Ч. 9 аримафейский фейк

Честно говоря, сам не ожидал, что повествование несколько затянется, но дело в том, что пишу в живую, не редактирую написанное. Некоторые новые мысли приходят в голову в процессе изложения давно знакомого материала и порой остается только удивляться, как я раньше не замечал очевидного? Тем не менее, давайте подытожим сказанное. По версии, которую я здесь излагаю, Иисус появился на исторической сцене не внезапно, а в результате ряда предшествующих событий. Итак, согласно близкой мне гипотезе, римские власти имели план посадить на иудейский трон зависимого от них царя. Этот шаг мог решить сразу несколько проблем из которых главная - прекращение мятежей. Если приходит царь, который угоден народу, иудей по рождению, потомок Давида, разве народ не будет в восторге? А нелюбимого иудеями Ирода можно сместить и подчинить Иисусу весь мятежный регион. С одним человеком всегда легче договориться, нежели с Синедрионом. Вполне возможно, что римлян напрягало усиление партии саддукеев, которые богатели на спекуляциях серебром, которое стоило в Иудее в несколько раз меньше, чем в Риме. Иудейский царь смог бы навести порядок и в экономической сфере, контролировать сбор налогов. Одним словом наличие национальной централизованной власти в Иудее была на руку римским оккупантам, вопрос был лишь в кандидатуре, которая всех устроит. Вполне понятно и ожидаемо, что саддукеев никакая кандидатура не устраивала. Им было и так хорошо. Зелоты также не стремились надеть себе на шею ярмо царской власти, как мы помним, впоследствии они убьют Менахема, еще одного сына Иуды Галилеянина, как только он провозгласит себя царем. Тем не менее в окружении Иисуса зелоты присутствовали, как мы видим. Отнесем этот факт к числу загадок, которых в нашей истории предостаточно. Впрочем, не такая уж это и загадка, учитывая эсхатологические настроения в Иудее. Далее мы предполагаем, что фарисеи, выдвинули Иисуса из своей среды задолго до решения римских властей о поддержке его кандидатуры. Едва ли можно себе представить, чтобы Пилат вел переговоры с Цадоком - Иоанном. Давая волю фантазии, я представляю себе ситуацию следующим образом - Цадоку - Иоанну, которого кумранские свитки именуют "Учитель Праведности" пришло откровение от Бога о том, что настало время прихода Мессии, после чего он выходит на Иордан погружать народ в воду. Естественно, что этот старец аскет святой жизни имеет колоссальный авторитет среди иудеев. Фарисеи приводят к нему Иисуса, которого он благословляет, как Мессию. В какой момент в этой истории появляется римский интерес? На этот вопрос я ответить не смогу. Если рассматривать Евангелия, как отчасти достоверные исторические документы, а другого нам ничего не остается, приходится признать, что римляне благосклонно смотрели на эксперимент по воцарению Иисуса с самого начала. Они вообще не вмешивались в происходящее. Как мы уже говорили, Иисус сформировал малый Синедрион - 12 человек, большой Синедрион - 70 человек, рассылал гонцов во все концы страны с вестью о скором прибытии Мессии - традиция объезжать города после коронации присутствовала у иудейских царей, собирал толпы, проповедовал, перемещался по региону. Слава о нем гремела в народе. Совершенно невозможно предположить, что такие беспрецедентные действия могли укрыться от внимания римских оккупационных властей, тем более, что в Евангелии есть рассказ о встрече Иисуса с римским сотником. Стало быть власти явно были в курсе происходящего.
Ряд исследователей, чью точку зрения я разделяю, полагает, что сначала иисус не считал себя Мессией. Чего стоит его фраза - "не успеете обойти городов израилевых, как приидет сын человеческий", но Мессия не пришел в указанный срок, что по-видимому и подтолкнуло Иисуса к мысли о том, что Мессия это он сам.
Из Евангелий мы узнаем, что в дальнейшем Иисус именовал себя Христом, т.е. Мессией, не запрещал так себя называть и другим людям. Наконец он однозначно подтвердил свой титул. приняв царские почести при входе в Иерусалим и на суде Пилата. Но что случилось в промежутке между изгнанием торговцев из храма и ночью в Гефсимании, остается за кадром. Если мотивы первосвященника и саддукеев нам понятны, то совершенно необъяснимо ведут себя зелоты. Почему они не защищают Иисуса от римлян? Почему позволяют спокойно арестовать его. У меня есть только одно разумное объяснение - таково желание самого Иисуса. С ним в тот момент были только 12 апостолов. Он действует по примеру Гедеона, отпустившего свое войско по домам и оставшегося с горсткой бойцов против вражеской армии. Гедеон победил в той битве, почему проиграл Иисус? Много позднее христианская церковь скажет, что таков был план божества, которым являлся Иисус, по спасению рода человеческого. Но если бы так было в действительности, то зачем молиться всю ночь до кровавого пота и кричать потом на кресте "Боже мой, почему ты меня оставил?".Бог не пришел на помощь Иисусу в решающий час, но это отнюдь не умаляет личности Иисуса. То, что произошло в дальнейшем, нам хорошо известно. Если верить евангелистам, финал истории занял считанные часы, но лично мне это не кажется правдоподобным. В предыдущих частях повествования я рассказывал почему. Как бы там ни было, Иисус был распят и погребен во гробе богатого человека, так нам рассказывают евангелисты. История с погребением необходима евангелистам дабы перейти к повествованию о воскресении. Гробница Иисуса оказалась пустой, но сначала надо показать читателю эту гробницу. Ряд исследователей полагает, что тело Иисуса осталось на кресте, что было обычной практикой римлян и составляло часть процедуры казни, т.е. тело висело в назидание зрителям до тех пор пока его не расклевывали птицы. Согласно синоптикам, тело Иисуса снал с креста Иосиф из Аримафеи, член синедриона и положил в собственный гроб. Мотивы его поступка непонятны. Конечно мы можем допустить, что член синедриона был учеником Иисуса, но зачем ему демонстрировать этот факт всенародно, тем более, что ничего изменить уже нельзя? В деяниях апостолов Павел утверждает, что в погребении участвовали едва ли не все члены Синедриона. Павел говорит в синагоге в Антиохии Писидийской, используя эту возможность, чтобы сообщить собравшимся верующим, что еврейские начальники в Иерусалиме совершили тяжкий грех перед Богом, убив Иисуса: «И не найдя никакого основания для смерти, упросили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу» (Деян 13:28–29). Очень странно, правда?Иоанн придает в помощь Иосифу Никодима.
Сделаем небольшое отступление. Описание беседы Иисуса с Никодимом в Евангелии вызывает особый интерес. Если помните, Иисус говорит Никодиму - "должно вам родиться свыше", но Никодим не понимает его и переспрашивает, как можно родиться снова, будучи старым? Здесь игра слов "свыше-снова". Проблема в том, что такая игра слов имеет место только в греческом языке, но возможно ли, чтобы два иудея вели между собой разговор по-гречески? Иными словами такой беседы не могло произойти между ними на их родном арамейском наречии. Читателя в очередной раз водят за нос. Однако продолжим.


