Любша на Волхове

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Городок с крепостью стоял на возвышенном мысу правого берега Волхова при впадении в него речки Любша. Сейчас на другом берегу почти напротив расположена Старая Ладога.
     Место это очень удобное для контроля за движением на реке Волхов. В устье Любши можно спрятать свои лодьи. Под берегом можно устроить удобную пристань. Да и защитить поселение не сложно, по сути только с двух сторон нужно ставить укрепления. С напольной стороны стоят хорошие луга, где можно пасти скот и заниматься земледелием.
     Название крепость получила по совокупности именований речки, местности, людей и название докрепостного поселения. Лубом называлось это место у кривичей, поскольку оно уложено плотно, словно в лубке, прямо мысом над Волхвой, справа берег речки Любши. Выглядит со стороны реки словно любки у губок. Это был Лоб, который выдавался в реку Волхву. Тут также умели делать лубяные изделия из коры деревьев. Луб этот использовался для строительства лодей северного покроя.
     Напротив Любши, на другом берегу Волхова, чуть левей, есть несколько курганов и сопок, под одной из сопок по легенде покоится тело Вещего Олега.
     Многие племена высматривали здесь себе места для обустройства. Первые поселения железного века в этом лубе между Волхвом и речкой Любшой начали устраиваться на рубеже 3-го и 4-го веков финно-угорскими племенами, так называемыми чудскими насельниками, которые сделали первую неукреплённую стоянку финно-угорских рыболовов.
     К началу 5-го века здесь появляется небольшое укрепление, в котором наблюдается влияние свеев. Это был вал, поверх которого был ставлен деревянный острог, с укреплённый тыном. Существовало это укрепление до середины 8-го века.
     По культурным остаткам этого времени исследователи отмечают, что первыми на Любше и Строй Ладоге были финно-угорские племена перми, веси, чуди, суми, которые имели хорошие контакты с Прикамьем, с Южным Приладожьем, с народами на территории Эстонии Финляндии, Швеции. Эти контакты поддерживались благодаря активности восточно-финских бродячих купцов-коробейников.
     Начиная с середины 6-го века к финно-угорцам присоединяются свейские народности со стороны Аландских островов, к которым в Приладожье, начиная в с 7-го века из Поволховья и Приильменья начинают присоединяться словени. Они закладывают по Волхову сразу несколько поселений крепостного типа, но уже на каменной основе.
     В середине 8-го века здесь появляются ильменские словены, носители культуры длинных курганов. По всей видимости, их присутствие сопровождалось конфликтами, поскольку в культурном слое городища этого времени присутствуют следы крупного пожара.
     В начале 8-го века на финно-угорском старом валу Любши устраивается каменно-земляная крепость по строительной технологии западных словен. Укреплённое городище времени словен на мысу Волхва было небольшим, всего четверть гектара. Крепость защищена была валом шириной 15 метров. В основе был глиняный вал высотой в 3 метра с двумя подпорками выполненных каменной панцирной свободной кладкой высотой до 3-х метров из местного плитняка.
     На верху вала были ставлены деревянные клети, набитые плотно утрамбованной землёй. Эта конструкция крепостной стены достигала высоты 7 метров. Такая же каменно-земляная технология того же времени наблюдается и в Староладожской крепости.
     Такой же конструкции укрепления были в тоже время сделаны западными славянами на Дунае и на Польском Поморье.
    Некоторые находки в культурных слоях Староладожского городища и городища Любши позволят предположить их активное взаимодействие, которое заключалось в том, что люди во времена негодин перебирались с одного берега на другой.
     К концу 8-го века следов угорцев в культурных слоях Любшинского городища не наблюдается.
     В 8-м веке на посаде за крепостью делалась лепная керамика, изготавливались различные изделия из глины, цветных металлов, кубковидные стеклянные бусы. Всё это было выполнено в технике раннеславянской северной культуры, трудились там также и славяне из Подунавья и Верхнего Поднепровья.
     Здесь также делались или ремонтировались ладейные заклёпки, другие детали культуры скандинавских мореходов.
     Население крепости, городка при нём, окрестных посадов и селищ относилось к среднеевропейским славянам с элементами западных балтославян Поморья, к кривичским славянам Верхнего Поднепровья, смешанными со славянами Подунавья. Также формировалось в 8-м веке н население Новгородской земли.
     Около середины 9-го века Любшу постигает катастрофа, в результате которой она почти вся погорела. По всей видимости, это была только часть неизвестного истории конфликта с готландами свейскими. В первое время на месте пепелища появляются свейские ремёсла по судопроизводству и военному делу.
     В середине 9-го века на месте будущей Старой Ладоги свейские готланды и кривичи ставят неукреплённое поселение, по всей видимости, это были беженцы с погорелой Любши. Здесь после середины 9-го века начинается производство украшений в виде стеклянных глазчатых бус и бисера кривичского типа, без свейского культурно-технологического влияния. При этом в Любше, которая уже отстроилась к этому времени, такого производства нет, что говорит о том, что Любша использовалась для сторожевой деятельности.
     Начиная со второй половины 9-го века Любша начинает обезлюдевать. Часть людей стали покидать Любшу и селища вокруг. Это было время образования древнерусской культуры и Руси. Это было время призвания Рюрика. Любша перестаёт быть стратегическим пунктом в Лубке между Волховом и Любшей, Рюрика больше интересовала позиция Старой Ладоги. Возможно сюда вмешалась гидрологическая катастрофа – обмелела Любша.
     С этого времени Любша становится городом призраком Руси.
++++++++++++++++++++


Рецензии