Великий обман ч. 4 учение о мытарствах

Основа поведения любого человека - его мировоззрение, важно не то, что человек делает, говорит, даже не совсем важно. что он при этом думает, самое главное это внутренние установки, врожденные или приобретенные. Важно то. как человек видит мир, несмотря ни на что. Что заставляет православных людей считать православное духовенство преемниками апостолов? Разумеется страх отпасть от церкви и утерять спасение. Потому что православный верующий четко знает - вне церкви спасения нет. Сегодня мы поговорим об одном интересном церковном учении, "подтверждающем" это знание. Сразу оговорюсь, что официально, догматически, церковь это учение своим адептам как бы не навязывает...

Наверное нет такого человека в русской православной церкви, который не слышал бы о демонских мытарствах после смерти. Идея проста - бессмертная душа, разлучаясь с телом, попадает в лапы к злобным демонам, которые определяют ее посмертную участь, исходя из количества и тяжести содеянных, но не исповеданных священнику человеком при жизни грехов, однако при этом они проявляют чудеса объективности, если добродетели и дела милосердия умершего превышают тяжесть его нехороших деяний (четких критериев такого определения учение о мытарствах не предлагает), то, скрежеща зубами, демоны признают, что подследственная душа им не принадлежит и пропускают ее в рай.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что мытари специализируются по видам грехов и демоны воровства, например, не занимаются рассмотрением греха чревоугодия, как и наоборот.
Это жутковатое учение выдается его апологетами за истину, содержимую православной церковью от начала, самым же известным основополагающим его текстом является описание мытарств блж.Феодоры из "Жития Василия Нового", созданное в X веке от Р.Х. Кроме того, учение о мытарствах освящено громадным авторитетом православного святителя 19 века епископа св.Игнатия (Брянчанинова), который в своем труде "Слово о смерти" приводит подробное описание мытарств, а также подтверждающие изречения святых отцов по данному предмету, ссылок на первоисточники выбранных им цитат св. отцов еп.Игнатий по каким-то причинам не дает, его собственные переводы высказываний, которые удается найти, мягко скажем не совсем корректны. Не менее эпохальным событием для апологетов учения о мытарствах стала, вышедшая в конце XX столетия, книга иеромонаха РПЦЗ о.Серафима Роуза "Душа после смерти"(много вы знаете трудов простого духовенства РПЦЗ, переведенных и изданных церковными издательствами московской патриархии большими тиражами до объединения церквей?), в которой о.Серафим развивает взгляды св.Игнатия на мытарства, также привлекая свидетельства святых отцов (без указания первоисточников) и различных, в том числе не христианских, авторов. Основная мысль его труда такова - учение о мытарствах есть апостольское и древнейшее. Книга отца Серафима получила широкое распространение среди прихожан РПЦ МП. Вместе с "Житием Василия Нового" и "Словом о смерти" св. Игнатия, ее можно встретить в церковной лавке множества приходов РПЦ МП в России.
Интересный факт - канонизация св. Игнатия (Брянчанинова) пришлась примерно на это же время. Из современных церковных публицистов, популяризующих учение о мытарствах в РПЦ МП, следует особо отметить убиенного о. Даниила Сысоева и о.Олега Стеняева. Время от времени, некоторые церковные миссионеры и публицисты, видимо испытывая диссонанс между евангелием (радостная весть) христианства и фатализмом учения о мытарствах, робко замечают, что учение о мытарствах нельзя понимать буквально, но, скорее как метафору, однако совершенно не как метафору понимали его св.Игнатий (Брянчанинов) и отец Серафим Роуз и для абсолютного большинства членов РПЦ МП, включая духовенство, миссионеров - мирян, катехизаторов, церковных публицистов, их мнение является истиной в последней инстанции.
Не так давно с критикой учения о мытарствах выступал известный миссионер РПЦ МП профессор богословия, протодиакон Андрей Кураев и практически незамедлительно редактор портала Православие.ру выложил большую статью с опровержением взглядов Кураева, снабженную обильным цитированием святых отцов, как обычно без указания источников и авторства переводов. Зато каждая цитата св.отца, подтверждающая учение о мытарствах, увенчана изображением его иконы, вероятно для того, чтобы у читателя не возникло сомнений в том, что святой отец действительно высказывался подобным образом. Возникает странное ощущение, что некая группа лиц в РПЦ МП весьма заинтересована в пропаганде этого сомнительного учения. Разумеется, всегда можно сказать, ну что за пустяки? К чему эта конспирология? Есть такое учение или нет его, никому же от этого не холодно и не жарко, оно ни на что не влияет. А вот это как посмотреть. Мы ясно видим, как религиозное учение определяет духовную и повседневную жизнь адептов начиная уже с дописьменной мегалитической культуры. Кому бы пришло в голову вручную возводить Стоунхенджа не имея религиозных обоснований? А вавилонские зиккураты? А египетские пирамиды?
За всеми этими гигантскими постройками стоят религиозные мифы. Мистерии древних греков четко воспроизводят соответствующие мифы. Исламский фанатик убивает толпу гяуров в рамках коранических посулов немедленного попадания в рай, а христианское учение приводит мучеников к добровольной и радостной смерти за Христа. И неужели кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти станет утверждать, что такое серьезное учение, как о мытарствах, касающееся посмертной участи души, исходящее, по утверждению св. Игнатия, от апостолов и подтвержденное, по его же словам, сонмом православных святых не будет иметь никакого влияния на духовную практику и не будет каким-то образом воспроизводиться верующими? Такое утверждение прозвучит весьма легкомысленно.

