1. 3. В Феодосийском училище

Весь август Феодосия изнемогала от нестерпимой жары. Стояла сушь, во второй половине месяца лишь однажды обрушился ливень и два раза поморосило.

Отец выдержал вступительные испытания, и в четверг 1 сентября началась учёба.
Он изучал предметы начальной школы – русский язык, арифметику, историю, естествознание, географию, пение, рисование, чистописание, физкультуру.   
Будущий учитель должен был  также иметь знания по элементарной математике, физике, химии, родной литературе, истории. Не оставались без внимания педагогика, методика преподавания учебных дисциплин, предусматривалась педагогическая практика.

Занятия длились с 8 часов утра до 14; потом, после отдыха, учащиеся под руководством педагога-консультанта до 18 часов готовились к урокам. Это если бы имелось общежитие. А поскольку оно, по всей видимости, отсутствовало, то два часа на самоподготовку использовали сразу после  обеда.

Учился отец в охотку, используя все возможности. А было их немало: и предметные кабинеты, и библиотека с книжным фондом побогаче Счастливцевской школьной, и комплект музыкальных инструментов.
И ещё кружки: литературный, музыкальный, драматический, художественный, краеведческий, шахматный, стрелковый, физкультурный, изучения автомобильного двигателя, фотодела, педагогический, струнных инструментов. Это перечень их в Тобольском педучилище, но, безусловно, в Феодосийском было не меньше.
Тогда и научился отец игре на балалайке.

Едва ли не главной фигурой для учащихся был классный руководитель. Он помогал выполнять домашние задания, проводил во внеурочное время беседы и читки по вопросам текущей политики, разъяснял положения краткого курса истории ВКП(б), опубликованного в сентябре того года в газете «Правда». А выходные дни тратил на то,  чтобы повысить культурный уровень будущих сельских учителей.

Погода стояла тёплая и, если не считать случившегося однажды ливня, сухая, –  поистине золотая осень.

Классный руководитель, он же, со слов отца учитель истории, бродил с учащимися по улочкам древней Кафы. Восходил с ними на Митридат полюбоваться видом на город и зданием наверху, похожим на античный храм, – сейсмологической станцией, обосновавшейся вместо музея древностей. Сопровождал на Карантинный холм к развалинам Генуэзской крепости – каменной памяти веков.
А когда погода ухудшилась, водил в картинную галерею Айвазовского и дом живописца, куда был перенесён краеведческий музей. Или смотрел с подопечными кинофильмы.

По свидетельству Анатолия Ермолинского, «старого феодосийца», кинотеатр «Спартак», дореволюционный «Иллюзион», располагался в начале улицы Горького, рядом с фонтаном Айвазовского. Другой, «Труд», былой «Электробиограф»,  невзрачный, как сарай, находился на бульваре напротив[9].
Называют и другие адреса «Спартака»: то на улице  3 го Интернационала, то на нижнем этаже гостиницы «Европейская».

Как жил первокурсник?
По словам Никишова, окончившего в 1939 году Кадомское педучилище,  стипендии едва хватало, чтобы оплатить  общежитие и выкупить талоны в столовую.
«Питание, – вспоминал он, – было крайне бедным, за завтраком – пара ложек манной или пшённой каши, на обед – прозрачный суп, кусочек рыбы или мяса с гарниром, на ужин – чаще отварной картофель или пюре с огурцом. Хлеб, сахар, компот покупали в буфете за наличные деньги…
Несмотря на бедность, жизнь в училище била ключом. Мы были предельно сосредоточены и по-взрослому серьёзны на уроках и беззаботно веселы в свободное время»[10].

Мало чем отличались от этих слов отцовские воспоминания о юности.
Родственники, где он проживал, не обижали, хотя и самим приходилось нелегко. Радовался посылкам от родителей. А в зимние и весенние каникулы разживался харчами, наведываясь в Счастливцево.

Несмотря на все трудности, юноша, родившийся в захолустной мордовской деревне, ощущал, как многие его ровесники, уверенность в завтрашнем дне.
Спустя два десятилетия после революции люди сравнивали уровень жизни отнюдь не с западными странами. Для большинства жалкое существование в прошлом подтверждалось вовсе не пропагандой, но жизненным опытом и семейной памятью.
Дед, выходец из  бедной семьи, получил образование после Октября, вырос до счетовода в колхозе.

Отец и его сверстники воспринимали время их юности, как неизбежную трудную, но недолгую эпоху – переход из отсталого вчерашнего в светлый завтрашний день. Тяготы неизбежны, но преодолимы, необходимо только постараться –  усердно учиться и самоотверженно работать. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», – нисколько не сомневаясь, пели они.

