Очерки по истории Российской геологии. Часть 2

                Петр Первый

"Опора на науку и знания составляли основу петровских реформ или современным языком - модернизации. Главными целями модернизации были развитие военно-промышленного сектора, создание армии и современной промышленности".

 (В.Вернадский. Очерки по истории естествознания в России)

В своих записках X. Ф. Вебер* передает речь Петра на пиру по случаю спуска корабля «Илья Пророк» в 1714 г. Петр говорил, между прочим: "Историки полагают колыбель всех знаний в Греции, откуда (по превратности времени) они были изгнаны, перешли в Италию, а потом распространились и по всем европейским землям, но невежеством наших предков были приостановлены и не проникли далее Польши; а поляки, равно как и немцы, пребывали в таком же непроходимом мраке невежества, в каком мы пребываем доселе, и только непомерными трудами правителей своих открыли глаза и усвоили себе прежние греческие искусства, науки и образ жизни. Теперь очередь приходит до нас, если только вы поддержите меня в моих важных предприятиях, будете слушаться без всяких отговорок и привыкнете свободно распознавать и изучать добро и зло. Указанное выше передвижение наук я приравниваю к образованию крови в человеческом теле, и сдается мне, что со временем они оставят теперешнее свое местопребывание в Англии, Франции, Германии, продержатся несколько веков у нас и затем возвратятся в свое исконное отечество — Грецию".

"Мы остановимся только на одной области преобразований Петра I – создание горной промышленности как платформы, без которой невозможно достижение поставленной цели. Горной администрации в России при самом её учреждении Петром Великим  был придан характер отдельной самостоятельной отрасли государственного управления. Центральное горное управление весьма часто меняло своё наименование: при самом возникновении в 1700 г. оно было названо приказом рудокопных дел.
Впоследствии  в 1719 году для заведывания горным производством Петром Великим была учреждена Берг-коллегия. Рудный приказ мало удовлетворял нуждам все более возраставшей горной (заводской) промышленности. Политика России в горной промышленности регламентировалась Берг-привилегией — законом, изданным  Петром Первым 10 декабря 1719 года".

В. Вернадский "Очерки по истории науки в России."

Петр выдвинул и поставил на первое место три задачи географического характера, как мы увидим проникающие работу XVIII столетия: 1) составление географической карты Российского государства, 2) определение границ Азии и ее отношения к Америке, 3) выяснение географии и природных условий Сибири. 

Исследование азиатской России, в частности Сибири, получило такое значение, какое нам теперь кажется странным и непонятным.

На составление географической карты этих мест, познание ее природы были истрачены средства и использованы силы, не имевшие ничего общего с тем, что было сделано для этого в XIX столетии. Великая Сибирская экспедиция 1730—1740-х годов, как и [более ранняя] экспедиция Беринга, была предприятием, финансирование которого должно было заставить призадуматься и другие государства с более прочным бюджетом, чем Российская империя того времени.
Вместе с тем, он выдвинул к жизни и те первые формы научной работы, которые могли привести к решению этих задач, но по основам своим они были гораздо более глубокими и широкими. Ему принадлежит заслуга основания Академии наук, Публичной библиотеки и естественно-исторического музея - Кунсткамеры. Весь XVIII век в значительной мере явился развитием этих заданий Петра.
"(В.Вернадский. История науки в России"


Во время встречи с ученым в 1712 году Петр I подписал указ о принятии Лейбница(1646-1716) - великого немецкого ученого - на русскую службу с назначением ему жалования:
«Мы, Петр Первый, Царь... и прочая, и прочая. Изобрели мы за благо  Брауншвиг-Люнебургского тайного юстицрата Готфрида Вильгельма фон Лейбница за его нам выхваления и от нас изобретения  изрядныя  достоинства и искусства такоже в наши тайные юстиц-раты определить и учредить... понеже мы известны, что он ко умножению математических и иных искусств и произыскиванию гистории и к приращению наук много вспомощи может, его ко имеющему нашему намерению, чтоб науки и искусства в нашем государстве в вящий цвет произошли, употребить. И мы для вышеупомянутого его чина нашего тайного юстиц-рата годовое жалование по тысячи ефимок, [или] альбертусов ему определить изволили... Во уверение того сие за нашим собственным рукоповписанием и государственною нашею печатью дано в Карлсбаде 1 ноября 1712 году. Граф Головкин.»

Еще с конца XVII в. Лейбниц, старался получить как можно больше сведений, особенно лингвистического и этнографического характера, о России через западных ученых и своих знакомых, бывших при царском дворе и находившихся на русской службе, в частности, русских представителей в Вене Г.Гийсосна и И. Х.Урбиха

В записке о развитии наук в России предложения Лейбница сводятся к трем пунктам: организации в Россия учебной части, научных наблюдений и составление свода  лучших западных и восточных изобретений с целью использования их в Россия:
«..Я охотно по моим слабым силам содействую к общему благу людей, я в этом отношении не делаю различия между ними. Россия же представляет непочатое поле, и учебная часть в ней легко может быть так устроена, что в ней избегнут многих недостатков, вкравшихся в нашу Европу; и так как при возведении нового здания скорее можно достигнуть совершенства, чем при исправлении и перестройке старого, то я готов принять участие в атом деле...»

Успехи в экономическом развитии страны, политические и культурные факторы первой  четверти 18 века явились необходимыми предпосылками для реализации идеи создания центрального государственного учреждения по развитию науки - Академии Наук
Избрать отечественных ученых в состав Академии не представлялось возможным. Сказался и недостаточный уровень развития науки в стране, и отсутствие в ней научных кадров. Поэтому решено  было провести набор академиков за границей. В 1723 году Петр поручил своему лейб-медику Л.Л. Блюментросту привлечь крупных зарубежных ученых для постоянной работы в организуемой в Петербурге Академии.


В январе 1724 г. Блюментрост представил на рассмотрение царя «Проект об учреждении Академии наук и художеств», который внес в него свои замечания. 22 январи того же года в Зимнем доме Петра в его присутствии состоялось заседание Сената, на котором обсуждался вопрос об основании Академии наук и рассматривался проект Блюментроста.
20 ноября 1725 г. Екатериной I был подписан указ о назначении Л.Блюменпроста первым президентом Академии наук:

"В 20 день ноября 1725 г. записано. Указ господам сенату:
Понеже вам известно какое попечение имел блаженныя и вечнодостойныя памяти Его   Императорское Величество наш любезнейший супруг и государь о обучения народа своего, для чего намерен уставить Академию наук, о которой и определенно в сенате изволил ученить в прошлом 1724-м году генваря в 12 день. И собственною своею рукою подписал, а потом профессоров и протчих потребных людей для той академия, еще при животе своем, указал выписать, которыя сюда уже прибыли."


* Фридрих Христиан Вебер. Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера


Рецензии
понравилось. Познавательно.Спасибо

Марина Славянка   24.03.2021 17:40     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв. Возможно, мой труд не был напрасным

Рита Леках   25.03.2021 08:07   Заявить о нарушении