машины вышла сухонькая женщина, лет за 60.
   … -- это -- Роза Лазаревна, -- представил Дмитрий Павлович…

   Полдень воскресный. Солнце печёт. К обеду дело. Роза Лазаревнав в тенёчке одеяльце постелила. «Поляну» накрыла. Закусили они с Дмитрием Палычем салатиками вино домашнее, да на речку отправились…
   … «молодые». Чо с них взять…

                *    *    *
 
   Этот период – был для Дмитрия Павловича неким «ренессансом». Овдовев, некоторое время назад, он женился (и этот месяц -- был для него «медовым»). Приобрёл машину и получил водительские права. Вновь стал по утрам стоять на голове и обливаться холодной водой (был убеждённым йогом). Участвовал в архитектурных конкурсах. Устраивал персональные выставки своих живописных полотен.

   Дядя-Вадим с Серсанычем несколько раз бывали в гостях у Дмитрия Павловича. Дом, построенный по его же проекту, казался неким микро-музеем.
   Картины. Скульптуры, какие-то гипсовые. Антикварное механическое пианино. Шпаги – скрещённые. Стена вдоль лестницы, на мансардный этаж, расписана рукой самого мастера причудливыми итальянскими пейзажами, с перспективой на виноградные поля. А под самой лестницей – маленький погребок.

   Дмитрий Павлович открывает крышку погребка. Достаёт две запылённые бутылки.
   -- Вот это – из красной смородины. А это – шампанское из крыжовника.
Раскачивает резиновую пробку. Пробка с характерным хлопком «стреляет» в потолок.
   -- Закусывайте, ребята. Картошка, помидоры, огурчики. Своё всё. Ложки берите. Трофейные, серебряные. Тогда офицеры вагонами добра всякого вывозили. А я так, по-мелочи.
   Молодой был, -- смеётся.

                *    *    *
 
   … у мужиков – своя «свадьба». Санёк – обед на костре разогревает. Салатик режет. Стол накрывает. Дядя-Вадик – стамеску затачивает. Серсаныч, так просто – за стол на лавочку присел. Коля – машину кияночкой подправил – тоже к нему присоединился. Паша-аскет – из палатки вылез и бутылку на стол. Так -- воскресенье же. Тут и «вправщик» -- шофёр со 104 подтянулся. Водички попить…

                *    *    *
 
   Все шофера, теперь, приятелями стали. То воды попить. То так просто. Побазарить со скуки. Пока график выжидают.
   «Пограничник» -- всегда первым рейсом ездит. В полшестого подойдёт к палатке и орёт благим матом: «рот-та – подъём!». С границы дембельнулся недавно.
   «Ходок» -- тот каждый раз с новой дамой подъезжает. Да пока народ на остановке собирается – в лесок минут на 10 отлучаются.
   -- Мужики. Вы как тут оголодаете – только свистните. Ну и дикий же, -- говорит, -- вы народ.
   «Вправщик» -- самый старший из них. За 60 ему, где-то. Почему -- «вправщик»?
Да просто рассказывал. Что дед у него в деревне – «вправщиком» работал. На конюшне. Ну, типа, лошадям спариваться помогал.
   -- Борода у него, – говорит, -- лопатой была. И нагрудник – кожаный. 
Так один раз (ну – во время работы), конь концом за нагрудник и зацепился. И вместе с нагрудником, евойную (дедову) бороду, прям в кобылью енту-самую и запхал.
   Еле, -- грит, -- за ноги деда и оттащили. Как живой-то остался. Ну и смеху потом было, как он через всю деревню, с бородой -- конём обтруханной, до хаты до своей добирался.

                *    *    *
 
   … отобедали. Чем бог послал. Тихий час. Душно в палатке. Раскладушки – наружу вытащили. Под куст орешника.
   Рядом народ на остановке собирается. А тут – аттракцион бесплатный. Пять «леших-бомжей» -- в лесу на раскладушках кемарят…

   … часика через два – Дмитрий Палыч с речки вернулся. За стол сели. Чаёвничать. Тут и рассказы начались. Байки всякие. Мужики сидят – рты раскрывши. А Дмитрий Палыч – про былое вспоминает.
   Про то, как на площади Лядова дом – прямо на костях строили. На древнем погребении. А студенты по ночам из котлована черепа откапывали. На сувениры.
   Про то, как настоял он в 38-м, чтобы дом на улице Свердлова («Серую лошадь»), подальше от «красной линии» посадили.
  … -- а как же. Улица то – узкая. А вдруг, в светлом будущем – у каждого по машине будет. Дорогу расширять придётся. Чтоб пробок не было. При въезде в самый-то центр …
   Про то, с какими трудностями столкнулся, когда для себя дом строил. Хоть и пришлось его на двух хозяев поделить. Зато – свой. По своему проекту. Как мечтал.
   … -- в Советском Союзе – только два архитектора для себя дом смогли построить.
   Я да Мельников Константин…

