Ветилуя, город Бога
Книгу «Библейская Энциклопедия» я приобрел в Харькове, год точно не припомню, возможно 1991 или 1992. Помню, что рассчитывался в магазине не рублями а купонами. Золотое время было для нас водителей, за рубль давали три купона в обменных пунктах и мы на обратном пути, задерживались в Харькове и покупали много полезных вещей и продуктов для дома. Если перевести и сравнивать по цене «жидкой валюты», то получалось на рубли, дома я мог купить бутылку водки, а поменяв их на купоны в Украине три бутылки.
Когда пересекли призрачную границу, остановились на стоянке приготовить покушать и попить чайку, я раскрыл книгу и стал искать слова на букву «В», а именно слово похожее на название моего города Ветлуга. В тот год я еще не написал не одной строчки, но задумывался о своей будущей книге и даже вспомнил, что в школьные годы мы своим классом посетили музей и рассказ я назвал позднее, «Поход в музей».
Я не расстроился, что города с названием как мой не было, но был город Ветилуя и мысль,что всякий иностранный гражданин может назвать мой город Ветлуга именно как написано в энциклопедии.
Товарищ мой попросил, - почитай что нибудь. Только я закрыл книгу и сказал ему, что здесь изучать надо, а не читать.
Ночью мне приснился сон, и словно ученый человек рассказал мне историю про мой город детства.
Ты правильно подумал о городе. Он не пропал бесследно. Господь перенес его из страны, где часто шли войны и город сей стоял на пути по которому шли враги в глубь страны.
Во время первой сильной осады города, начальники его, поняв что им не выдержать натиска врагов, намеревались сдаться и откупиться от завоевателей. Среди жителей города была женщина очень красивая и разумная, богатая вдова. Вот она и придумала как спасти жителей и город от завоевателей. Прошло время и другая армия осадила несчастный город, который был не плохо укреплен, только воду жители брали из источников, которые находились под горой за городскими воротами. На этот раз не нашлось отважных людей и не было не какого плана для спасения от сильного врага. Тогда собрались жители в храме Господа и молились и просили сохранить им жизнь. Господь услышал их молитву и сказал Себе: «Я обещал своим пророкам перенести дом восхождения в страну язычников и сделаю так!» На восходе солнца глянули жители и не признали местность. Они живы и дети их с ними, и город стоит и храм на месте, только под горой течет река и враги осаждавшие город, многие утонули, а оставшиеся бегут и кричат в ужасе от случившегося.
Я проснулся и сразу поверил в рассказ и решил что напишу эту историю про нашу Ветлугу.
Вот только книгу Иудея удалось сейчас прочитать и осмыслить, и поверить в эту историю.
Местоположение города доподлинно людям неизвестно и упоминание о нем, есть только в книге Иудей. Это и укрепило во мне мысль, что я на верном пути.
Сгреб Господь Бог неприступный город крепость, в свою ладонь, да и перенес его вместе с домами и жителями в таежный не проходимый край за тысячи километров от Иудеи. Сохранил Господь Бог народ свой, послушный и благочестивый и спрятал его от врагов и сказал, - плодитесь и размножайтесь.
В книге не говориться про этот случай. Второе спасение города произошло после смерти вдовы, имя которой Иудифь. И здесь я добавил свою историю, что вполне так и могло случиться.
После победы над врагами жители города собрали много добра брошенного убегающим противником. И чтобы не забыть про подвиг женщины решили после ее смерти построить в городе храм и тело Иудифь и ее мужа перенесли в часовенку которую соорудили рядом с храмом.
Когда Господь перенес город в незнакомую местность с холодными снежными зимами, то люди испугались и молились, просили помощи, чтобы им выжить. Не бросил их Господь и прижилось одно из колен израильских на новом месте. Возможно что и собор с часовней стоит здесь тысячелетия, очень жаль что сломали это древнее сооружение и сделали на его месте, хлебозавод.
Об этом я написал в своем рассказе «Поход в музей». И еще всплыл в моей памяти давний случай.
Летом это произошло, год я конечно не запомнил. Был какой-то праздник, возможно Троица и в центральной части города народ суетился. В этом году как раз сломали стены собора и под шумок решили убрать и часовенку. Мой папа работал в те годы на электростанции, которая тоже находилась в здание другой не работающей церкви. Ему поручили перекинуть провода со стены часовни, на столб вкопанный рядом, чтобы строители без хлопот приступили к своей работе. Сделать это нужно было быстро, чтобы не настроить население города против таких действий. Люди сильно возмущались, когда приступили к разрушению храма, иначе это и не назовешь, стены сооружения были настолько крепки, что пришлось взрывать и применять тяжелую строительную технику.