Здесь как мне кажется будет уместным процитировать весьма интересное наблюдение Робера Амбелена: "Этот Иосиф Аримафейский волей составителей Евангелий принимает разные облики. Матфей (27:57–61) просто пишет, что могила, в которой тот похоронил Иисуса, была его собственностью. Иоанн (19:38) сообщает, что он был учеником Иисуса, но «тайным». Марк (15:43) делает его «знаменитым членом совета», а Лука (23:50) называет его просто «членом совета» — видимо, синедриона. Что касается его настоящего имени, то есть Иосиф бар-имярек, по еврейскому обычаю, то оно нам неизвестно. Его называют просто Аримафейским. Так вот, в географии Ветхого Завета, в произведениях Иосифа Флавия, равно как и в Талмуде, было бы бесполезно искать географический пункт под названием Аримафея. Поэтому сделаем вывод, что, как и в отношении Назарета, это не случайно и от нас что-то скрывают. Так вот, если мы разобьем это причудливое слово на части, чтобы вернуть (или придать) ему древнееврейский вид, перед нами окажется два основных слога: ar и mat, которые в иврите мы обнаружим в словах, имеющих прямое отношение к смерти и погребениям:
aretz — поле, земля; har — яма, дыра; math — смерть.

Так, библейское слово Hatzarmoth, означающее «двор мертвых» (Быт., 10:26), имеет тех же филологических «сообщников». Итак, совершенно очевидно, что название мнимой деревни Аримафея, не существовавшей во времена Иисуса, представляет собой банальный варваризм на основе древнееврейского har'math, означающего как «кладбище», так и «погребение». Словом, Иосиф Аримафейский — это Иосиф Могильщик, «хранитель кладбища», если Иисус был похоронен в ритуальном некрополе в Гефсиманском саду (к юго-востоку от Иерусалима), либо хранитель «позорной ямы», если тот был похоронен на Голгофе. В любом случае «знаменитый член совета» — на самом деле представитель низкого класса, постоянно нечистый в представлении иудейского Закона, потому что без конца вынужденный иметь дело с трупами. Итак, теперь мы знаем, что Иосиф Аримафейский — это по-древнееврейски Иосиф har-ha-mettim, то есть «Иосиф Ямы Мертвых». Это довольно любопытно указывает на единственную яму для многих мертвых. А последнее очень напоминает ту «позорную яму», куда бросали тела казненных, тем более что, как отмечает Даниэль-Ропс в книге «Иисус в Его время», римляне чаще всего распинали приговоренных рядом с кладбищем. Это позволяет нам заключить, что «fossa infamia» вполне могла находиться в Гефсиманском саду, рядом с ритуальным кладбищем…"
История с воскресением Иисуса даже при наличии Иосифы Аримафейского с его новой гробницей, выглядит более чем странно. Если вы возьмете на себя труд прочитать рассказы о воскресении последовательно во всех четырех Евангелиях, вы увидите насколько они не совпадают. Апологеты христианства обычно в этом месте говорят, ну и хорошо, что не совпадают, значит каждый евангелист запомнил и передал по своему. Но ответ лежит на поверхности - евангелисты не были участниками и тем более очевидцами событий. В любом случае, если евангелисты придумали Иосифа с гробницей, а ведь они придумали его, то и все остальное выдумка по определению от начала и до конца. Существует любопытная версия о том, что у Иисуса был брат близнец - Иуда Фома, которого евангелисты переделали в Фому Дидима, дословно "Близнец - Близнец", дескать этим объясняется необычное поведение воскресшего Иисуса, но я эту версию рассматривать не буду поскольку уж апостол Иаков, брат Иисуса, должен был догадаться. Итак, через какое-то время апостолы получили дар святого духа и сообщили гражданам Иудеи, что их учитель воскрес из мертвых.


Рецензии