Первый не советский Герой Советского Союза

Первыми Героями Советского Союза 20 апреля 1934 года стали полярные лётчики, участники спасения экипажа и пассажиров теплохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Василий Молоков, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. 28 сентября звание Героя Советского Союза было присвоено опять же лётчику Михаил Громову за установление мирового рекорда дальности полёта по замкнутой кривой.

Первые за военные заслуги
Следующими были награждены участники Гражданской войны в Испании. СССР тогда активно помогал республиканцам. Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 года. Тогда ими стали семнадцать командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании. А всего Героями стали 60 «испанцев», среди которых оказались и два настоящих иностранца — болгарин Волкан Горанов и итальянец Примо Джибелли. Правда, первый иностранец, ставший Героем Советского Союза, был разве что Семёновичем, но не Волканом и не Горановым.

Захари Симеонов Захариев родился 4 февраля 1904 года в семье учителя Симеона Захариева Антонова (1873—1969) в болгарском селе Басарбово на северо-востоке страны. В 1923 году окончил гимназию в городе Разград (любителям футбола этот город известен, поскольку в нём «квартирует» многократный чемпион Болгарии последних лет — прим. авт.). Будучи старшеклассником, стал посещать марксистский кружок и вступил в ряды РМС — Рабочего молодёжного союза (болг. — Работнически младежки съюз). В 1924-м по рекрутскому набору был призван в потерпевшую поражение в Первой мировой войне болгарскую армию. Почти сразу подал заявление в лётное училище колыбели болгарской авиации в Божуриште и был зачислен туда курсантом.

В 1926-м вступил в Болгарскую компартию. С 1928-го, после окончания училища с присвоением звания поручик и получения диплома пилота, стал лётчиком 1-го разведывательного авиазвена. Революционные настроения не давали покоя ни ему самому, ни властям. В 1931 году за организацию первомайской стачки поручик Захариев был арестован и судим, после чего уволен из армии и со своими товарищами-лётчиками Кирилом Кириловым, Борисом Ганевым и Николой Ватовым в ноябре эмигрировал в СССР. Болгарских лётчиков направили в Тамбовскую лётную школу, где Захариев стал инструктором. Чтобы избежать преследования своей семьи со стороны болгарских властей, Захариев изменил имя и фамилию на символичное имя Волкан Горанов — лесной волк (гора по-болгарски — лес — прим. авт.).

Об изменении своих данных Захариев вспоминал: «Однажды, когда я вышел купить что-нибудь на завтрак, к моим товарищам заехал представитель Заграничного бюро БКП и предложил им при оформлении новых паспортов сменить имена. Такой был порядок, так требовала конспирация. Ганев сразу решил, что будет Петров Василий Славчев, Ватов крестился Ивановым Пикаром Ивановичем, а обо мне думали-думали и додумались крестить меня Горановым Волканом Симеоновичем. Когда я пришёл, я долго не мог понять — что происходит, а они катались от смеха и кричали: Горанов Волкан, Горанов Волкан».

В июле 1936 года, после известия о начале гражданской войны в Испании, три болгарских инструктора Тамбовской школы написали письма генеральному секретарю Исполкома Коминтерна болгарину Георгию Димитрову о готовности сражаться на стороне испанских республиканцев и подали рапорты наркому обороны Клименту Ворошилову с просьбой о вступлении в добровольческую авиационную часть, которую уже планировали направить в Испанию.

Рапортам дали ход, и болгары были включены в первую группу советских добровольцев, направленных в Испанию. Захарию, ставшему в СССР Гораном и в совершенстве владевшему турецким, были выданы документы на имя турецкоподданного Халила Экрема. В Испании «турок Халил Экрем» воевал со стрелком Петром Десницким на переделанном в бомбардировщик «Potez-34» («Потез-34») французского производства с испанским двигателем Hispano-Suiza, бомбил объекты франкистов. Летать часто приходилось без истребительного прикрытия. 31 августа бомбардировщик Горанова был подбит франкистами. Будучи раненым в ногу, лётчик сумел посадить горящий бомбардировщик на нейтральной полосе и тем самым спас своего тоже раненного товарища. После излечения в испанском госпитале он получил в управление новый советский скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40) и продолжил воевать в составе 2-й бомбардировочной эскадрильи под командованием будущего довоенного Героя Советского Союза Виктора Степановича Хользунова (1905—1939). Однако полученная в бою рана быстро дала о себе знать. В начале наступления франкистов на Мадрид он был эвакуирован из госпиталя в СССР на советском судне.

