Был ли подвиг летчика Гастелло?

Когда я был пионером,  в Херпучинской средней школе пионерская организация носила звание «имени Гастелло». Много лет я был уверен, что подвиг этого летчика имел место, этот «огненный таран», уничтоживший эшелоны с военной техникой  немцев был широко известен в нашей стране.  Так что же было, что мне удалось узнать об этом летчике, совершивший свой подвиг?

Первые дни Великой отечественной войны стали крайне тяжелым испытанием для Красной армии и всего советского народа. Но, несмотря на всю неразбериху и хаос отдельные части и соединения оказывали достойное сопротивление фашистским захватчикам. Не были исключением и Военно-воздушные силы. С первых же дней войны военные летчики вели неравные бои с врагом. Их отвага, а зачастую и самопожертвование сыграли ключевую роль в достижении поставленных командованием целей. Каждый подвиг имеет цену. И зачастую она непомерно высока. Сегодня будет рассказ о военном летчике, чье имя навечно было вписано в нашу историю. Это Николай Францевич Гастелло. Герой Советского Союза. Посмертно.

Родился Николай Францевич в Москве 23 апреля 1907 года. По национальности отец был белорусом и трудился простым рабочим в литейных мастерских. Мать русская. Известно, что его настоящая фамилия была Гастылло. После переезда в Москву ее стали произносить на московский манер - Гастелло. С 1914 по 1921 годы (с небольшим перерывом) юный Николай учился в третьем Сокольническом городском мужском училище имени Пушкина. В семье был младший брат Виктор, который родился в 1913 году. Работать Николай начал рано. В 1923 году он становиться учеником слесаря.

С 1924 года его семья переезжает жить в город Муром, где он с отцом устраивается работать на паровозостроительный завод, а также параллельно оканчивает школу. В 1930 возвращается в Москву, где работает на механическом заводе до призыва в армию в 1932 году.

На службу Николай поступает в мае 1932 года. Был отправлен в Луганск для прохождения обучения в летной школе. Обучался в ней до декабря 1933 года. После чего начинается служба в различных частях и соединениях. Изначально он был вторым пилотом в составе экипажа тяжелых бомбардировщиков ТБ-3.

По ходу продвижения по службе становиться старшим летчиком и командиром воздушного судна. К маю 1939 года он дослужился до командира звена. Тогда же начинается и его участие в реальных боевых действиях. Сначала во время локального конфликта на реке Халкин Гол в Монголии, в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. После этого его отправляют на запад для участия в зимней Советско-финской войне, а также во время конфликта с Румынией в Бессарабии летом 1940-ого. Осенью его часть была перебазирована под Смоленск в городок Боровское. Тогда же ему присвоили звание капитана. Весной сорок первого года Гастелло проходит переподготовку на новый тип дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф. В мае его назначают командиром 4-ой эскадрильи 207-ого полка 42-ой дивизии.

С самого начала Великой отечественной принимает участие в боевых действиях. Свой первый вылет совершил 22 июня в 5.00. Боевые потери, которые понес полк, в котором служил капитан Гастелло, были огромными. Оставшиеся самолеты оказались сведены всего в две эскадрильи. Командиром одной из них был назначен Гастелло. До двадцать шестого июня совершил три боевых вылета. 24-ого июня во время бомбежки аэродрома экипаж самолета Гастелло сбил один из немецких пикировщиков Ju.88. Огонь велся прямо с земли из пулеметной установки.

Погиб Николай Францевич через два дня 26-ого июня. В тот день он в составе звена из двух ДБ-3Ф был отправлен на боевой вылет в район дороги Радошковичи — Молодечно. Экипаж ведомого возглавлял старший лейтенант Ф. Воробьев. Самолет Гастелло был подбит огнем немецкой зенитной артиллерии. Попадание снаряда в топливный бак вызвало пожар на борту. Понимая, что обречен, пилот направил горящую машину в скопление бронетехники. Вместе с командиром корабля Н.Ф.Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А.А.Бурденюк, лейтенант Г.Н.Скоробогатый, старший сержант А.А.Калинин.

За свой подвиг капитан Гастелло был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Члены экипажа Гастелло долгое время оставались в тени подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны 1-оый степени посмертно.

Не менее трагичная была и судьба младшего брата Виктора Гастелло. С середины осени он воевал на Калининском фронте. Был командиром стрелкового взвода. После ранения ему присваивают звание младшего лейтенанта. Летом 1942 года В. Ф. Гастелло окончил в Калинине краткосрочные курсы командиров батальонов и после этого вернулся в свою часть комбатом одного из батальонов 220-й стрелковой дивизии. Погиб в конце сентября 1942 года на подступах к Ржеву в боях за деревню Дыбалово.

