Великий обман ч. 4 учение о мытарствах
Наверное нет такого человека в русской православной церкви, который не слышал бы о демонских мытарствах после смерти. Идея проста - бессмертная душа, разлучаясь с телом, попадает в лапы к злобным демонам, которые определяют ее посмертную участь, исходя из количества и тяжести содеянных, но не исповеданных священнику человеком при жизни грехов, однако при этом они проявляют чудеса объективности, если добродетели и дела милосердия умершего превышают тяжесть его нехороших деяний (четких критериев такого определения учение о мытарствах не предлагает), то, скрежеща зубами, демоны признают, что подследственная душа им не принадлежит и пропускают ее в рай.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что мытари специализируются по видам грехов и демоны воровства, например, не занимаются рассмотрением греха чревоугодия, как и наоборот.
Это жутковатое учение выдается его апологетами за истину, содержимую православной церковью от начала, самым же известным основополагающим его текстом является описание мытарств блж.Феодоры из "Жития Василия Нового", созданное в X веке от Р.Х. Кроме того, учение о мытарствах освящено громадным авторитетом православного святителя 19 века епископа св.Игнатия (Брянчанинова), который в своем труде "Слово о смерти" приводит подробное описание мытарств, а также подтверждающие изречения святых отцов по данному предмету, ссылок на первоисточники выбранных им цитат св. отцов еп.Игнатий по каким-то причинам не дает, его собственные переводы высказываний, которые удается найти, мягко скажем не совсем корректны. Не менее эпохальным событием для апологетов учения о мытарствах стала, вышедшая в конце XX столетия, книга иеромонаха РПЦЗ о.Серафима Роуза "Душа после смерти"(много вы знаете трудов простого духовенства РПЦЗ, переведенных и изданных церковными издательствами московской патриархии большими тиражами до объединения церквей?), в которой о.Серафим развивает взгляды св.Игнатия на мытарства, также привлекая свидетельства святых отцов (без указания первоисточников) и различных, в том числе не христианских, авторов. Основная мысль его труда такова - учение о мытарствах есть апостольское и древнейшее. Книга отца Серафима получила широкое распространение среди прихожан РПЦ МП. Вместе с "Житием Василия Нового" и "Словом о смерти" св. Игнатия, ее можно встретить в церковной лавке множества приходов РПЦ МП в России.
Интересный факт - канонизация св. Игнатия (Брянчанинова) пришлась примерно на это же время. Из современных церковных публицистов, популяризующих учение о мытарствах в РПЦ МП, следует особо отметить убиенного о. Даниила Сысоева и о.Олега Стеняева. Время от времени, некоторые церковные миссионеры и публицисты, видимо испытывая диссонанс между евангелием (радостная весть) христианства и фатализмом учения о мытарствах, робко замечают, что учение о мытарствах нельзя понимать буквально, но, скорее как метафору, однако совершенно не как метафору понимали его св.Игнатий (Брянчанинов) и отец Серафим Роуз и для абсолютного большинства членов РПЦ МП, включая духовенство, миссионеров - мирян, катехизаторов, церковных публицистов, их мнение является истиной в последней инстанции.
Не так давно с критикой учения о мытарствах выступал известный миссионер РПЦ МП профессор богословия, протодиакон Андрей Кураев и практически незамедлительно редактор портала Православие.ру выложил большую статью с опровержением взглядов Кураева, снабженную обильным цитированием святых отцов, как обычно без указания источников и авторства переводов. Зато каждая цитата св.отца, подтверждающая учение о мытарствах, увенчана изображением его иконы, вероятно для того, чтобы у читателя не возникло сомнений в том, что святой отец действительно высказывался подобным образом. Возникает странное ощущение, что некая группа лиц в РПЦ МП весьма заинтересована в пропаганде этого сомнительного учения. Разумеется, всегда можно сказать, ну что за пустяки? К чему эта конспирология? Есть такое учение или нет его, никому же от этого не холодно и не жарко, оно ни на что не влияет. А вот это как посмотреть. Мы ясно видим, как религиозное учение определяет духовную и повседневную жизнь адептов начиная уже с дописьменной мегалитической культуры. Кому бы пришло в голову вручную возводить Стоунхенджа не имея религиозных обоснований? А вавилонские зиккураты? А египетские пирамиды?
