Прокофьевы

Прокофьевы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.





Прокофьев Яков Василий

***

25.10.1909
17.04.1942
Prokofjew Jakow
396284

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227




Алина Прокофьева
 
***

Титула «Керэшен чибэре – Кряшенская красавица» в разные годы были удостоены А.Лукина (д.Зюри), С.Максимова (д.Новое Мочалкино), А.Гурьянова (с.Дюсметьево), Д.Мишкина (г.Мамадыш), Р.Павлова (с. Юкачи), А.Прокофьева (р.п. Сарманово).

Республиканский праздник культуры татар-кряшен
«Питрау»  («Петров день»)

 


Каримова (Прокофьева) Алина

***

"Кряшен чибяре" – 2009: Алина Кэримова (Прокофьева)
Туганайлар, 15 июль 2019 - 15:42 
469

Белешмэ: тумышы белэн Тюбэн Кама шэhэреннэн. Хэзерге вакытта Казанда яши
Мин ул вакытта мэктэптэ укый идем. Конкурска Сарман сэнгать мэктэбэндэ вокал дэресен алып баручы Расиха апа Хэмидуллина эзерлэде. Юземне “Кряшен чибяре” титулына лаек булырмын, дип уйламаган да идем. Катнашучылар барысы да конкурска яхшы эзерлэнгэн, матур, чая кызлар. Беренче тапкыр гына баруым булса да, мина Питрау бэйрэме бик ошады. Тырлау аланында юземне экият дёньясына килеп элэккэн кыз итеп хис иттем. Элбэттэ, мин ин бэхетле кеше идем! Аллага шёкер, хэзергэ кадэр чакырып торалар. Бик зур рэхмэт оештыручыларга. Мондый кюркэм бэйрэмне эзерлэю бик кюп кёч, сабырлык сорый.
Беренче урынга биргэн акчага ике жыр яздырдым. Калганын эниемэ бирдем. Хэзерге вакытта мин Казанда яшим. ТНВ каналында ирем Азат Кэримов белэн “Жырлыйк эле” тапшыруын алып барабыз. Ике кыз юстерэбез.





Прокофьев Николай Прокофьевич

***

Однопрестольный деревянный храм построен в 1893-1896 гг. (приход открыт в 1889 г.). Сохранился в сильно измененном и полуразрушенном виде.

Казанская епархия пошла на создание сравнительно небольшого прихода потому, что в Ныртах появились молокане и их собрания стали пользоваться популярностью.

Сбор средств на строительство храма начался в 1889 г., большая заслуга в поиске благотворителей принадлежала протоиерею Мамадышского собора Евгению Александровичу Антенорову и местному священнику Н.П. Прокофьеву.

Пожертвования делали елабужские купцы Стахеевы, мамадышский купец Землянов и др. Строил храм подрядчик Яков Иванович Полушин.

Важную роль в строительстве сыграл староста церкви, мещанин г. Елабуги Михаил Моисеевич Макаров, проживавший в Ныртах.

Со времени основания прихода и до 1918 г. здесь служил священник Николай Прокофьевич Прокофьев (1857-?), татарин-кряшен, выпускник Казанской учительской семинарии, основатель многолюдной учительской династии.

https://ru-woodarch.livejournal.com/534717.html





Прокофьев Василий Дмитриевич

***

Родился в 1876 г., Муслюмовский р-н, с.Новые Усы; кряшен; середняк.. Проживал: Муслюмовский р-н, с.Новые Усы.
Арестован 31 октября 1929 г.
Приговорен: Особым совещанием коллегии ОГПУ 23 декабря 1929 г., обв.: 58-10 ч.1. ("антиколхозная агитация, срыв мероприятий Сов.вл.").
Приговор: 3 года концлагерей условно. Реабилитирован 25 апреля 1997 г.

Источник: Книга памяти Республики Татарстан

http://lists.memo.ru/d27/f263.htm




Прокофьев Игнатий Прокофьевич

***

Родился в 1885 г., Мамадышский р-н, д.Никифорово; кряшен; середняк, учитель, псаломщик.. Проживал: Лениногорский р-н, с.Федотовка..
Арестован 16 июля 1929 г.
Приговорен: Особым совещанием коллегии ОГПУ 20 ноября 1929 г., обв.: 58-10. ("агитация против организации машинного товарищества - срыв проведения коллективизации").
Приговор: 3 года концлагерей (п.Усть-Сысольск). Реабилитирован 4 августа 1999 г.

Источник: Книга памяти Республики Татарстан

http://lists.memo.ru/d27/f264.htm




Прокофьев Сергей Сергеевич

***

Русский, советский или российский композитор
По сложившейся традиции отечественные музыковеды и музыкальные писатели определяли С. С. Прокофьева либо как «русского композитора», либо как «советского композитора». В справочной литературе СССР, например, во 2-м издании БСЭ (1955)[1], в 3-м издании БСЭ (1975) и других Прокофьев определялся как «советский композитор», в «Музыкальной энциклопедии» (1978) — как ведущий деятель советской культуры[2]. В постсоветской биографии Прокофьева литератора И. Г. Вишневецкого (2009) герой книги определён как «русский композитор»[3][4]. В БРЭ для деятелей культуры, имевших гражданство Российской империи или СССР, имевших или имеющих российское гражданство, используется единый атрибут — «российский»[5].

