8. 7 Что такое совесть?
(стр.198) «В обыденной жизни понятие «совесть» воспринимается слишком упрощённо; считается, что мы обладаем совестью. На самом деле «совесть» в сфере эмоций равнозначна сознанию в сфере интеллекта. И точно так же, как мы лишены сознания, у нас нет и совести.
Сознание – это состояние, в котором человек сразу знает всё, что он знает вообще; состояние, в котором человек способен видеть, как мало он в действительности знает, как много противоречий в том, что он знает.
Совесть – это состояние, в котором человек сразу чувствует всё, что он обычно чувствует или может почувствовать. И поскольку у каждого человека имеются тысячи противоречивых и разнообразных чувств – от глубоко скрытого понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовосхваления, - ощущать всё это вместе не только болезненно, но и буквально невыносимо.
О каких чувствах идёт речь? О чувствах боли другого человека, природы, пространства?
«Если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы он внезапно почувствовал, что любит всё, что ненавидит, и ненавидит всё, что любит (а разве такое возможно?); что он лжёт, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжёт; если бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это и было бы тем состоянием, которое называется «совестью». Человек не может жить в этом состоянии, он вынужден или уничтожить противоречия, или разрушить «совесть». Но разрушить совесть он не может, зато может усыпить её, отделить непреодолимыми преградами одно самоощущение от другого и не видеть их вместе, не чувствовать их несовместимости, не замечать абсурдности их сосуществования.
Но, к счастью для человека, вернее, для его спокойствия и сна, состояние совести бывает очень редко. С раннего детства в нём начинают расти и укрепляться «буфера», лишая его возможности увидеть свои внутренние противоречия; поэтому внезапное пробуждение ему не угрожает. Пробуждение возможно только у тех, кто ищет и желает его, у тех, кто готов ради его достижения бороться с собой, работать над собой долго и упорно, с большой настойчивостью. Для этого необходимо разрушить «буфера», то есть пойти навстречу внутренним страданиям, связанным с ощущением противоречий. Кроме того, разрушение «буферов» само по себе требует очень долгой работы и человек должен согласиться на такую работу, понимая, что её результатами будут всевозможные неудобства и страдания от пробуждения совести.
Но сознание – это то пламя, которое одно только и способно расплавить все порошкообразные металлы в стеклянной реторте, упомянутой выше, и создать единство, которое человеку недостаёт в том состоянии, когда он начал изучать себя.
Совесть – общее и постоянное явление. Совесть одна и та же у всех людей; она возможна лишь при отсутствии «буферов». С точки зрения понимания разных категорий человека можно сказать, что существует совесть человека, свободного от противоречий. Эта совесть не является страданием; наоборот, это радость совершенно нового характера, которую мы не способны понять; однако для человека, в котором существуют тысячи различных «я», даже мгновенное пробуждение совести неизбежно связано со страданием. И если моменты совести становятся более долгими, если человек не страшится их, а, напротив, сотрудничает с ними, стремиться удержать их и сделать более длительными, в эти моменты постепенно проникает особый элемент очень тонкой радости, предвкушение будущего «ясного сознания».
Понятие «совесть» не имеет ничего общего с понятием «мораль»».
Свидетельство о публикации №220051501156
А значит совесть у каждого СВОЯ, но есть и такое понятие, как общественное сознание при объединении единомышленников по убеждениям и тогда появляется общественная совесть.
Реакция психики на противоречие между поступками человека и его убеждениями формируется государственной пропагандой, воспитанием, образованием, условиями жизни и определяется характером человека, его склонностями и стремлениями. Человек не будет чувствовать никаких угрызений совести, если убеждён, что поступает правильно, что бы он не делал. Люди с такими же убеждениями будут считать его совестливым человеком, а люди, которые считают, что так поступать нельзя, будут думать, что этот человек лишён совести, раз так поступает... Всё зависит от точки зрения…
Хотя в сущности мы всё те же пещерные люди, как и тысячелетия назад, только некоторые более изощрённые в своём сволочизме, в зависимости от характера, образования и воспитанности...
Информация по теме -
http://www.proza.ru/2015/06/05/851
http://www.proza.ru/2015/10/14/267
http://www.proza.ru/2016/06/22/414
http://www.proza.ru/2014/09/04/413
А вы за какую совесть, за буржуазно ориентированную, рыночную, как в России, или за социально ориентированную, чтобы право на труд гарантировало всем средства для жизни хотя бы для нормальных социально-бытовых условий жизни относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда, а благоустройство жилья, качество приготовления пищи и изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации необходимого стране и народу труда на рабочем месте в экономике страны, как в социально развитых странах?
При сохранении рынка вне социальной сферы, пока само общество и его экономика не созреют для такого принципа распределения и всех необходимых обществу средств коммуникации (энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт) для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого члена общества.
Чтобы дети имели всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и прим6рное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.
Аникеев Александр Борисович 15.05.2020 15:57 Заявить о нарушении
Лариса Болотова 16.05.2020 23:24 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2017/09/20/855
Аникеев Александр Борисович 17.05.2020 02:45 Заявить о нарушении
Если человек не способен к творчеству нового он либо глуп от рождения, либо не имеет достаточно знаний для этого, либо не умеет творчески обрабатывать полученные знания.
Задача любой школы — дать знания и научить творчески их обрабатывать!
Ум это способность к выбору наиболее рационального решения из всех возможных.
Интеллект и рассудок — это способность к рациональному поведению.
Знать как надо делать и делать как знаешь - это далеко не одно и то же!
Какой курильщик не знает, что курить вредно?
То же и о религии, которая у каждого своя, как и совесть.
Кроме слепой веры в кару господню за грехи — за религией больше ничего нет...
Кто не грешен тому бога бояться нечего, каким бы он в душе каждого не был...
Аникеев Александр Борисович 17.05.2020 03:31 Заявить о нарушении