Очерки по истории Российской геологии. Часть 3

                Эпоха Просвещения


Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.


------------------------------------------------
Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы.
Я отвечаю: публичное пользование собственным разумом всегда должно быть свободным и только оно может дать просвещение людям. Но частное пользование разумом нередко должно быть очень ограничено, но так, чтобы особенно не препятствовать развитию просвещения. Под публичным же применением собственного разума я понимаю такое, которое осуществляется кем-то как ученым, перед всей читающей публикой. Частным применением разума я называю такое, которое осуществляется человеком на доверенном ему гражданском посту или службе.
Человек может откладывать для себя лично просвещение — и даже в этом случае только на некоторое время — в тех вопросах, какие ему надлежит знать. Но отказаться от просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человечества. Но то, что не может решить относительно самого себя народ, еще меньше вправе решать относительно народа монарх. Ведь его авторитет законодателя покоится именно на том, что он в своей воле объединяет всеобщую волю народа. Если он обращает внимание лишь на то, чтобы всякое истинное или мнимое усовершенствование согласовалось с гражданским порядком, то он может позволить своим подданным самим решать, что они считают нужным делать для спасения своей души: это его не касается; его дело — следить за тем, чтобы никто насильственно не препятствовал другим заниматься определением этого спасения и содействием ему по мере своих сил. Он сам наносит ущерб своему величию, вмешиваясь в эти дела, когда он доверяет своему правительству надзор над сочинениями, в которых его подданные пытаются разобраться в своих взглядах, а также когда он делает это по собственному высочайшему усмотрению, заслужив тем самым упрек: Caeser non est supra Grammaticos(лат.),(Цезарь не выше грамматики) и еще в большей степени тогда, когда он свою высшую власть унижает настолько, что начинает поддерживать в своем государстве духовный деспотизм отдельных тиранов по отношению к остальным своим подданным.

Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения. Еще многого недостает для того, чтобы люди при сложившихся в настоящее время обстоятельствах в целом были уже в состоянии или могли оказаться в состоянии надежно и хорошо пользоваться собственным рассудком в делах религии без руководства со стороны кого-то другого. Но имеются явные признаки того, что им теперь открыта дорога для совершенствования в этом, препятствий же на пути к просвещению или выходу из состояния несовершеннолетия, в котором люди находятся по собственной вине, становится все меньше и меньше. В этом отношении наш век есть век просвещения, или век Фридриха.
Из книги Э.Канта "Что такое просвещение" 1784 г.

"Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, мы должны сами быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяют эти обстоятельства. Это взаимодействие имеет место в течение веков.
Культура - привилегия не только духовной элиты, культура является формой жизни и духа и народа. Гете принадлежит мысль о том, что человека обогащает то, что им движет. Таким образом, культура включает как музыку, архитектуру и науку, так и образ жизни: ремесла, торговля, религию, политику, мораль. Короче говоря, все, что определяет жизнь человека.

Что заставляло немцев бросать все и ехать в Россию: ученых Эйлера и Миллера, естествоиспытателей Гмелина и Георги и многих других? Только ли заманчивые предложения российских монархов, которые, кстати сказать, не скупились. Только ли научные и профессиональные интересы?
С того времени, как люди стали способны к свободному размышлению, их действия оказались в зависимости от их теорий о том, что такое добро и зло. Когда мы знакомимся с другими, мы уже узнаем самих себя, найдя себя, мы начинаем уважать других.

Немцы в России - русские в Германии - это история двух народов, которая несла с собой ужасные страдания, но имела также  эпохи сближения, тесного культурного и общественного обмена.
"Старинный саксонский город Фрейберг издавна привлекал внимание всех интересующихся горным делом, так как здесь, наряду с развитием горной промышленности, весьма квалифицированные специалисты вели обучение горному делу и металлургии. Сюда приезжали представители многих стран, в том числе из России. Уже в 1706 г. мы встречаем москвичей, которые находились здесь, чтобы изучить горные науки. Осенью 1711 г. во Фрейберге дважды, побывал Петр I Он внимательно осмотрел местные горные выработки и заводы, спускался в штольню с ломом и молотком и собственноручно добыл несколько кусков различных руд
В 1739—1740 гг. во Фрейберге изучал горные науки М. В. Ломоносов со своими товарищами из России Д. И. Виноградовым и Г. У. Рейзером. Они оставались здесь до 1744 г. Учителем русских студентов был И. Ф. Генкель (1663—1744), известный химик, минералог, металлург и врач. Он был одним из ученых, которые положили начало будущей горной академии. Еще в 1733 г. Генкель открыл лабораторию, предназначенную для обучения металлургической химии и минералогии.
Связь Фрейберга с русским горным делом особенно возросла после открытия там Горной академии в 1765 г., а в России Горного училища "
(Н.М.Раскин, И.И. Шифрановский. Труды Архива АН СССР.1955)