Папа приехал к часовенке на велосипеде и привез меня с собой усадив на багажник а на раме велосипеда подвесил когти. Так назывались специальные приспособления, которые одевались на обувь электрика и с помощью их можно было подниматься на столб. Бригада строителей, поджидала его расположившись рядом с часовней. Они поприветствовали папу шумными выкриками и сразу поторопили, чтобы приступил к работе. Вот только дежурный мастер предупредил его, чтобы не торопился начинать работу, а в начале осмотрелся и не привлекая внимания богомольных старушек быстро сделал свою работу. Мужики стали его поторапливать и местные бабушки почувствовали что то неладное не расходились по домам.
Работяги поняли, что папка мой боится скандала с женщинами и предложили ему выпить стакан водки для храбрости. Насчет стакана я не преувеличиваю наши мужики пили действительно водку стаканом. Может продукт выпускаемый на нашем родном заводе был очень качественный и люди настолько доверяли ему, что выпив полный стакан после такой дозы продолжали работать, словно и не пили водку совсем. Сколько его помню водочку он любил, только ум не пропивал и зарплату всю до копеечки отдавал мамке. Пил, как он говорил, - на калымные, а калым получался не каждый день. Вспоминаю как несколько раз мама будила меня ночью и тревожным голосом шептала, чтобы не разбудить сестренку, - пошли сынок папку твоего искать. А мне вставать не хочется, только разоспался. Мамка уговорит меня, скажет убедительно, что поздно так не задерживался, а сказал, что деньги должны заплатить за работу, вот и задержался. Как бы лишнего не выпил, а то ночи темные а шпаны по ночам полно шастает. Оденусь я, идем с ней по темным улицам и находили дом где он свет проводил. Потом ждали когда в доме свет зажжется и хозяин с хозяйкой рады и мать довольная.
Батя не устоял от предложенного угощения и конечно принял во внутрь «огненную воду». Закусил не хитрой пищей, предложенной ему мужиками и закурив папироску влился в компанию строителей. Я томился в одиночестве наблюдая за выпившими мужиками, за бабушками делящимися сплетнями и не торопившимися уходить домой из за отсутствия покупателей. Солнце поднялось и день становился все жарче и горячей. Женщины и не думали отходить от часовенки у них здесь был свой маленький бизнес, торговали яйцами и молочными изделиями ну и ранней зеленью со своих огородов, этакий стихийный рынок.
Мужики заговорили громче и как-то все сразу. Я прислушался и понял, посылают папу моего в магазин.
Он снял с велосипеда «когти» и сказал мне: «Охраняй сынок. Я съезжу на работу, забыл изоляторы захватить. Ты сядь на крылечко, там тень а я быстро вернусь.»
Вернулся он действительно быстро, привез все что заказали мужики и решил сразу забраться на столб установить два изолятора, чтобы на них накинуть провода.
Да только мужики решили действовать по другому сценарию и стали разливать водку в стакан и позвали папу за импровизированный стол, лежащую катушку с проводом.
Мне признаться надоело торчать возле часовенки и вдруг захотелось пить. Я подошел к папе и сказал, что хочу пить и попросил его, чтобы нам поехать домой. Он пошел к женщинам и купил у них стакан молока, которое от долгого нахождения на теплом воздухе согрелось и не утолило жажду, а наоборот еще сильней захотелось пить холодную воду.
Это сейчас питьевая вода продается в каждом магазине в бутылках разных емкостей а в начале 60 годов прошлого века не кому и в голову не пришла такая мысль, чтобы торговать водой за деньги. Я представил ведро с водой, которое стоит дома и сверху ковшик и пить захотелось еще сильней.
Стал дергать папу за руку и слезно просил, - сходить до ближнего дома и попросить питьевой воды из колодца. Водопровода в городе не было, уборные находились во дворах и отходы из помоек вывозили на лошади. Мы попытались зайти в несколько частных домов и в них хозяев дома не было. Потом папа повел меня в школу-интернат и там женщина дежурная по школе впустила нас и напоила меня водой. Ребята и девочки окружили нас и стали расспрашивать меня, многих детей родители не забрали домой на летние каникулы. Дежурная попросила моего родителя наносить воды из колодца в здание интерната и он с удовольствием помог ей. Ребята подружились со мной и просили чаще приходить к ним в гости.