Давайте зададим себе простой вопрос. Почему в РПЦ МП основное внимание верующих направлено не на Таинство Евхаристии, что было бы естественно для христиан, а на Таинство Покаяния, т.е. исповеди?

Из истории Церкви мы знаем, что Покаяние установлено для воссоединения человека с Церковью после его отпадения через поступки, несовместимые с именем христианина. Член церкви, не совершающий смертных грехов, постоянно участвующий в Евхаристии не имеет нужды воссоединяться с Церковью через покаяние за каждой Литургией. Значит дело не в отпадении от Церкви, а в реализации религиозного мифа и этот миф о мытарствах. Разумеется, допуск к основному для христианина Таинству св.Причащения в РПЦ МП затруднен различными пищевыми ограничениями и канонами, требует специальной подготовки, но разве дело только в этом? Если бы для православного Причастие составляло высшую ценность, разве не нашел бы он возможность быть у Чаши хотя бы каждое воскресенье?

А может быть так происходит потому, что учение о мытарствах не выделяет особой роли Евхаристии в деле их прохождения?
Как собственно и вера во Христа Спасителя не является, вопреки ожиданиям, сколь-нибудь полезной на мытарствах, да и его прямое вмешательство в процесс бесовского суда как-то не предполагается....

Зато мы видим исключительную важность исповеди, как средства "изглаживания грехов" из бесовской грамоты (хартии). Основа мифа такова - при совершении человеком некоего греха, специально приставленный к нему бес, отвечающий за этот конкретный вид греха, заносит его в свою хартию, которую и предъявляет против подследственной души на мытарствах. Самый простой и действенный способ удалить данную запись о грехе - исповедать грех православному священнику, при этом важно, чтобы он был канонически правильно рукоположен не менее канонически правильным епископом.
Вполне естественно, что при практическом воспроизведении данного религиозного мифа мы видим и огромные очереди на исповедь каждую неделю, причем человек не обязательно идет после нее к Чаше, и слепое послушание "батюшке", доходящее до абсурда, и младостарчество.
А чему удивляться если в рамках учения о мытарствах от священника буквальным образом зависит твоя посмертная участь?
Рискну предположить, что современное представление и практика покаяния в РПЦ МП испытали сильнейшее влияние учения о мытарствах. Искажен вектор духовной жизни, а это очень серьезно. Как можно, например, в рамках теории мытарств «постоянно радоваться», следуя призыву апостола Павла? Хороша радость перед бесовскими таможнями. Таким образом, мы видим, что воспроизведение данного религиозного мифа вызывает у верующего чувства страха, беспокойства, недоверия к Иисусу Христу, да и можно ли серьезно говорить о любви и доверии к тому, кто допускает функционирование бесовских судебных органов, молча соглашаясь с их вердиктами? При накоплении внушительного "отрицательного баланса" прегрешений ( а критерий у каждого свой) у верующего может возникать, да и возникает уныние, депрессивное состояние, отчаяние, часто сопровождаемые алкоголизмом. Нередко человек просто уходит из церкви, не выдержав напряженной борьбы с записями в бесовской хартии, а бывает так, что познакомившись с учением о мытарствах, решает не идти в церковь совсем. Последнее, впрочем, в рамках наших бесед, скорее плюс, чем минус.

На этом простом примере мы видим насколько велика роль священника в православии, это буквальным образом существо не от мира сего, существо сакральное, могущее влиять на посмертную участь человеческой души!

Насколько эти претензии обоснованы мы поговорим далее.


Рецензии