В статье музыковеда С. А. Петуховой[6] в отношении Прокофева используется определение «русский композитор»[7], в то время как прилагательное «российский» обозначает гражданство или территориальную принадлежность: «российскими виолончелистами» обозначены виолончелисты из России[8]. В статье Ю. Н. Холопова[уточнить] на сайте Санкт-Петербургской филармонии С. С. Прокофьев значится как «великий русский композитор»[9], в статье «Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании» (1972) как «советский композитор»[10] и как «великий русский музыкант»[11]. В монографии «Современные черты гармонии Прокофьева» (1967) тот же автор характеризовал творчество Прокофьева как «гордость советской музыки»[12], хотя при этом объективно описывал новаторскую гармонию Прокофьева во всём объёме его сочинений (в том числе, и за пределами «советского» периода творчества).

Ректор Московской консерватории А. С. Соколов в приветствии участникам Международной научной конференции и музыкального фестиваля, посвящённых 120-летию со дня рождения С. С. Прокофьева, произнёс: «Имя великого русского композитора известно всему миру. Деятельность Прокофьева проходила в России, Европе и Америке»[13].

В сборнике статей «Прокофьевские чтения» (2016) относительно Прокофьева и других отечественных композиторов сочетания «русский композитор» и «русские композиторы» использованы 10 раз[14], а «российские композиторы» — только 1 раз[15]. В последние годы устойчивое сочетание «русский композитор» по отношению к С. С. Прокофьеву приведено в статье О. Л. Девятовой «Сергей Прокофьев в Советской России: конформист или свободный художник?» (2013)[16], в «Литературной газете» (2016)[17] и в Положении об Открытом конкурсе композиторов «Время Прокофьевых» (2017)[18]. О. Л. Девятова цитировала слова С. М. Слонимского о продолжении С. С. Прокофьевым «творческой линии русских классиков XIX века»[19] и писала, что композитор ощущал себя «истинно русским человеком и музыкантом, воспитанным русской культурой, её национальными традициями»[20]. Таким образом, Прокофьев выступает как носитель и новатор русской национальной традиции в мировой классической музыке.

О Прокофьеве как о русском композиторе отзывались современники, что следует из записи в «Дневнике» отзыва Стравинского, высказанного в Италии в 1915 году: «Услышав мой 2-й Концерт, „Токкату“ и 2-ю Сонату, Стравинский стал чрезвычайно восхищаться, заявляя, что я настоящий русский композитор и что кроме меня русских композиторов в России нет»[21]. Сам Прокофьев называл себя «русским композитором», что подтверждается его самоидентификацией в дневниковой записи 1915 года о создании балета «Шут»: «Национальный оттенок довольно ярко сказывался в них. Я всегда теперь думал, когда сочинял, что я русский композитор и шуты мои русские, и это мне открывало совсем новую, непочатую область для сочинения»[22].

Биография
Детство

Сергей Прокофьев родился в Сонцовке Екатеринославской губернии[23][2]. Вопреки указываемой многими источниками дате рождения 11 апреля, в копии метрического свидетельства записано 15 [27] апреля 1891 года[24][25]. Сергей Святославович Прокофьев, внук композитора, ставящий под своими публикациями имя Сергей Прокофьев младший, настаивал на том, что «Прокофьев родился не 27 апреля»[26]. Композитор неоднократно указывал в «Дневнике», что родился 23 апреля: «Вчера [23 апреля] был день моего рождения (27 лет)»[27]. «<…> вчера [23 апреля] мне минуло двадцать девять лет <…>»[28]. «Я вспомнил, что сегодня [23 апреля] мне стукнуло тридцать три года („Что это за шум раздался в соседней комнате? Это мне стукнуло тридцать три года“)»[29]. Несмотря на то, что сам Прокофьев называл место своего рождения на малороссийский манер — «Сонцевка», биограф композитора И. Г. Вишневецкий цитировал документы начала 1900-х годов с использованием названия деревни «Солнцевка»[30].

Отец, Сергей Алексеевич Прокофьев (1846—1910), происходил из купеческой семьи, учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии (1867—1871)[31]. Мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова, 1855—1924), родилась в Санкт-Петербурге и окончила гимназию с золотой медалью. Её отец был крепостным Шереметевых, в середине XIX века переехал в Петербург, женился на горожанке шведского происхождения[32]. Отец управлял имением своего бывшего однокурсника по академии Д. Д. Сонцова[30].

Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Сергей сначала слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент и стучал по клавишам. Мария Григорьевна была хорошей пианисткой и стала первой музыкальной наставницей будущего композитора[2]. Музыкальные способности Сергея проявились в раннем детстве, когда он в пять с половиной лет сочинил первую крохотную пьесу для фортепиано «Индийский галоп». Это сочинение было нотировано Марией Григорьевной, последующие пьесы (рондо, вальсы, и так называемые вундеркиндом «песенки») Серёжа научился записывать самостоятельно[33]. Позже отец начал давать сыну уроки математики, а мать обучала его французскому и немецкому языкам.

В январе 1900 года в Москве Сергей Прокофьев впервые слушал оперы «Фауст» и «Князь Игорь» и был на балете «Спящая красавица», под впечатлением от которых задумал собственное подобное произведение. В июне 1900 года была сочинена опера «Великан»[34]. 1901 год ушёл на сочинение второй оперы «На пустынных островах», но был завершён только первый акт[35]. Возможности Марии Григорьевны по дальнейшему музыкальному воспитанию сына исчерпались.

В январе 1902 года в Москве Сергей Прокофьев был представлен С. И. Танееву, которому играл отрывки из оперы «Великан» и увертюру к «Пустынным берегам»[35]. Композитор был впечатлён способностями юного музыканта и просил Р. М. Глиэра заниматься с ним теорией композиции[2]. Летом 1902 и 1903 годов Глиэр приезжал в Сонцевку давать уроки Прокофьеву.

Свои детские годы до поступления в консерваторию композитор подробно описал в «Автобиографии» в первой части «Детство»[36].

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Савинъ Прокофьевъ сынъ Скобеевъ

***

Атемарская десятня ( 1669 – 1670 гг.), в сокращенном варианте.
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

« Десятня 178 году Атемарцамъ дворянамъ и детямъ боярскимъ и новокрещенамъ и мурзам и Татарамъ и иноземцамъ и рейтарамъ и драгунамъ и солдатамъ съ поместными и денежными окладами, и кому за какия службы, въ которомъ году, къ прежнимъ ихъ окладамъ, великаго государя жалованье придано, и кто Атемарцев дворянъ и детей боярскихъ и новокрещеновъ и мурзъ и Татаръ и иноземцевъ и рейтаръ и драгунъ и солдатъ на лицо, и которые в прошлыхъ годахъ, со 160 году, померли и великаго государя на службахъ побиты, и по инымъ городамъ служить переписались, и то писано въ сей книге имянной выборъ.

Выборъ.

71.Фадей Феоктистовъ сынъ Воронинъ, верстался по Атемару во 150 году... .
72.Абакумъ Семеновъ сынъ Сатушевъ,(пропалъ), верстался по Атемару во 173 году... .
73.Андрей Андреевъ сынъ Смолковъ, переписался по Атемару во 150 году... .
74.Китай Третьяковъ сынъ Аристовъ,(умеръ дома), верстался по Атемару во 150 году... .
75.Аникий Ивановъ сынъ Смолковъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .

1.Мокий Степановъ сынъ Соболевской,(умеръ), верстался по Атемару во 150 году... .
2.Гаврило Антоновъ сынъ Телешевъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .
3.Иванъ Афанасьевъ сынъ Нездинъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .
4.Федоръ Семеновъ сынъ Григоровъ,(по Синбирску), верстался по Атемару во 150 году... .
5.Савинъ Прокофьевъ сынъ Скобеевъ,(умеръ), верстался по Атемару во 150 году... .
6.Борисъ Федоровъ сынъ Пироговъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .
7.Иванъ Акиндиновъ сынъ Метлинъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .
8.Лаврентий Ивановъ сынъ Ерофеевъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .
9.Артемий Ивановъ сынъ Дворяниновъ,(убитъ), верстался по Атемару во 150 году... .
10.Авдей Ивановъ сынъ Земнинской,(не служилъ, безъ ума), верстался по Атемару во 150 году... .




Семенъ Прокофьевъ сынъ Ермоловъ

***

Атемарцы дворяне, дети боярские, которые въ прошлыхъ годехъ, со 160 году, померли и великаго государя на службе побиты и по инымъ городамъ служить переписались:
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

Выборъ.

71.Любимъ Тимофеевъ сынъ Тархановъ. Слепъ, не служилъ.
72.Иванъ Тимофеевъ сынъ Тархановъ. Убитъ въ Башкирскомъ походе.
73.Федосей Алексеевъ сынъ Зубаревъ. Убитъ въ Литовскомъ походе.
74.Жаденъ Семеновъ сынъ Воронинъ. Умеръ дома.
75.Семенъ Прокофьевъ сынъ Ермоловъ. Умеръ на службе, въ Литовскомъ походе.
76.Никита Афанасьевъ сынъ Лопатинъ. Переписался по Астрахани.
77.Афанасий Улановъ сынъ Нечаевъ. Умеръ дома.
78.Иванъ Андреевъ сынъ Зимнинской. Взятъ въ полонъ. Въ Крымъ.
79.Петръ Назарьевъ сынъ Игумновъ. Умеръ дома.
80.Иванъ Максимовъ сынъ Адучеевъ. Умеръ дома.


Рецензии