За всеми этими гигантскими постройками стоят религиозные мифы. Мистерии древних греков четко воспроизводят соответствующие мифы. Исламский фанатик убивает толпу гяуров в рамках коранических посулов немедленного попадания в рай, а христианское учение приводит мучеников к добровольной и радостной смерти за Христа. И неужели кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти станет утверждать, что такое серьезное учение, как о мытарствах, касающееся посмертной участи души, исходящее, по утверждению св. Игнатия, от апостолов и подтвержденное, по его же словам, сонмом православных святых не будет иметь никакого влияния на духовную практику и не будет каким-то образом воспроизводиться верующими? Такое утверждение прозвучит весьма легкомысленно.
Давайте зададим себе простой вопрос. Почему в РПЦ МП основное внимание верующих направлено не на Таинство Евхаристии, что было бы естественно для христиан, а на Таинство Покаяния, т.е. исповеди?
Из истории Церкви мы знаем, что Покаяние установлено для воссоединения человека с Церковью после его отпадения через поступки, несовместимые с именем христианина. Член церкви, не совершающий смертных грехов, постоянно участвующий в Евхаристии не имеет нужды воссоединяться с Церковью через покаяние за каждой Литургией. Значит дело не в отпадении от Церкви, а в реализации религиозного мифа и этот миф о мытарствах. Разумеется, допуск к основному для христианина Таинству св.Причащения в РПЦ МП затруднен различными пищевыми ограничениями и канонами, требует специальной подготовки, но разве дело только в этом? Если бы для православного Причастие составляло высшую ценность, разве не нашел бы он возможность быть у Чаши хотя бы каждое воскресенье?
А может быть так происходит потому, что учение о мытарствах не выделяет особой роли Евхаристии в деле их прохождения?
Как собственно и вера во Христа Спасителя не является, вопреки ожиданиям, сколь-нибудь полезной на мытарствах, да и его прямое вмешательство в процесс бесовского суда как-то не предполагается....
Зато мы видим исключительную важность исповеди, как средства "изглаживания грехов" из бесовской грамоты (хартии). Основа мифа такова - при совершении человеком некоего греха, специально приставленный к нему бес, отвечающий за этот конкретный вид греха, заносит его в свою хартию, которую и предъявляет против подследственной души на мытарствах. Самый простой и действенный способ удалить данную запись о грехе - исповедать грех православному священнику, при этом важно, чтобы он был канонически правильно рукоположен не менее канонически правильным епископом.
Вполне естественно, что при практическом воспроизведении данного религиозного мифа мы видим и огромные очереди на исповедь каждую неделю, причем человек не обязательно идет после нее к Чаше, и слепое послушание "батюшке", доходящее до абсурда, и младостарчество.
А чему удивляться если в рамках учения о мытарствах от священника буквальным образом зависит твоя посмертная участь?
Рискну предположить, что современное представление и практика покаяния в РПЦ МП испытали сильнейшее влияние учения о мытарствах. Искажен вектор духовной жизни, а это очень серьезно. Как можно, например, в рамках теории мытарств «постоянно радоваться», следуя призыву апостола Павла? Хороша радость перед бесовскими таможнями. Таким образом, мы видим, что воспроизведение данного религиозного мифа вызывает у верующего чувства страха, беспокойства, недоверия к Иисусу Христу, да и можно ли серьезно говорить о любви и доверии к тому, кто допускает функционирование бесовских судебных органов, молча соглашаясь с их вердиктами? При накоплении внушительного "отрицательного баланса" прегрешений ( а критерий у каждого свой) у верующего может возникать, да и возникает уныние, депрессивное состояние, отчаяние, часто сопровождаемые алкоголизмом. Нередко человек просто уходит из церкви, не выдержав напряженной борьбы с записями в бесовской хартии, а бывает так, что познакомившись с учением о мытарствах, решает не идти в церковь совсем. Последнее, впрочем, в рамках наших бесед, скорее плюс, чем минус.
На этом простом примере мы видим насколько велика роль священника в православии, это буквальным образом существо не от мира сего, существо сакральное, могущее влиять на посмертную участь человеческой души!
Насколько эти претензии обоснованы мы поговорим далее.
Свидетельство о публикации №220051400004