В XVIII веке окончательно сложился тот поразительный по своей гибкости и силе аппарат, которым человеческая мысль  смогла привести в стройный порядок колоссальное количество  разнообразных явлений природы. Впервые в истории человечества она стала опираться в своих исканиях на миллионы точно наблюдаемых и классифицированных данных.
 (В.Вернадский. История науки в России"

Вернадский особо выделяет научный вклад  М.В.Ломоносова в развитие естествознания.
 "Ломоносов правильно ввел в  научную работу тот  метод понимания природных  процессов и их  изучения. Сочинение Ломоносова «О слоях земных» в этом отношении  по ясности и яркости проведения  этой идеи  является для XVIII века исключительным.
Ломоносов имел в связи с этим совершенно правильное представление  об ископаемых, явился одним из первых, правильно оценивших значение землетрясений, первый определил  разный возраст минеральных жил и т. д. В трудах  его рассеяны многочисленные отдельные   наблюдения и взгляды, новые и непонятные его современникам, неожиданные для нас . Он получил их, благодаря тому, что сильной мыслью, правильно направленной, обратился к тому вечному источнику знаний, из которого исходим и мы — к наблюдениям природы".

21 октября 1773 года  Екатерина II соизволила утвердить доклад Сената и впоследствии Берг-коллегией издан следующий указ о создании Горного училища:
«Ея императорское величество  Государыня наша, Всещедрая мать Отечества Екатерина II, управляя вверенную ею от Всевышнего обширною Империей  с удивительным благоразумием и премудростью, среди побед, величия и славы, жертвуя спокойствием своим, приобретает нам блаженство созидать возобновлять и украшать не только то, что рачительному Ея предстоит взору, но прозорливое Ея око не пропустило и в недрах природы скрываемого сокровища приобретение сопречь с сугубой пользой Отечества.

Ведая ж, сколь мучителен труд без знания и желая, чтобы польза общественная не была отягощающим  нас бременем, употребила Она  для приобретения сего сокровища не отягощение и усилия орудиями общего блаженства, но собственную нашу пользу воспитание и науки.
Не безызвестно всем, сколь нужны металлические и минеральные для Империи заводы. И что польза оных есть действующая причина коммерции, нужнейшая и полезнейшая вещь государства!
 Известно и то, сколь наука сокращает производство всякого дела и сколько подает способов к приведению оного в совершенство.

А как для приведения в настоящее состояние металлических и минеральных заводов и для получения от оных сугубой пользы не доставало только потребным сведениям снабженных людей, то ее Императорское Величество, рачительная Отечества Мать, в совершение намерения своего в 21 день октября 1773 г. конфирмуя подносимый от Правительствующего Сената доклад, Высочайше повелеть соизволила…"
                А.Лоринскоий СПб. 1873 г.

...Главным командиром Училища Императрица назначила Михайла Федоровича Самойлова*,  который был вместе с тем, и президентом  Берг-коллегии. М.Ф.Самойлов, унаследовавший от своего отца любовь к наукам  деятельно старался поставить Горное училище на высокую ступень в научном отношении.

Профессорами в Училище были приглашены или академики, или иностранные ученые. Вследствие этого некоторые предметы читались на немецком языке. Из бывших тогда преподавателей нельзя не упомянуть об академике Крафт, читавшем физику, Карамышев – химию и металлургию, Лашенков – преподавал механику и Иван Михайлович Ренофельц, читавшем маркшейдерское искусство. особенно много пользы принесшем Горному училищу как при самом основании училища, так и во время своего пребывания в нем. Родом из Саксонии, Ренофельц окончил курс Фрейбургской академии в 1772 г. был приглашен в С-Петербург, где занял должность обер-берг пробирера при берг-коллежской лаборатории. При основании же училища он, как говорят, принимал деятельное участие в этом деле. А затем начал читать лекции по минералогии и маркшейдерскому искусству. Ренофальц по предложению главного командира составил проект примерного рудника и устроил его во дворе. Ренофальц составил учебные кабинеты при Училище и сделал подробное их описание. В 1778 году он отправился на Колывано-Воскресенские заводы, где служил несколько лет, а затем назначен управляющим Горным отделением кабинета  Его величества.

 Вскоре после открытия Горного Училища учреждены при нем  Ученое собрание и типография: первое 18 окт. 1774 г., последнее 1775 г..
Ученое собрание имело целью  разрабатывать горные науки и обогащать русскую горную литературу переводом сочинений лучших иностранных писателей. Типография же дала возможность издавать эти сочинения относительно дешево. И  таким образом, эти учреждения способствовали распространению специальных сочинений в России. Председателем ученого собрания был директор училища М.Ф Самойлов, а членами статские советники А.А.Нартов и вице-президент берг-коллегии Нарышкин С.В., Г.С.Качка, Карамышев, Лешенко,  Ренофельц, Хемницер, Мартов, Шурмин. Рычков. Ученое собрание издало Горный словарь, 7 книг переведено и издано.
В 1833 г. Училище  преобразовано Императором Николаем I наподобие корпуса инженеров путей сообщения:" … нахожу приличным устроить бывший Горный институт наподобие Института путей сообщения"