Когда мы вернулись к часовенке, женщины сообщили моему папе, что его когти забрала не знакомая им тетка и занесла в часовенку. При этом напугала нас, что Господь накажет всех жителей Ветилуи, за-то что разрушили храм сделанный по образу дома Господня в Иерусалиме.
Мы стали доказывать ей, что город наш Ветлуга и стоит на реке Ветлуге, а ее не знаем и видим первый раз. Мужики строители стали колотить молотками по стене часовенки и тогда дверь распахнулась и на крыльцо вышла женщина незнакомка с коротким мечом в руке. Она смело подошла к работягам и подняв меч над головой произнесла гневную речь: - Часовня, это дом мужа и ее, поставленная благодарными жителями города после ее смерти. И она не позволит разрушить свой дом и этим мечом поразит каждого, кто прикоснется к стенам ее жилища.
Мужики сразу разбежались, а одна из торговок сбегала до милиции. Милиционер зашел в часовенку и не кого там не обнаружил. Про все что произошло в наше отсутствие женщины поведали нам и я очень внимательно слушал эту историю.
Приспособление для влезания на столб, стоило не малых денег и папа моментально протрезвел и решил зайти в часовенку. Я уцепился за его и твердо сказал: - папа пойду с тобой. Он не возражал, возможно побаивался таинственной незнакомой женщины.
Папа толкнул дверь и мы зашли в часовенку. В подсвечнике на стене горела свеча и слабо освещала внутреннее пространство. Перед нами предстала женщина в темном платье и среднего роста. Я стоял впереди папы и он положил руки на мои плечи и прижимал к своему животу.
Батя поздоровался с ней и попросил, - не отдаст-ли она ему «когти». Женщина ответила ему, что завтра утром заезжай и возьмешь свой инструмент. Убеди начальство свое, что провода нужно оставить на стене часовни и нет нужды ее сносить.
Папа внимательно слушал женщину и сказал, что постарается сделать так, как она сказала. Он уже собрался покидать часовенку и тогда она сказала ему, чтобы сына проводил за дверь и пускай он подождет на крыльце, а она скажет папе, что-то важное.
Я сел на крылечко и о чем она говорила с папой не понял, так-как бабы торговки замучили меня расспросами.
Долго он не задержался и мы поехали домой. Всю дорогу папа молчал и только возле дома сказал мне, чтобы матери я не рассказывал про случившееся этим днем. Еще добавил такие слова, - больше тебя с собой брать не стану, пусть мать воспитывает. Женщина эта все про нас знает, поэтому днем вышла из часовенки когда тебя не было.
Побоялась говорит, что ты ее узнаешь. Это она в сберкассе подсказала тебе про цифры на денежке.
Только сейчас до меня дошло, что женщина эта назвалась в дальнейшем Анной Реутовой и вела меня по жизни, а может и сейчас где-то рядом. Это она во время похорон Тани заставила меня зайти и проститься с одноклассницей еще раз.
Будучи уже взрослым я приехал в отпуск в Ветлугу, родители жили на ул Красницкой в коммунальном доме. Ночью была сильная гроза и прошел ливень, в доме в то время проживали пять семей. Утром мама разбудила меня и встревоженным голосом сказала, чтобы я встал и вышел на улицу следом за ней. Утро было хмурое, еще не распогодилось.
Мы обошли дом и мать остановилась на северной стороне возле дома.
Посмотри-ко сынок какое чудо из земли виднеется.
Я подошел и разглядел такую картину. Из земли выступал большой камень серого цвета, исписанный большими буквами. Вода с крыши лилась сильным потоком и камень был очень чистый, только в суть написанного я так и не вник. Подошел папа и сосед дядя Вася Горохов, мать принесла лопату и я расширил очертания камня в сторону берега Красницы на метр.
Задумался и сказал мужикам: «Видимо дом наш стоит на скале. Правда камень не гранит, а мягкий и легко разрушается. Надо будет сообщить властям о нашей находке.»
После моих слов мать решительно сказала и убедила нас засыпать камень землей и разровнять, будто ничего здесь не было. - Я с таким трудом добилась, чтобы дом наш капитально отремонтировали, а если тут найдут что то и нам снова придется мотаться по чужим квартирам. Мужики несите лопаты и завалите землей, а я потом это место травой засею.
Больше такого ливня не было, а трава в этом месте хорошо укрепилась и разрослась.
Свидетельство о публикации №220051501194