Христианская демократия. Статья из сборника

 Христианская демократия – как идеал человеческого самоуправления.
                Тезисы.




Эпиграф:
 «Люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность…»
 
…Слушая Русское радио, «Голос России», «Свободу», «Голос Америки», я ловлю себя на мысли, что люди, которые работают на этих радиостанциях, сошли с ума на почве антикоммунизма и антисоветчины, и их представление об истории России и истории мира, ограничивается периодом с 1985 года и продолжающейся, ну максимум до 2010 года...

То, что было до того, эти «пропагандисты» либо не знают, либо знают «истину», которая удобно объясняет почему они такие антикоммунисты и почему они атеисты.                Что будет после, они не могут знать, потому что боятся и не хотят знать – они живут сегодняшним днём, а в силу того, что не имеют внятного прошлого, они не имеют и будущего…

…Перед тем, как начать писать эту статью, я читал замечательную книгу Билла Брайсона, которая называется «Краткая история почти всего на свете».              В этой книге в общих чертах рассказывается об истории Вселенной, Земли и о Человеке.
Там прочитал короткую статью о том, что мы знаем собственно о Земле, о землетрясениях и вулканах. В ней рассказывается о Йеллоустонском заповеднике, который оказывается расположен на вулкане величиной соизмеримой, ну предположим, с Ирландией.                Последнее извержение было там около двух миллионов лет назад и после на всей земле были сплошные зимы, пока пепел и пыль, поднятые во время извержения, не осели и дали возможность солнцу обогреть землю.                Что стало с животными, обитавшими на земле в то время, один Бог знает. Но самое страшное и смешное, что до сих пор никто из живущих учёных не знает, когда будет следующее извержение: через десять дней, через десять лет или через десять миллионов лет. При этом за последние десятки лет обнаруживаются то поднятия земли в этом районе, то её опускание. Гейзеры то бьют на высоту ста метров, то перестают «работать», а то вдруг начинают вновь, но уже только на двадцать пять метров…                Ежегодно парк посещает около трёх миллионов человек, а дороги там извилистые и узкие. Никто не знает, что случится, если вулкан вдруг проснётся, и что произойдёт с окрестностями и, конечно, с животными и людьми в том числе… (Кстати, недавно побывал там и видел, как знаменитый гейзер, в очередной раз выпустил в высоту струю горячей воды. Подумал, что таим образом земля показывает, как она дышит!)

Прочитав это подумал, что мы, несмотря на «успехи» науки, удивительно близоруки, если не слепы. Мы не знаем и не хотим знать, что будет в ближайшие годы не только с Землёй, но и с самими нами, с человечеством.

Уроки истории нас ничему не учат, но каждый раз мы, как говорят русские: «вновь и вновь наступаем на одни и те же «грабли»» и только потом, получив удар по лбу, начинаем чесать ушибленное место и проклинать… нет не себя, а грабли!

Памятуя это, я решил попробовать схематично изобразить историю не в терминах политэкономии, а в терминах социальной биологии, хотя не очень уверен, что смогу внятно высказать свои мысли… Вначале я сделаю это в форме тезисов. А потом попробую их разъяснить…

На мой взгляд, основной конфликт в истории человечества как биовида, происходит от постоянного противостояния человечества, как целого, с деталями этого целого. Самые крупные «куски» человечества, которые мы назовём национальными государствами, противостоят общим целям и задачам всех людей на планете Земля. Внутри государств враждуют классы и прослойки, а уже внутри классов разрушительную работу проводят индивидуумы, которые сами себя называют личностями.

Перескакивая предысторию, перехожу к древней истории, в которой доминируют тысячелетние цивилизации: месопотамская, египетская, китайская, греческая, римская…

Рассмотрим историю Европы, не вдаваясь в подробности...

 Древние греки дали нам мифологию, философию, зачатки науки и «демократию», но в силу локальности эксперимента, греки воспринимаются нами как первые европейцы, осознавшие роль и значение культуры и искусства. Но социальную организацию, в её имперском виде, оставили нам древние римляне. И значение этой организации трудно переоценить, потому что многие базовые моменты её использовались и используются по сию пору...

