История обретений и перспективы развития

История человечества это история человеческой деятельности - история
преобразований, а вся военная история это прежде всего история больших потерь для воющих сторон.


Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # VIII, 2014 | Культурология
Десяткова Ольга Владимировна
Канд. культурологии, доцент кафедры философии и культурологии, г. Киров
ОБРАЗНАЯ ГЕОГРАФИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ СИБИРСКОГО
ТРАКТА В ВЯТСКОМ КРАЕ
"Образная география формируется как система культурных ландшафтов, а исторические дороги и тракты являются их специфическим видом – это особые пространства, возникшие в результате совместной деятельности природы и человека, демонстрирующие социокультурный, хозяйственно-экономический уклад....Культурный ландшафт Сибирского тракта создавался людьми, живущими в селениях, расположенных на всём его протяжении. Берёзовые аллеи создавались для защиты от снежных заносов, однако в культурном ландшафте функциональное предназначение каких-либо его элементов обретает эстетические качества."


 Всероссийская научная конференция с международным участием XIII
Ковалевские чтения  14 - 16 ноября 2019 года
«Молодежь XXI века: образ будущего»
Из доклада Лебедевой Елены Викторовны (Белорусский государственный
университет) :
"Канадский урбанист Чарльз Монтгомери говорит о том, что «город – это образ жизни» [1], следовательно, изменив подход к городскому проектированию, можно изменить городскую культуру в целом. В этом смысле вызывают опасения тенденции развития современных мегаполисов, которые перестают восприниматься как управляемый человеком комплекс, ответственность за который также несёт человек. Большие города всё реже выполняют гуманитарные функции (способствуют развитию личности, транслируют культуру..."

*   1. Монтгомери Ч. Счастливый город. Как городское планирование
меняет нашу жизнь. М. : Манн Иванов и Фербер, 2019, 368 с.



Илья Лежава - профессор архитектуры
"О том, что современные города переживают кризис, написано довольно много. Чаще всего в кризисах городов обвиняют транспорт. В последние годы сюда добавился и так называемый экологический фактор. Популярным, особенно на Западе, становится изучение социологии города. Однако пути решения собственно градостроительных проблем обсуждаются гораздо реже. Среди городского руководства распространено мнение, что все можно решить путем совершенствования существующих городских структур, то есть на «местном» уровне. С некоторыми городами, вероятно, так и придется поступить. Однако новое строительство со всей очевидностью должно стремиться к более серьезным переменам.

Анализ показывает, что «звездчатые» города и агломерации теряют свои позиции. Территориальный и экологический ресурсы в них практически исчерпаны. На наших глазах они уничтожают природу и становятся непреодолимым препятствием для транспорта. Долгое время градостроители уповали на города-спутники. Но и они не спасли положение. Есть страны, особенно в Европе, где пятна городов начинают срастаться, образуя огромные мегалополисы. Мегалополисы множатся. Если «положить» все города мира компактно на карту, они покроют Индийский субконтинент. Ясно, что раз города и крупные агломерации теряют свои очертания, то нет смысла их бессистемно увеличивать, даже за счет спутников. Но ничего не предпринимается: то финансовый кризис мешает, то вдруг появляется надежда на то, что прирост населения пойдет на убыль и расширение не потребуется, и т. д.

Обратимся к истории. Люди издревле селились вдоль водных или сухопутных путей сообщения. Это были реки Тигр, Евфрат, Нил, Хуанхэ, Меконг, Дунай, Рейн, Луара, Волга, Миссисипи. Были караванные пути, Великий Шелковый путь, римские дороги, окружавшие Средиземноморье, путь из «варяг в греки», дороги, ведущие в Святую землю... Коммуникации повсеместно притягивали людей. Создавались города, замки и крепости. Они нанизывались на пути, как бусы на нить. Транзит был выгоден всем. Кто-то грабил, кто-то охранял.

