Докучаевский РЭС
РП «РЭК» ТЕ «Кировские электрические сети»
Никогда жители Донбасса не знали, что любовь к Украине прививается непосредственно под дулами автоматов. Да и любовь ли это, когда свои стреляют в своих, когда снаряды не просто рвутся, - они навсегда разрывают узы дружбы и братства. А еще рвутся линии электропередач, которые еще до военных действий в Докучаевске объединяли города и поселки. И когда ремонтная бригада РЭС приезжала на место повреждения, все понимали, что кроме них никто не сможет восстановить линию. Об эмоциях тогда не думали, понимали, что надо, и других вариантов быть не может. Иногда и дома не рассказывали, где были и что видели, чтобы лишний раз не волновать родных.
Если спросить любого сотрудника Докучаевского РЭС, считают ли они себя героями, мы тут же услышим, что ни о каком героизме в 2014-15 годах никто не думал. Это их работа. И все же мы, сотрудники отдела соцпроектов Министерства информации Донецкой Народной Республики, работая над проектом «Современные герои Республики», знаем не понаслышке о самоотверженном, порой связанном с риском для жизни, труде всех, кто дарит людям свет.
Андрей Иванович Шовкопляс, главный инженер Докучаевского РЭС, вспоминает, что в 2014 году работал диспетчером. Тогда еще в самом Докучаевске не было обстрелов, но выезжали на повреждения в Андреевку, Еленовку, Долю, Любовку.
- Вам приходилось рисковать жизнью? - с таким вопросом мы обратились к Андрею Шовкоплясу.
- Мы тогда не думали о риске. Знали, что люди нуждаются в нашей помощи. Когда на Доле восстанавливали линию, были уверены, что нас, ремонтников, не будут обстреливать с украинской стороны. Все произошло внезапно: над головами начали свистеть пули. Ремонтникам пришлось искать ложбины и канавы в поле, чтобы как-то укрыться от пуль, летающих над головами. Тогда мы поняли, что стреляли не на поражение. Похоже, просто хотели запугать. Зачем они это делали? Ведь они тогда стояли в Андреевке, и им тоже необходима была отремонтированная линия. Но, похоже, они преследовали главную цель: чтобы жители поселков оставались без электричества как можно дольше.
- Первые обстрелы, разрушенные дома, поврежденные линии электропередач… Андрей Иванович, что вам пришлось увидеть во время поездок по разбитым дорогам, полям, поселкам?
- Пришлось увидеть много беды: разбитые дороги, разрушенные и сгоревшие дома, плачущих от горя людей – кому дом разбило, кому машину повредило, продолжает рассказывать Андрей Иванович. - Переживал о сотрудниках, ведь я в ответе за их жизнь. Главное – вовремя принять правильное решение. Здесь не до геройства, когда на кону – жизнь людей. В Еленовке оставили без напряжения многоквартирные дома, оснащенные электроплитами и электрообогревом. Мы втроем с монтером и водителем ездили восстанавливать линию электропередач. Картина была ужасающей: город словно вымер – ни одного человека на улице. Иногда по дорогам проезжает бронетехника. В один из таких выездов по восстановлению вышки зашел украинский танк и просто ее расстрелял. К счастью люди не пострадали - успели скрыться в подземном переходе. Позже, при помощи ополченцев нашей Республики, мы только к полуночи смогли доставить электромонтеров домой. После обстрела вышку восстановили.
- Вы выезжали и в густонаселенные поселки, и в те, где всего в нескольких домах теплилась жизнь.
- Когда прибывал на место после обстрела – разрушенные дома, разбиты электрические коммуникации, газификация, инфраструктура. Люди не ждали помощи, понимали, что ехать к ним на восстановление опасно для жизни, и удивлялись, когда видели машину из РЭС. После кратковременного затишья возобновляются обстрелы: рвутся мины, свистят пули. Если не было возможности уехать, искали безопасные места: канавы, ложбинки.
- Работники РЭС понимали, что могут быть ранеными или могут погибнуть. Что ими двигало? Можете ли сказать, что они жертвовали собой?