 Император назначил в 1834 году начальником штаба  Корпуса горных инженеров Конст. Влад. Чевкина. Чевкин состоял в должности начальника штаба  в период  1834-1845 г.г.. На протяжении 11 лет принес много пользы горному делу в России. Как начальник штаба данной ему инструкцией он должен был заботиться  о положении заводов и вообще стараться об улучшении  горной части. Он объезжал горные округа Восточной Сибири и Нерчинский. Заводам на развитие выделялись деньги, многие горные инженеры были посланы за границу для усовершенствования в горнозаводских знаний.

 Особенное внимание он обратил на правильность занятий геологией и старался, чтобы наши геологи были более практически подготовлены, чем прежде. Он изменил преподавание минералогии, геологии и палеонтологии и направил преимущественно к приготовлению специалистов по этим предметам.
К.В.Чевкин оказал особенную услугу геологии России посылкою русских окаменелостей в Берлин к Леониду фон Буху, и положил краеугольный камень в изучение осадочных формаций в России. Нельзя забыть того участия, которое принял Чевкин при формировании многозначительной экспедиции Мурчисона, де Бернейля и графа Кейзерминга, столь богатой своими результатами для познания геологического строения России.

В 1844 г. Император Ник. Павлович оказал высокое  внимание Горному институту, поручив главное им управление зятю своему его Императорскому Высочеству герцогу Максимилиану Лихтенбергскому.

Устав 1848 года окончательно дал Горному институту форму закрытого военно-учебного заведения. Это снизило подготовку специалистов. В 1848 графом Литке была создана комиссия, в которую вошли А.Д.Озерский  и Г.П. Гельмерсен. Предложение комиссии были представлены министру финансов А.Н.Княжевичу, который рассмотрев их, приняв в соображение устройство горно-учебных заведений за границей, в которых преподается только курс горнозаводских наук молодым людям, получившим гимназическое образование.

 Корпус Горных инженеров был преобразован. Классы общего образования закрыты, учрежден совет из профессоров на правах обязанностей университета. Преобразование производилось системно, начиная с 1862 года. Была учреждена комиссия под председательством генерал-лейтенанта Самарского-Быховца для разработки устава института. В состав вошли директор Волков С.И., горный инженер Г.Л. Иосса, Г.П.Гельмерсен, А.А.Перутца, В.К.Решета, В.Г.Ерофеев и Я.И.Ламанский. Составленный этой комиссией устав был рассмотрен Государственным Советом и высочайше утвержден 15 июля 1866 года. С этого года Горный институт совершенно изменил свой характер, так как уставом 1866 года Горный институт преобразован в высшее специальное открытое учебное заведение, в котором преподаются только горнозаводские науки и те, которые имеют с ними  самую тесную связь.

С 1834 по 1886 г.г. в Горном институте наиболее продолжительное время читали след. лица:
Минералогию   Д.И.Соколов, В.В.Некфедов, А.Д.Озерский, Н.И.Кошкарев,    Н.Н.Соколов, П.В.Еремеев.
Геологию           Г.П. Гельмерсен, Н.И. Кошкарев, П.П.Барбот де-Марш.
Геогнозию           Г.П.Гельмерсен, Барбот де Марш.
Палеонтологию   Я.Г.Зембницкий, Э.И.Эйхвальц, В.Г.Ерофеев.

Незадолго до введения Горного института в 1865 г. Сергей Иванович Волков назначен  членом Военного Совета, а директором института определен управляющей до этого музеем академик Г.П. Гельмерсен.


* Федор Самойлов принимал деятельное участие во многих походах Петра Великого и служил много лет на собственном корабле Петра."Ингеманланд". Зная отлично астрономию, физику, математику, он написал много сочинений по морскому делу и по поручению Петра Великого описал Каспийское море. Составленная им карта была подарена Петром Великим Парижской академии наук. Далее был вице-президентом Адмиралтейств-коллегии и отличался своей деятельностью и честностью Во время царствования Анны Иоановны как один из друзей известного Волынского, был подвергнут гонениям. Лишен чинов и дворянства, наказан кнутом и сослан в Охотск с причислением к работникам тамошнего солеваренного завода. Впоследствии был Сибирским губернатором и во время управления  сделал много полезного в Сибири.


Рецензии
Надо же! Федор Самойлов был наказан кнутом! Такой образованный и заслуженный перед страной человек......Ох,уж эти правители!...
С интересом прочитала тут всё, особенно понравилось пояснение термину "Просвещение"...
В общем, глава богата и интересной информацией, и воспитательный момент тут имеется, и просветительский. Очень интересные приводятся выдержки. Вот это труд у Вас получился!!! С П А С И Б О!

Марина Славянка   25.03.2021 13:30     Заявить о нарушении