                *    *    *
 
   Владимир Алексеевич рассказывал как-то, в «гражданпроектовской» курилке. Про то, когда он ещё студентом был.
   Дмитрий Палыч получил заказ. Подновить роспись на потолке здания «авиационного техникума», что на площади Горького.
   Он взялся. Сам же потолок расписывал. Набрал бригаду студентов талантливых. С заказчиком договорился. Столько-то краски. Кистей. Денег – столько-то. И яиц – штук 200.
    -- А яйца-то зачем, -- удивился заказчик.
    -- Да вы что. Как зачем. Яйца – самое главное. Роспись – уникальная. По древней технологии. На чём я, по-вашему, темперу замешивать буду.
   Ну надо, так надо.
   Студенты – потолок расписывают. А  Дмитрий Палыч – сидит на подмостях. Яйца сырые попивает. Выпьет яичко – скорлупку на пол кидает. Так несколько дней и работали. Студенты – недоумевают. Когда – темперу-то замешивать.
   Работу закончили, Дмитрий Павлович и говорит:
   -- вы, ребятки, коробочку, вон ту, с подмостей-то спускайте. Да осторожней несите. Не разбейте.
   -- Куда её, Дмитрий Палыч?
   -- Да вот – в багажничек и ставьте.
   -- Ну всё. Поехали домой, --  шофёру.

                *    *    *
 
   …вечереет. Солнце красное – за дубы прячется. С обкомовских дач «Волги» чёрные, с «блатными» номерами, вереницей к городу потянулись.
   Роза Лазаревна – на полянке книжку читает. Дмитрий Павлович -- тихо посапывает, положив голову ей на коленки…

                *    *    *
 
   В одну творческую мастерскую – где-то уже в середине 90-х. Заказ пришёл. «Пристроенное кафе к дому №60 по улице Большая Покровская».
   Начальник мастерской – Андрей Виталич:
   -- к Сильванову идти надо. Посоветоваться. Он – автор.
   Пошли.
   -- Дмитрий Павлович. Вот тут нам к Вашему дому кафешку пристроить предложили. Как Вы к этому относитесь?
   -- К какому дому?
   -- Да вот к этому. К «Серой лошади».
   -- Не знаю я никакой лошади.
   -- Да вот -- к этому вот.
   -- А-а. Это не лошадь. Это я под общежитие политеха в 38 году делал. Ну что – можно тут строить. Видите – входной портал. Вот – в этих же габаритах, только посовременней – перпендикулярную плашечку поставьте. Тут – ещё одну. А середину – стеклом перекройте. Красиво может получиться.
   А и действительно. Так и сделали.
   Где-то через месяц – картинку согласовывать поехали.
   -- Дмитрий Павлович. Вот тут нам к Вашему дому кафешку пристраиваем. Не посмотрите?
   -- К какому дому?
   -- Да вот к этому. К «Серой лошади».
   -- Не знаю я никакой лошади.
   -- Да вот -- к этому вот.
   -- А-а. Вспомнил. Вы ведь – приходили уже. Ну вот – нормально. Как я говорил, так, приблизительно, и сделали. Красиво получилось.
Это чем это вы картинку такую нарисовали?
   -- Да это – компьютерная графика, Дмитрий Палыч.
   -- Фью-фью, фью-фью, фью. Здорово. До чего же техника дошла.
Где расписаться-то?

   Роза Лазаревна, пока – на кухне. Над чаем колдует.
   -- Стареет, Дима, -- шепчет. – Тут недавно помидорки обрабатывал. Чуть-чуть полить осталось. А он – в межу свалился. Температура 38,5.
   Серсаныч – опытный огородник. Представлял, что значит «помидорки обрабатывать». Заглянул в сад. Там, на участке, кустов триста -- не меньше зеленеет. Аккуратными рядами к колышкам подвязаны.
   Дмитрию Павловичу в ту пору – минуло 90.

   А кафешку ту -- так и не построили. Деньги закончились.

                *    *    *
 
   … -- притомился Дима. Да и выпил немного. Пусть поспит с полчасика, да и поедем…
   Вы, ребята, яблоки-то заберите, -- Роза Лазаревна указывает на объёмистый пакет,  -- Отборные. Прямо с дерева. Дмитрий Павлович специально -- для вас собирал…
   Ранним утром…








Сильванов, Дмитрий Павлович. Родился в Нижнем Новгороде. Советский архитектор, работавший в городе Горьком. Почётный гражданин города Нижнего Новгорода.
Окончил Горьковский инженерно-строительный институт в 1932 году. Член Союза архитекторов СССР с 1934 года. С 1934 по 1938 год работал в Горпроекте, с 1939 по 1941 год — главным архитектором города Горького. С 1945 по 1952 год — в архитектурно-планировочной мастерской горсовета. С 1952 года — доцент, преподавал на архитектурном факультете ГИСИ имени В. П. Чкалова.
С 1928 по 1979 год выполнил около 100 проектов. Под его руководством в городе было возведено 37 сооружений
Участник Великой Отечественной войны, имел 11 правительственных наград.
Умер 17 апреля 1999  ( 93 года)
Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.   
      (из интернета)





... Коля Пешехонов на остановке "Зелёный город" -- фото Павла Юрьевича Грошева...
... в гостях у Дмитрия Павловича -- фото Вадима Владимировича Вагина...


Рецензии