Еще сравнительно недавно стали разрастаться поселения у Трансамериканской, Трансавстралийской и особенно Транссибирской железных магистралей. В России большинство городов ориентированы на бесконечные пути сообщения. Кто жил на любой русской реке — знает, что значит пристань для городка. Кто жил на железнодорожной трассе — помнит, сколь велика роль вокзала и всего, что с ним связано. Вокзал и пристань — это работа, это еда и товары, это информация, это связь с внешним миром.
<...>
Россия имеет значительный пространственный ресурс. Многие считают, что именно за счет этого ресурса и надо развивать агломерационные «пятна». Уверен, это тупик. Где же выход? ...
Известно, что плотная городская жизнь сформировалась не только благодаря транспорту. Многих людей в плотном городе привлекают его «энергетика», богатый выбор мест приложения труда, близость очагов культуры, образования, информации, а также зоны полового, возрастного и профессионального общения. Там же формируется особый стиль жизни. В городах хотят жить те, кто стремится иметь активные социальные контакты, а это в основном молодежь. Могут ли линейные системы обеспечить что-то подобное?
Пропаганда линейных систем расселения не предполагает, что новые города должны иметь вид магистрали с прилегающими к ней жилыми домами на манер Тверской или Невского. ...

Город — это место рождения и воспитания человека. Это место, где он формируется, где находятся его близкие и друзья. Кроме того, это место, где накапливается городская культура, которая делает данный город неповторимым. Это его родина.

При строительстве новых городов мы должны создать систему, централизованно управляющую всеми процессами, в них происходящими. Новые города должны не только централизованно получать блага, но и контролировать весь цикл своего потребления, включая характер отходов, выходящих в атмосферу или почву. Заметим, что в Нью Йорке, например, 50 % веса продуктов и упаковок от них выбрасывается на помойку. Не только производство и энергетика, но вся деятельность человека, включая градостроительство, должна стремиться стать безотходной. Вечно растущие города не могут служить для нас образцом. Многофункциональные инженерные системы, обслуживающие новые города, смогут контролировать только плотную, законченную структуру.

Кстати, о плотности. Города тысячелетиями развивались постепенным, стихийным приращиванием территории. Даже если город строился сразу, по единой схеме, он все равно рос. Теперь ситуация, вероятно, должна измениться. Город должен перестать быть «содружеством» отдельно стоящих зданий. Это единое плотное сооружение, в котором контролируются все технологические процессы, в нем происходящие. Перефразируя Ле Корбюзье, который в начале прошлого века объявил, что «дом — это машина для жилья», мы в начале этого века говорим: «Город должен стать машиной для жилья». А машины, насыщенные техникой, как известно, не растут. ....
Естественно, существующие исторические города останутся на своих местах. ... Если мы разместим вдоль русел расселения цепочки стотысячных городов, обладающих новыми экологическими стандартами проживания, близостью нетронутой природы и вместе с тем плотностью социальных контактов, свойственных центрам старых городов, мы получим принципиально новую, современную систему расселения. Только подобная, четко структурированная система сможет привлечь «в свои ряды» активное население, «осушив» расползающиеся агломерации....

Предполагается, что при новых скоростях появится не просто транспортный коридор. ... Но активные контакты между городами, заводами, технополисами, университетами, обучающими центрами, заповедниками, а также местами отдыха и развлечений постепенно создадут некую совершенно новую, интегрированную среду обитания. ...
Не говоря уже о том, что транспортный коридор можно продолжить по Европе до Гамбурга или Гавра."

____________


Деловые линии и туристические маршруты это противоположные по целям логистичские пути. Деловые трассы могут дублировать воздушные коммуникации, но основная их задача грузоперевозки. Туристические маршруты это другое - они будут обеспечивать связанность множества культурно-исторических и новых центров городской культуры  - это другой режим передвижения, где главным качеством является не скорость, комфорт и сопутствующие туристические сервисы. По поводу новых видов транспорта их тоже можно разделить на компактные и иные (сегодня это называется общественный транспорт). Бакминстер Фуллер заявил новую конструкцию - «Девятое небо» (англ. Cloud nine) — воздушные жилища, он предположил, что эти жилища можноизготавливать в виде гигантских геодезических сфер, и давать им возможность левитировать.

Геодезические сферы (структуры из треугольных компонентов, покрывающих поверхность сферы) становятся более крепкими с увеличением размера, так как они перераспределяют напряжение по всей поверхности. Это теоретически позволяет строить сферы колоссальных размеров. По мере увеличения размера сферы объём заключаемого ею пространства растёт быстрее, чем масса самой структуры (заключающей это пространство). Фуллер определил, что масса геодезической сферы шириной в милю будет ничтожна в сравнении с массой заключённого в ней воздуха. Он предположил, что даже если нагреть воздух внутри такой сферы всего на градус по сравнению с окружающим пространством, эта сфера может летать. Он вычислил, что такой шар мог бы поднять существенную массу, и это позволило бы строить летающие мини-города с населением в несколько тысяч человек. Подобные «девятые небеса» могли бы стоять на привязи, или быть свободно парящими, или мигрировать.