29 октября 1936 года «Правда» писала: «…Эскадрилья правительственных самолётов после длительного периода бездействия появилась над аэродромом мятежников в Талавере (16 км от Мадрида) и сбросила бомбы, которыми разбиты 15 самолётов мятежников. Операция была выполнена успешно, несмотря на сильный зенитный огонь противника»…

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР от 31 декабря 1936 года за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные в этом деле мужество и героизм, в числе других воинов-интернационалистов Горанову Волкану Семёновичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда» ему была вручена медаль №22.

Не пустили на войну
Горанову было присвоено внеочередное воинское звание полковник, и он был назначен начальником Тамбовской авиационной школы Гражданского воздушного флота. Вдобавок болгарский подданный, Герой Советского Союза с выдуманной фамилией был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва! За три года под руководством Волкана Тамбовская авиашкола подготовила сотни высококвалифицированных специалистов для «Аэрофлота» и народного хозяйства.
В 1939 году Горанова перевели в Москву на должность начальника Управления боевой подготовки Гражданского воздушного флота СССР.
В 1940 году Управление получило задание подготовить 10 000 лётчиков.
К июлю 1941-го «встали на крыло» двенадцать тысяч.

С началом Великой Отечественной войны Горанов неоднократно подавал рапорты о переводе его в действующую армию, но все они остались без движения. Его назначили начальником Управления учебных заведений ГВФ отвечать за подготовку кадров для авиации действующей армии. Под его руководством было подготовлено более 20 000 лётчиков. Десятки его учеников стали Героями Советского Союза. Но на фронт его так и не пустили.

Возвращение на обновлённую Родину
В сентябре 1944 года после входа на территорию Болгарии частей Красной Армии и объявления Советским Союзом войны Болгарии, к власти в стране пришло правительство Отечественного фронта. И Горанов-Захариев возвратился в Болгарию под своим настоящим именем восстанавливать болгарскую авиацию. Он стал одним из организаторов и руководителей «народных» военно-воздушных сил. С 1945 года — заместитель командующего ВВС Болгарии. В 1947—1955 годах — командующий ВВС — заместитель министра обороны Народной Республики Болгарии. С 1947-го — генерал-майор, в 1951-м — генерал-лейтенант авиации НРБ. Перевод болгарской авиации на реактивные самолёты осуществлялся, главным образом, под его руководством. В 1959 году Захари Симеонов Захариев был назначен военным атташе в Москве. С 1965 года — вновь заместитель министра обороны. В 1973 году генерал-полковник Захариев по возрасту вышел в отставку. А год спустя первому «Заслуженному лётчику Народной Республики Болгарии» за огромные заслуги перед Родиной было присвоено звание Героя Народной Республики Болгарии с вручением болгарской медали «Золотая Звезда» и высшей награды НРБ ордена Георгия Димитрова.

***
После выхода в отставку Захари Захариев жил и работал в Софии, в Комитете болгаро-советской дружбы, а также был председателем Совета ветеранов ВВС НРБ, скончался 29 апреля 1987 года и был похоронен с воинскими почестями на Центральном кладбище Софии.
Кстати, Президент Болгарии Румен Радев тоже последовательно
в 2009—2014 годах служил заместителем командующего ВВС,
а в 2014—2017-м — командующим ВВС Болгарии, лично выполнявшем
на МиГ-29 такие фигуры высшего пилотажа как «Колокол» и «Кобра».
На фото: Захари Захариев, он же — Волкан Горанов


Рецензии