Посередине отрезка, отпущенного историей человечества Древнему Риму для расцвета, стагнации и упадка, появляется Иисус Христос, по имени которого называют новую религию – Христианство, но и европейскую цивилизацию, тоже названную христианской.
В начале Христа, как всякого подлинного революционера,  не признавали. Его распяли на кресте, а его учеников гнали, пытали, скармливали львам, или просто убивали, пытаясь преодолеть влияние первого революционера на земную историю. Наконец, при императоре Константине христианство стало государственной религией, что, впрочем, не спасло Рим от разрушения…

Смысл христианства в трёх словах: любовь, равенство всех перед Богом и потому - неминуемое братство. Однако в реальности, такого сообщества, а тем более государства не существовало. Более того, некоторые богословы утверждают, что подлинное христианство только разрушает государство и на истинах Нового Завета, государство современного типа, построить невозможно! Вот поэтому, понимая это, Иисус из Назарета говорил о своём учении как о Пути в будущее. Он уже тогда понимал, что «Путь- всё, а результат ничто!». Я своими словами передаю суть таких его высказываний. 
И ещё, в предчувствии поддельных версий «христианства», Иисус говорил: «Царствие моё не от мира сего»!

Но глубина и жизнестойкость христианства, как путеводная звезда для личности утверждается тем, что Новый Завет объясняет человека человеку и указывает пути для человечества в далёкое будущее, анализируя долгое прошлое. По сути, Иисус Христос оперирует событиями всечеловеческой историей, и предвечными знаниями психологии и биологии Человека, как творения Божьего.

…Римская цивилизация без Христа уже изживала себя, могла вдруг бесследно исчезнуть, как это уже не один раз бывало до и после, или в лучшем случае, вполне могла закончиться «вторичным» одичанием, что отчасти и случилось.  (Термин «вторичное одичание» - это из жаргона историков–социологов любителей).                Но, чтобы спасти человечество от этого и от дальнейших вторичных одичаний на всех земных пространствах, Иисус Христос пришёл на землю в Иудее, на далёкой окраине Римской империи, ещё во времена расцвета и побед Великого Рима.

…После мучительной смерти Иисуса из Назарета, после трёх веков развития, непрерывной борьбы и страданий, христианство стало государственной религией, уже тогда, когда Рим был близок к упадку. И вот именно христианство, помогло пережить кровавое крушение старых порядков и распространилось в раздробленной феодальной Европе, помогая западной цивилизации выжить…

…Постепенно наступили средние века (по нашим сегодняшним представлениям) и вот, в Европе, начались революции, которые пытались исправить ошибки - извращения в официальной церкви, а заодно дать возможность людям почувствовать себя свободными от догматов псевдохристианства.

Первая революция произошла в Англии - короля казнили отрубив ему голову, Парламент во главе с Кромвелем, правил страной десять лет, после чего пришла Реставрация. Чарльз Второй - сын казнённого короля вернулся в Англию, Кромвеля выкопали из могилы и его голову, насадив на пику, выставили над стенами Тауэра. С его сподвижниками сделали тоже самое…

Однако, подчеркну, что Реставрация тем не менее учла уроки Революции, хотя и прокляла её вождей. Так всегда бывает, потому что большинство людей только обыватели, потребители того, что для них завоёвывают революционеры. И потому, деятели революции, рано или поздно, падают жертвами обывательского сознания и обывательского преследования…

… Следующая Революция была во Франции, на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Она продлилась около двадцати лет, вновь сменилась Реставрацией, которую свергла Малая Реставрация вернувшая императорство и, в конце концов, во Франции установилась Республика, а лозунг выдвинутый Революцией: «Свобода, Равенство, Братство», был узаконен. Правда, как и с христианством, не обошлось без подмен и фальсификаций…

Следующая Большая Революция произошла в России. А точнее там было две Революции, а если правильно считать – то три, последовавших одна за другой. Первая революция 1905 года была неудачной. Две последующие – удачными - вначале грянула буржуазная революция, а за нею Пролетарская, которая победив, расширила действие нового закона о Свободе и Братстве и провозгласила права трудящихся на все льготы, которыми до неё наделялись только члены «клуба» Буржуазии…