Теория тенсегритных структур
Карл Вольдемарович Иогансон в 1914 году выступил в числе создателей объединения молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок» (латыш. Za;; pu;e). В революционные годы оказался в Москве (возможно, в составе отряда латышских стрелков), занимался в художественной студии при Национальном латышском комиссариате под руководством своего товарища по «Зелёному цветку» Александра Древина. В дальнейшем Иогансон входил в круг русских конструктивистов, начиная с Общества молодых художников (ОБМОХУ). На второй выставке Общества в 1921 году Иогансон выставил «самонапряженные конструкции», которые, по мнению художника Вячеслава Колейчука, полностью реконструировавшего эту выставку в Третьяковской галерее по двум сохранившимся фотографиям, предвосхитили идею tensegrity, разрабатывавшуюся с 1950-х гг. Кеннетом Снельсоном и Р. Бакминстером Фуллером.

В 1923—1926 гг. Иогансон работал организатором производства на заводе «Красный прокатчик». Фуллер начал развивать свое видение в 1920-х годах, когда многие исследовали новые направления в дизайне и архитектуре. Оно основывалось на убеждении, что природа строится с использованием тенсегрити. Человеческий костно- мышечная система является ярким примером тенсегрити в работе. За последние несколько десятилетий ученые показали, что тенсегрити является фундаментальным принципом конструирования природы, действующим на уровне органов, тканей, клеток и даже молекул. Тенсегрити — принцип построения конструкций из стержней и тросов, в которых стержни работают на сжатие, а тросы — на растяжение.

Фуллер написал двадцать восемь книг, выработав такие термины как космический корабль „Земля“», «эфемеризация» и «синергетика». Он также сделал большое число изобретений, в основном в сфере дизайна и архитектуры, наиболее известным из которых является лёгкий и прочный «геодезический купол» — пространственная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней.  Он путешествовал по миру, выступая с лекциями, но подвергался критике и даже просто отвергался как безнадёжный утопист. И до сих пор Ревзин, считающий себя ведущим теоретикам дизайна, позволяет себе с усмешкой отзываться о термине "синергия".
Проведя своё детство на ферме, Фуллер с ранних лет проявил природную склонность к изобретательству. Он часто делал вещи из принесённых из леса материалов. Он экспериментировал с разработкой нового аппарата для движения небольших лодок на мускульной тяге. Он приобрёл привычку быть полностью осведомлённым о материалах, которые потребуются для реализации. Между сессиями в Гарварде Фуллер работал некоторое время механиком на текстильной фабрике. В начале 1920-х он разработал систему по производству легковесных всепогодных и пожароустойчивых домов. Он разработал первое здание, которое могло выдержать свой вес - самонесущую конструкцию. Бакминстер Фуллер подарил миру широкий круг идей, разработок и изобретений, в частности в областях практичного недорогого жилья, которое можно легко перевозить с места на место. В 1933 годун стал автором трёхколёсного средства передвижения аэродинамической формы и с перископом «Димаксион» и жилого модуля «дом Димаксион».  Первый дизайн Димаксиона опирался на зернохранилище. В окончательном варианте дома Димаксион была центральная распорка из нержавеющей стали на единственном основании. Вниз с этой распорки шли «спицы» поддерживающие крышу (конструкция зонта). А «лучи», направленные вовне, опирались на пол (как в юрте). Лопости вентилятора под крышей приводились в в движение конвекционным потоком. Это был  проект автономного жилья в XX веке.

Первой системой с описанным Фуллером «эффектом купола» была силосная башня из Сибири. Множество опытов с куполами подтверждали, что такая конструкция «вызывает» местный вертикальный вихревой поток, который тянет свежий воздух внутрь, если верно устроена вентиляция (одна отдушина сверху и несколько боковых). Фуллер включил эту идею в свой пакет.

В 1965 году Фуллер открыл Мировое десятилетие научного дизайна (с 1965 по
1975) на встрече Международного союза архитекторов в Париже. Десятилетие было, по его собственным словам, посвящено применению принципов науки к решению проблем человечества. Открытая в 1985 году новая аллотропная форма углерода была названа в честь Фуллера фуллеренами, а наиболее распространённая молекула С60 — бакминстерфуллерен.

"How Little I Know") (1968);
Утопия или забвение / англ. Utopia Or Oblivion (1969);
Послание Бакминстера Фуллера детям Земли / англ. Buckminster Fuller To Childern


Фрэнк Ллойд Райт — американский архитектор
(англ. Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959)
В 1885 году он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета
Учась в университете, он подрабатывал помощником местного инженера-строителя. Известность Райту принесли «дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках его концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой.
Спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали.