Подвиг Гастелло получил широкую огласку в советских средствах массовой информации. Он стал примером для подражания советским людям, как во время войны, так и после нее. Именем Гастелло называли улицы, парки, скверы. В разных городах ему ставили памятники.

В 90-е годы, уже после развала страны, следуя либеральному курсу на очернение памяти ветеранов и всего советского, подвиг Гастелло был поставлен под сомнение. Было высказано предположение, что таран совершил другой экипаж, под командованием летчика Маслова. И что Гастелло был выбран лишь в качестве инструмента советской пропаганды.

Чем меньше остается в живых свидетелей и участников Великой Отечественной войны, тем больше возникает тёмных пятен и домыслов о войне. Периодически появляются псевдо - историки со своими альтернативными точками зрения на различные события, которые не выдерживают никакой критики. Многие события той войны сознательно искажаются. Справедливости ради отмечу, что над каким-то фактами, наоборот,  приоткрывается завеса тайны и нам открываются интересные и удивительные вещи.

Про подвиг Николая Гастелло знал каждый советский школьник. Лётчик был героем, на его примере воспитывали подрастающее поколение. Гастелло пожертвовал своей жизнью, направив горящий самолёт на колонну вражеской техники. Вот что мы все знали об этом подвиге. Советскому человеку этой информации было достаточно, и в подробности никто не вдавался.

Вот и первый миф. На протяжении долгих лет подвиг преподносили, как совершённый лично Гастелло. Про его экипаж не говорилось ни слова. Также Николай был никаким не лётчиком-истребителем, как думали многие. Он управлял бомбардировщиком дальней авиации.

Самолёт Гастелло был подбит и тогда он принял решение направить свою летающую машину на вражескую колонну. Причём этого момента никто не видел. По сути, подвиг возник со слов членов экипажа второго бомбардировщика из звена - старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса. Лётчики не видели момент огненного тарана, они видели лишь столб дыма от упавшего самолёта. Местные жители извлекли тела лётчиков и захоронили не далеко от места крушения. Ход делу был дан, пропаганда заработала на полную катушку и подвиг состоялся. Николай Францевич получил награду Героя Советского Союза. Про членов его экипажа ни слова упомянуто не было. Лишь в 1958 году о них вспомнили и посмертно наградили орденами Отечественной войны 1 степени.

В 1951 году было решено эксгумировать останки лётчиков для дальнейшего торжественного перезахоронения. И что же вы думаете? Никаких останков капитана Гастелло и членов его экипажа обнаружено не было. Зато были обнаружены останки членов другого экипажа капитана Маслова, который считался пропавшим без вести в день подвига. В могиле были найдены их личные вещи. Таким образом, на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт капитана Маслова. Самое убедительное доказательство - найденный блок цилиндров от двигателя самолёта с надписью "Двигатель с самолёта Маслова".

Дело предавать огласке не стали, останки экипажа Маслова без лишнего шума захоронили неподалёку, а на месте его гибели поставили памятник Гастелло.

После этого рапорты Воробьева и Рыбаса о подвиге Николая Гастелло поставили под большое сомнение. Тем более самих рапортов не сохранилось. Да и были они из другого авиационного полка, поэтому лететь на задание с Гастелло могли с маленькой долей вероятности.

Вскоре появились сообщения о месте падения ещё одного самолёта - в стороне от места тарана в болоте. Там были найдены личные вещи членов экипажа Гастелло и главное - бирка от двигателя самолёта капитана. Таким образом получалось, что самолёт Николая Францевича всё же был сбит, но упал в стороне от предполагаемого места подвига.

Появились свидетельства местных жителей, что с крыла самолёта выпрыгнул с парашютом один человек. Но дело в том, что, как утверждают специалисты, с бомбардировщика данного типа с крыла может выпрыгнуть только командир экипажа. Значит, Гастелло удалось спастись? Тем более его останков как раз обнаружено и не было. Но это вряд ли. В начале войны немцы в плен лётчиков не брали. Если и удалось выжить, то не надолго.
Какая же картина тех событий предстает перед нами? Перед вами только факты.
Бомбардировщик Гастелло был действительно сбит, но упал совсем не в том месте, где был совершён предполагаемый подвиг.
На месте тарана найдены останки другого экипажа, вылетавшего на задание в тот же день и пропавшего без вести - капитана Маслова.
Гастелло мог спастись из горящего самолёта, но об этом нельзя утверждать со 100% уверенностью.

