Сталин и архитектурные излишества

   Через пять лет после войны я жил в небольшом посёлке, где была электростанция, десять многоэтажек, в основном в три этажа и двадцать старых довоенных строений барачного типа.

   В одном из таких бараков был клуб, куда мы, школьники, ходили в кино и на различные культурные представления приезжих артистов.

   С 1949 года в посёлке начали строить кирпичные двухэтажные дома, а к 1951 году начали строительство огромного дома культуры в центре посёлка. Строили быстро и к весне 1953 года дом культуры был возведен и все ждали, что начнутся отделочные работы. Дом культуры очень ждали все жители посёлка и окрестностей. Я часто бывал на этой стройке, так как моя мама работала маляром-отделочником и разрешала мне приходить к ней на работу. Мне нравилось ходить по уже построенному зданию и рассматривать подготовленную лепнину, разные фигуры и нравились эти названия, такие как пилястры, кариатиды, это было для меня интересным и даже каким-то таинственным.

   Но весной 1953 года умер Сталин, а уже осенью я увидел, как приезжие начальники заставили рабочих крушить кувалдами эту всю красивую лепнину, которая должна была крепиться на потолки, стены, колонны, проёмы окон, лестничные пролёты. Я тогда ещё не понимал и даже не знал таких слов, как «архитектурные излишества». И я думал:

    — Лишнее-то лишнее, но зачем же крушить кувалдами такую красоту? —  и я даже взял два алебастровых цветка домой и они ещё долго лежали у нас в кладовке.

   А дом культуры достроили и он начал нормально работать, только всё было «без излишеств». Архитектуру жилых домов тоже упростили до безликих коробок, хотя до этого строили с разными выступами, Г-образными или П-образными.

   Уже позже я узнал, что в 1954 году этот вопрос обсуждался в прессе, а в 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором с благословения Хрущёва осудили «архитектурные излишества». Но я точно помню, что в нашем ломе культуры колотили эти «излишества» уже во второй половине 1953 года. Неужели кому-то от этого легче стало?


       


Рецензии