Апофеозом творчества Райта стал музей Гуггенхейма, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). В качестве орнамента забора музея Райт использовал фигуры находящихся в экспозиции картин В. В. Кандинского.
В 1950-е годы Райт перешёл к проектированию зданий в наиболее универсальном, интернациональном стиле.

Зародился интернациональный стил в предреволюционной России - в авангарде авангарда.

Братья Весниных в мировой архитектуре.
Родились братья в Юрьевце, небольшом городке на Волге, где и прошло их
детство. Родители с раннего детства развивали в сыновьях интерес к живописи, архитектуре. Среднее образование все братья получили в Московской практической академии коммерческих наук, закончив который Леонид поступил на архитектурный факультет Петербургской академии художеств, а Александр и Виктор - в Петербургский институт гражданских инженеров.

Ряд предреволюционных работ Весниных имеет черты рациональной архитектуры — новая пространственно-функциональная структура и современные конструкции (каркас, большие остекленные поверхности) явно видна сквозь традиционные формы в проектах и постройках конторских, торговых и промышленных зданий (банк на Кузнецком мосту — 1913 г., универмаг акционерного общества «Динамо» в Москве — 1917 г. и др.).

Александр Веснин был художником и его эксперименты с формой были основой стиля «бригады Весниных». У Виктора Веснина был большой опыт промышленного строительства, и проработка проектов с точки зрения функциональности была его заслугой. Леонид Веснин много проектировал жилые комплексы.
В творчестве братьев произошел переход от неоклассицизма к конструктивизму, практически без промежуточных этапов, и это связано с творческими поисками Александра Веснина, его художественной деятельностью. Конкурсный проект братьев Весниных 1924
года получил первую премию – проект московской конторы акционерного общества «Аркос». Здание из шести этажей расположено на угловом участке, имеет подземный гаража, ресторан с двухэтажной надстройкой на плоской крыше. Композиция строения лаконична, с ярко выраженным железобетонным каркасом и большой площадью остекления. В 1925 году Веснины участвовали в конкурсе на проект здания телеграфа. Четырехэтажное здание с железобетонным каркасом, остеклением, выделяющимся кубом с часами, раскрывающейся установкой для световых сообщений на фасаде и мачтой антенны с проводами. Общий облик зданий, спроектированных братьями в начале 1920-х годов, эволюционировал в сторону использования железобетонной каркасной конструкции, динамичности и согласованности с окружающей городской средой.

Одним из инициаторов интернационального стиля на Западе был Ле Корбюзье. Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм связанных с применением стекла, бетона и стали. Ле Корбюзье изобрел термин "жилая единица, он придумал поместить улицу в многоэтажный дом чтобы освободить пространство под сады  и парки. Увы впоследствии эта идея была утрачена и вместо парков стали разрастаться леса из небоскрёбов. Марсельская жилая единица (фр. Unit; d'Habitation) — семнадцатиэтажный жилой комплекс из 337 квартир 23 типов в Марселе, расположен на бульваре Мишле. Строился с 1945 по 1952 год. Здание
поднято на мощных опорах. Проект стал опытом организации образа жизни средствами архитектуры. Дом этот имеет высоту в 17 этажей и включает в себя 337 квартир-апартаментов, которые поделены на 23 разных типа: есть квартиры для больших семей, есть для маленьких, а есть и вовсе для холостяков. Все квартиры в доме — двухуровневые. Входы в эти квартиры осуществляются из пронизывающих все здание коридоров. Таким образом улица оказалась внутри.
Внутренняя улица — это два этажа, на которых расположены торговые коридоры:
там располагались самые разные магазины, рестораны, парикмахерские, прачечная и даже гостиница с кинотеатром. На 17-ом этаже здания находился детский сад, а уже на крыше располагались различные комнаты отдыха, детские площадки и бассейн. Саму идею двухуровневой квартиры Ле Корбюзье подхватил из домов-коммун — довольно распространенного проекта среди русских конструктивистов.


Матыкина Виктория Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Горьковая Ольга Павловна
Санкт-Петербургский государственный университет
Козловский Николай Викторович
Санкт-Петербургский государственный университет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
"В современном мире экономическое процветание стран зависит от уровня развития человеческого капитала. Знания, умения и навыки людей становятся основной движущей силой эффективного экономического роста."


Рецензии