Боец невидимого фронта. 3. Молодость и взросление

     Глава 2. http://proza.ru/2020/05/10/1761
 
     Валентину исполнилось 12 лет, когда его родители переехали в Киев. Население  города уже тогда составляло около 250 тысяч человек. Киев был влиятельным промышленным центром, в котором наряду с одноэтажными были и двух-трех-четырех  и пятиэтажные дома  с водопроводом.

     Рестораны, парикмахерские, банки, фотоателье, два театра, восемь библиотек, шесть детских приютов, 13 больниц, 18 аптек, 63 учебных заведения, 696 магазинов радовали детей и взрослых Войно—Ясенецких своим количеством, внешним видом и возможностями получать необходимые услуги.

     Феликс Станиславович решил даже открыть свое дело, но потерпел неудачу. Ему повезло заполучить место чиновника в одном из учреждений Киева. Там он и проработал большую часть жизни.

     По Закону Феникса возраст с 14 до 28 лет, то есть молодость и взросление человека, ведут к духовному росту, к думам о смысле жизни, о Боге, о своем предназначении. Человеку надо или утвердиться в своем жизненном выборе,  или решиться ступить на новый путь. В годы молодости и взросления идет переосмысление отношений с друзьями, близкими, с учителями. Человеком пересматриваются и сами  жизненные принципы.

     Именно это и происходило с Валентином. У  него с самого детства обнаружились отличные способности к живописи. В 1896 году одновременно с общеобразовательной гимназией он окончил и художественное училище.
 
     Будучи гимназистом, Валентин обучался у известного педагога Н. М. Мурашко, пробуя свои силы в живописи и рисунке. Участвуя в передвижной  выставке с картиной «Старик-нищий, стоящий с протянутой рукой»,  юный  Войно-Ясенецкий получил премию. Технической виртуозностью он был щедро одарен от природы.

      В своей автобиографии Святитель Лука так вспоминает об этом: « С детства у меня была страсть к рисованию… Влечение к живописи у меня было настолько сильным, что по окончании гимназии решил поступить в Петербургскую Академию Художеств».
 
      Однако вместо этого Валентин целый год проучился на первом курсе юридического Факультета Киевского Университета Святого Владимира. После года обучения он неожиданно решил продолжить художественное образование в Германии в Мюнхене в частной школе Генриха Книрра.

      С увлечением  юноша рисовал там скульптуры  и копировал  фигуры людей  с картин знаменитых художников. Проучившись же в школе Книрра всего три недели,  он  все-таки решил отказаться от профессии художника, чувствуя, что не в этом его жизненное предназначение.
   
      После  возвращения из Германии у Валентина проявилась религиозность.
Привитое матерью чувство альтруизма заставляло его ответственно отнестись к выбору жизненного пути. И все-таки, вспоминая детство и юность, Валентин признавался, что религиозность ему привил благочестивый отец.

      Каждый день он ездил в Киево-Печерскую Лавру и другие храмы, делая там всевозможные зарисовки. Сохранилось много набросков и эскизов молящихся людей и  богомольцев, приходящих в храмы за тысячу верст.

      С болью и состраданием, с сочувствием к простому народу он изображал печальные, смиренные лица крестьян и бедных горожан, их нищий быт. Карикатурно выглядели  на его эскизах пузатые купцы и  жандарм  с тяжелым, властным лицом.

      Известный антрополог Я.Я. Рогинский выделял в природе человека 3 базовых типа личности: Мыслитель, Художник и Правдолюб. В чистом виде эти типы встречаются редко, чаще всего они бывают смешанными. Но в уникальной личности Святителя Луки  произошло гармоничное слияние и развитие всех трех базовых типов сразу.

       В то время Валентин увлекся учением знаменитого писателя, графа Льва Толстого.  Он спал на полу на ковре, летом уезжал на дачу, косил траву и рожь вместе с крестьянами, хотел даже уехать жить к Толстому  в общину в Ясную Поляну.

      Позднее, прочитав статью Льва Толстого « В чем моя вера ?»,будущий Святитель Лука вдруг ясно осознал, что толстовство  –  ересь, что сам Толстой еретик, далекий от христианства.

      Читая Новый Завет, Валентин  впустил глубоко в душу слова Иисуса Христа:
 « Жатвы много, а делателей мало». Текст Евангелия стал для него первым Призывом  Божьим на служение Ему.  Сознание Валентина прояснилось, и он пришел к выводу, что « не вправе тем заниматься, что ему нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».

       В 1898 году  молодой человек поступил на медицинский факультет Киевского Университета. У Валентина не было врожденных способностей к естественным наукам, но усердие и труд помогли ему в 1903 году получить высшее образование в числе лучших студентов.

      Природный дар живописи определил его успехи в изучении анатомии тела человека. Он так написал об этом в своей автобиографии : « Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии».

      После того,  как им вручили дипломы, один из его товарищей спросил у него:   «Валентин, чем будете заниматься теперь  после окончания  университета?»

      « Я намерен стать земским врачом», - ответил ему новоиспеченный доктор.

      Удивлению спрашивающего не было предела: «Как, Вы будете земским врачом?!  Ведь, Вы  –   ученый по призванию!».

       Продолжение следует.http://proza.ru/2020/06/21/1340
 


Рецензии
душевный человек делает всё от души и для души,

спасибо, Галина!!!

с теплом души,

тепла, света и мира,

Ренсинк Татьяна   08.12.2021 13:29     Заявить о нарушении
Как точно и верно написали Вы, Татьяна, про Святителя Луку. Исцелением души и тела человека он занимался не только всю свою жизнь, но и находясь на небесах. Об этом многие люди свидетельствуют.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева   08.12.2021 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.