Напомню, что Революция – это колоссальная ломка нравов и обычаев в обществе и она не обходится без Террора, направленного против тех, кто цепляется за прошлые свои привилегии…

Но, как и всегда бывает в Революции, на смену завоеваниям, приходит Реставрация, которая повытаскивала деятелей революции из мавзолеев и могил, головы их, в назидание потомкам «вывесила на стенах Тауэра-Кремля», а вместо, выдвинула новых буржуазных деятелей. Теперь, как и в случае Французской революции, Реставрация порочила и фальсифицировала не только революционеров, но историю Революции и её завоевания…

Сегодня, Реставрация - реакция, в самом разгаре. Поэтому иногда можно слышать несусветную ложь и глупости по поводу Революции и её последствий. Однако, многие ещё помнят и понимают значение Революции не только в истории России, но и в истории человечества.                Мало того, буржуазия уже сделала выводы и потому, сегодня Запад живёт намного лучше стран которые, остановившись на полдороги, повернули назад в буржуазность… Таковы непредсказуемые, хотя и закономерные извивы истории.

И всё таки, «никто не гибнет зря» и страны Запада, воспользовавшись уроками Революции, присвоили себе её наследство и нагло кичатся своим благополучием, «жиреют» в переносном и прямом смысле  на крови миллионов и миллионов жертв Революции с обеих сторон, жертв попытки установить царство Божие на Земле.

Называя себя демократией, международная буржуазия, привела к власти бюрократию, которая путём подлогов и фальсификаций берётся утверждать, что её правление продлится не десятилетия, нет, но века и тысячелетия…

Однако вспомните историю «тысячелетнего» Третьего Рейха, (который просуществовал двенадцать лет!) и вы поймёте иллюзорность любых утверждений, связанных с феноменом времени в истории…

Очевидно, что это заблуждение, свойственное всем краткосрочным режимам. Основная подмена произошла, когда свободу подменили якобы её эквивалентом – деньгами.
Эта подмена -  следствие неразвитости социального чувства современной буржуазии, а главная причина такой глупой подмены вечного понятия - инстинкта свободы - сиюминутное в исторических масштабах, временное понятие – благополучия и сытости!

Воцарившаяся реакция – реставрация, безусловно связана с идеологией класса, захватившего власть. И для того, чтобы скрыть суть буржуазных отношений заключающихся в эксплуатации человека человеком, чтобы замутить сознание народа эгоистическими идеалами, идёт, часто инстинктивно, бессознательное оболванивание общества, лишение людей идеалов. Иначе говоря, парадоксальным образом внедряется идеология оглупления не только жертв эксплуатации, но и самих эксплуататоров…

Человек, по сути, религиозен и любая религия строится на базе инстинкта справедливости. Иначе трудно объяснить факт принятия христианства и его дальнейшее укрепление. Для того, чтобы человек забыл о чувстве справедливости и нужна нынешняя идеология, которая во главу угла ставит материальное преуспеяние, прокламирует идеал паразитического образа жизни, апеллирует к инстинкту, упрощает и оглупляет человека низводя его на уровень «сладострастного» животного.                Это часто делается неосознанно, в подражании животным живущим рядом с человеком - такая идеология, старается всячески уверить человека в том, что он животное, что он ничем не отличается от кошки, собаки или свиньи…

Такая тенденция наиболее ярко проявляется в странах, поменявших идеологию социализма на идеологию дурно понятого капитализма…

Нечто подобное произошло и в Советской России, как говорили о Советском Союзе на Западе. Сегодня здесь воцарился «дикий капитализм», с вкраплениями остатков бюрократического социализма…

Но история имеет свою логику развития, выраженную Гегелем в триединстве Тезиса, Антитезиса и Синтеза. Если переводить это на исторический язык, то Революция – это Тезис, Реставрация – Антитезис, а Синтез - это смесь нового и приемлемого, а иногда и хорошего старого – это то, что будет жить ожидая, в течении достаточно долгого времени, новой Революций в их новых, уже технологических формах…

                2015 год. Лондон. Владимир Кабаков



Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal


Рецензии