Сам момент огненного тарана точно никто не видел. Он возник после рассказа членов третьего экипажа старшего лейтенанта Воробьева. Не факт, что этот экипаж вообще совершал боевой вылет в тот день. Доказательств тому не сохранилось.
По распоряжению партийного руководства было проведено секретное расследование, в полной мере подтвердившее ошибочность официальной версии, однако, несмотря на выявленные факты, никаких изменений в неё внесено не было. Обнаруженные в могиле останки без лишнего шума перезахоронили на кладбище посёлка Радошковичи, а сохранившиеся обломки самолёта Маслова разослали в музеи страны, где они экспонировались, в качестве фрагментов легендарного бомбардировщика Гастелло. Вскоре на том месте, где погиб экипаж А. С. Маслова, установили памятник Н.Ф. Гастелло.

Подлинные же данные, полученные в результате эксгумации, были обнародованы лишь с наступлением эпохи гласности. В 90-е годы в печати появился ряд публикаций, в которых военный историк, майор в отставке Эдуард Харитонов высказывал мнение о том, что именно Маслов, а не Гастелло является автором «огненного тарана». Эта версия получила столь широкое распространение, что в 1996 году президент Б. Н. Ельцин издал указ о посмертном присвоении ему и остальным членам экипажа званий Героев Российской Федерации.

Проводя в тот период более доскональное расследование, эксперты поставили под сомнение показания, содержавшиеся в рапортах Рыбаса и Воробьёва – лётчиков, вылетевших на задание вместе с Гастелло, но благополучно вернувшихся на базу. В частности, возникло предположение, что, покидая район боя, они не были свидетелями самого тарана, а лишь заключили о нём на основании столба дыма, поднимавшегося у дороги. Кроме того, сами рапорты, оригиналы которых не сохранились, могли быть фальсифицированы в ходе пропагандистской кампании по героизации Гастелло.

Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича – полковник в отставке Виктор Гастелло. Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и, несмотря ни на что, утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло. Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.

Тем не менее, следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.

В связи с тем, что советская пропаганда особо выделяла «огненный таран» из числа прочих проявлений героизма и самоотверженности военных лет, в сознании народа сложилось несколько устойчивых заблуждений, связанных уникальностью того, что совершил, согласно официальной версии, Гастелло Николай Францевич. Подвиги же его предшественников при этом замалчивались. Например, неосновательно утверждение, что ему принадлежит первый в истории таран наземной цели. В действительности его выполнил лётчик М. А. Юкин в одном из боёв на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны впервые такой подвиг совершил П. С. Чиркин 22 июня 1941 года, то есть в день нападения Германии на Советский Союз. Ещё одним весьма досадным заблуждением стало мнение о том, что «огненный таран» Гастелло совершал в одиночку. На самом деле, как было сказано выше, экипаж самолёта состоял из четырёх человек, и предавать забвению их имена является непростительной ошибкой.
Я не ставил цели рассказать альтернативную версию событий, а только озвучил имеющиеся факты. Тем более не было цели очернить память советских лётчиков - ни Гастелло, ни Маслова или Воробьева. Никто не считает их трусами или предателями. Все они достойны звания героев хотя бы просто потому, что в числе первых дали отпор врагу в первые тяжёлые дни войны. Мне хочется, чобы читатель при желании сам смог разобраться в событиях и дать оценку им. Ведь проще всего поверить тому, в чём тебя убеждают много лет. И намного интересней докопаться до истины самостоятельно.


Рецензии
Спасибо за отличную публикацию. могу кое-что добавить. При накграждении Маслова
никак не отмёчен корреспондент " КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ" Леон Вульфович Вилкомир,
который по своей настойчивой просьбе как стрелок-радист вылетел на боевое задание
с лётчиком Масловым на боевое задание, в ходе которого и был совершён огненный
таран. Следовало бы упомянуть и лётчика Пресайзена Исаака Зиновьевича,
совершившего огненный на следующий день, 27 июня 1941г.
И совершенно не важно, кто совершил первый. ПОДВИГ ОН И ЕСТЬ ПОДВИГ
.Иосиф Финкельштейн, историк

Иосиф Финкельштейн   14.05.2020 10:22     Заявить о нарушении
Спасибо за дополнение. В любой войне, особенно народной, отечественной, важен пример. И Александр Матросов не первый закрыл грудью амбразуру, так и Гастелло, и Талалихин не первый совершил ночной таран. Выбирают одно имя и его раскручивает пропаганда.

Александр Щербаков 5   14.05.2020 10:41   Заявить о нарушении