- Нами двигало одно желание – чтобы жители Республики оставались с электроэнергией, - подключился к нашему разговору мастер Докучаевского РЭС Андрей Николаевич Олейник. - И это не высокопарные слова. К сожалению, в Докучаевске осталось не так много жителей. Многие уехали с детьми от обстрелов в более безопасные места. В основном остались люди преклонного возраста, которых невозможно уговорить оставить дом, хозяйство, могилы предков. Они родились и выросли на этой земле, здесь и решили доживать свой век. Электроэнергия - это жизнеобеспечение. И если в домах не будет электроэнергии, они не смогут приготовить обед, и тем более сохранить его в холодильнике. Да, действительно, нами двигало обычное человеческое чувство долга.
Мы выбрали эту профессию, работаем в РЭС. Прекрасно понимаем, что и в мирное время и тем более в военное эта работа связана с риском. Линии электропередач находятся под высоким напряжением. И только специалисты могут разобраться и в схемах, и на объекте. Это не героизм, это наша работа.
- Андрей Иванович, мы все знаем, что обстрелы со стороны ВФУ не прекращаются ни на день. Все так же рвутся линии электропередач, горят дома. Сейчас, под обстрелами, ваши бригады выезжают на ремонтные работы?
- Конечно, выезжаем. Но не во время обстрелов, а после них. В марте выезжали в н.п. Ясный восстанавливать линию – был поврежден трансформатор. 150 абонентов в многоквартирных домах осталось без напряжения. Поврежденный трансформатор расположен в зоне обстрела. Но мы нашли варианты – восстановили линию. Сложно работать, когда с украинской стороны работает снайпер. Сопровождающий нас военнослужащий был ранен – сквозное ранение правой руки - словно предупреждение для всех – не подходи! К трансформатору нам не позволили подойти и тем более отремонтировать – разорвался снаряд. А ведь там живут люди…
- Мы знаем, что многим пришлось покинуть свои дома.
- Из-за постоянных обстрелов местные жители вынуждены были уехать. Поселки стоят пустые. И Сигнальное – полупустой. А ведь раньше там жили люди. Хоть там нет газоснабжения, но благодаря нашей службе РЭС практически всегда есть электроэнергия. Мы понимаем, что людям тяжело жить под постоянными обстрелами. Да и работы там сейчас нет. Но так сложилась жизнь. Каждый сделал свой выбор.
- В связи с военными действиями энергетические линии получили разграничение на республиканские и украинские.
- Все произошло во время военных событий в 2014 году. Если до этого жили одной семьей, одними заботами и проблемами, то с началом обстрелов и жизнь, и земля разделились на две половины. На оккупированной ВФУ территории живут и наши друзья, и родственники. Зачастую линии бывают повреждены. Мы готовы в любое время восстановить, но нет гарантии, оставят ли украинские солдаты нас в живых. Повторюсь: мы не имеем права рисковать жизнью наших работников.
- Когда ремонтная бригада РЭС приезжала на место разрушения, приходилось ли работать совместно с МЧС?
- Обычная ситуация: после прямого попадания снаряда горит дом. Пожарной службе надо в первую очередь потушить огонь, но дом должен быть обязательно обесточен, иначе при попадании воды на оголенные провода могут быть человеческие жертвы. В таких случаях на пожаре работают сначала электромонтеры, а затем пожарные. И в завершение совместной работы по тушению пожара, мы даем людям электроэнергию. Ведь после пожара могут уцелеть хозпостройки, гаражи, где люди могут находиться первое время. У многих это было единственное жилье. Приходилось морально поддерживать погорельцев, аргументируя тем, что главное – остались живы.
Общаясь с сотрудниками службы РЭС, становится понятным, что профессия работников электросетей часто сопряжена с риском.
И что бы ни говорили диспетчера, водители, электромонтеры, мы понимаем, что быть в первых рядах, находиться в зоне обстрела ради того, чтобы у мирных жителей была электроэнергия – это и есть подвиг. Настоящий трудовой подвиг, который отмечен медалями «За трудовую доблесть» и «За восстановление энергетики ДНР». Ведь все работники Докучаевского РЭС искренне признались в любви к родному городу. А любовь, как известно, творит чудеса. И это чудо не смотря ни на что и вопреки всему – электричество, за которое они в ответе.
Автор текста Ирина Горбань
Проект отдела реализации соцпроектов Минифо ДНР "Современные герои Республики"
Свидетельство о публикации №220051400795