«Советские 30-е годы, закончившиеся 22 июня 1941 года, живут во имя будущего, – отмечает в работе «СССР накануне войны» современный исследователь Сергей  Иванников. –  Их цель – сделать это будущее максимально близким»[11].
Однако не было, наверное, в стране, пережившей две большие войны, Первую мировую и Гражданскую, ни одного человека, кто не ощущал дыхания новой грозы. Осенью 1938-го это чувство обострилось.

Классный руководитель зачитывал в отцовской группе выступление наркома иностранных дел СССР 21 сентября. Литвинов предупреждал в Лиге Наций о том, что четыре страны – Абиссиния, Австрия, Китай,  Испания – уже стали жертвами агрессии, на очереди пятая, Чехословакия.
Призыв Советского Союза к европейским странам отказаться от попустительства захватчикам не был услышан. Получив благословение Великобритании и Франции, Германия, Польша и Венгрия оторвали от Чехословакии по жирному куску.
Распахнулась дверь, из которой потянуло порохом новой войны.
5 октября Черчилль в британском парламенте заявил: Мюнхенским сговором «нарушено все равновесие Европы...»[12]

В Мюнхен СССР даже не пригласили. Это вызвало опасение, что там замышляется недоброе не только в отношении Чехословакии.
Подтверждая подозрения Кремля, 30 сентября Чемберлен и Гитлер подписали англо-германскую декларацию о ненападении. 6 декабря под аналогичным документом, известным как пакт Бонне – Риббентроп,  поставили подписи министры иностранных дел Франции и Германии.

Об этом не вспоминают на Западе. Зато такой же документ – подписанный спустя год Молотовым и Риббентропом пакт о ненападении – осуждают, усердно перекладывая собственную вину за развязывание Второй мировой на СССР. 

Спустя полвека книга Черчилля «Вторая мировая война» лежала на отцовском столе. Синим карандашом школьный историк отчеркнул диалог на Нюрнбергском процессе. «Представитель Чехословакии полковник Эгер спросил фельдмаршала Кейтеля: «Напала бы Германия на Чехословакию в 1938 году, если бы западные державы поддержали Прагу?» Фельдмаршал Кейтель ответил: «Конечно, нет. Мы не были достаточно сильны с военной точки зрения. Целью Мюнхена (то есть достижения соглашения в Мюнхене) было вытеснить Россию из Европы, выиграть время и завершить вооружение Германии»[13].

Чем дольше живу, тем яснее вижу, как мало изменилась политика Запада.
С его благословения в 2014-м совершён государственный переворот в Киеве. Крым сумел уклониться от насилия бандеровцев и вернулся, исполнив давнишнюю мечту, в Россию. А шахтёрский Донбасс, также не признавший нелигитимную власть, подвергся натиску нацистских отрядов и регулярных войск, вплоть до авиации.   
Чтобы остановить кровопролитие, по инициативе Путина были заключены Минские соглашения. Гарантами их выполнения наряду с нашей страной выступили Германия и Франция, как оказалось, убеждённые, что ни они, ни Украина не будут исполнять взятые на себя обязательства.

В конце 2022-го бывший немецкий канцлер Меркель сняла маску миротворца: «Минское соглашение было попыткой дать Украине время». Следом и другой подписант, экс-президент Франции Олланд сознался: предоставили Украине возможность подготовиться к боевым действиям с Россией.
Словом, опять, как в далёкие 1930-е, наточили нацистский наконечник западного копья и направили его в нашу сторону...

Снова заглянем в архив погоды. В начале ноября 1938-го в Феодосии было тепло, воздух прогревался выше 20 градусов. Однако 6-го прошел сильный дождь, выпала чуть ли не месячная норма осадков. В ночь на 7-е температура опустилась до четырёх с половиной, да и днём  не дотянула до 9 градусов.
Пришлось отцу на праздничную демонстрацию одеться потеплее. В колонне  училища было весело, юноши и девушки шли пританцовывая, пели революционные песни, на здравицы в честь 21-й годовщины революции отвечали громким ура.

ПРИМЕЧАНИЯ
9. См. Ермолинский А.В. Кинематограф в Феодосии // Сайт Старая Феодосия. http://old-feodosia.ru/5/kinematograf-v-feodosii.html
10. Никишов И. И. Кадомское педагогическое училище // Сайт Кадом.
11. Иванников С. СССР накануне войны. По материалам «Известий» и других московских газет //  Топос, лит.-худ. журнал, 19.07.2017
12. Черчилль У. Вторая мировая война. – Т. I. М.: Альпина Диджитал, 1948-53. С. 114.
13. Там же. С.111.


Рецензии