Бабка с дедом лечились аконитом

В советские годы мы с мужем прочли повесть хабаровского писателя Михаила Чаликова «Схватка на Югбее» о браконьерах-золотодобытчиках, которые, поделив на равные части добытое в дальневосточной тайге золото, стали различными способами избавляться друг от друга, присваивая себе доли товарищей.


Один старатель, выстирав рубашку в отваре ядовитого аконита, высушил её и предложил другому надеть. Тот, обрадовавшись заботе ближнего, сбегал на речку, помылся. Надев чистую рубаху, через какое-то время «отдал концы».


Неплохой способ отделаться от кого-либо, не правда ли? Но не вздумайте им воспользоваться. В те времена не делали никаких анализов и вскрытий, теперь же многие яды, в том числе и растительные, определяются. Они долгое время присутствуют в волосах умершего.



Удовлетворяя любопытство читателей, скажу, чем закончилась та повесть. В результате в живых остался лишь один старатель, который, собрав мешочки с золотом отправленных на тот свет товарищей, поплыл на плоту к жилью людей.
По дороге он почувствовал себя плохо. В голове шумело, в глазах темнело, убийца стал бредить. Ему чудилось, что из глубины речных вод к нему тянут руки погибшие старатели. Наверное, кто-то из "друзей" успел отравить и его.

 
Вот тогда мы с супругом узнали об этом ядовитом многолетнем растении. В народе его чаще называют борцом, чем аконитом. А несколько лет назад я увидела, как борец цветёт, красиво: ярко-синими колокольчиками, наподобие шпорника. Наша начальница принесла букет на работу, в администрацию, поставила на стол. Мы все любовались им, нюхали. Теперь думаю, может быть, отравить нас хотела? Шутка! Что-то не помню своих ощущений: болела ли голова и прочее?
Но в малых дозах борец – лечебное, сильнодействующее растение, что подтверждают случаи из реальной жизни.


В девяностых годах прошлого столетия я работала экономистом в районном пищекомбинате. У бабушки, державшей корову, мы с Галиной Николаевной покупали молоко. Она приносила его нам на работу, так как жила неподалёку. Однажды, бабулька - прирождённая рассказчица, разговорилась, и мы, слушая её, просто умирали со смеху.

 
- Ещё расскажу вам, как мы с дедом лечились аконитом, это растение такое, ядовитое, борец, - сказала она. – Как-то у меня заболела спина, очевидно, обострился радикулит, и соседка посоветовала мне использовать его настойку. У своей знакомой травницы я купила готовую натирку, хотя знаю, где он здесь растёт, по Иванчикову ключу.


Утром, натерев поясницу, старушка почувствовала, что боль отступила с первого раза, и вскоре забыла о ней. Тут дед засобирался в лес по ягоды. Поспела голубика, из которой они готовили на зиму желе, варенье. Бабушка села в коляску мотоцикла, и, взяв с собой соседа, они поехали на ягодные места. Голубика обычно растёт на открытых местах, просеках или в редколесье.


Вскоре стало жарко. Бабушка вспотела и заёрзала в коляске - натирка вместе с пОтом поплыла с поясницы вниз. Она почувствовала сильное жжение в области копчика и ниже. Николаевне было неудобно об этом говорить супругу, да ещё при чужом старике, и она мужественно терпела. Но когда подъехали к речке, не удержалась. Крикнула своему деду:
- Иваныч, остановись!

 
Выскочила из коляски и с разбегу прыгнула в горную речку. Мужики, опешив, смотрели на неё, как на сумасшедшую - с чего вдруг решила искупаться в ледяной воде? Да ещё в одежде? Немного остыв, она вышла на берег и объяснила дедам причину своего купания. Те долго хохотали над ней, прежде чем тронуться дальше.
- Ну, ты, мать, даёшь!
Поясница у бабушки с тех пор болеть перестала.

 
Но на этом лечение аконитом не закончилось. Дед стал страдать от пяточных шпор и вскоре совсем обезножил, перестал ходить. Та же травница научила супругу, как вылечить его.
- Только глаза себе завяжи платком, чтобы зрение не потерять, - сказала целительница, предостерегая её.

 
- Ну, давай, дед, попробуем, что ли?
Оберегая от вредных паров глаза, бабуля стала натирать настойкой деду пятки. После этой процедуры старик уснул и проспал два дня подряд.  Николаевна не раз подходила к нему, смотрела, жив ли он, дышит ли? Проснувшись, дед встал на ноги, как ни в чём не бывало, забыв про боли.


Но и это не конец истории.
-Что-то у меня голова болит, - сказала как-то бабка деду и решила использовать остатки настойки для своего блага – втёрла её в кожу головы. - Не пропадать же добру!


Эффект превзошёл все её ожидания.
- Я думала, что схожу с ума. Мне казалось, мозг под черепом шевелится, - рассказывала наша бабуля. Врачи «скорой», вызванные дедом, говорили:
 - Можем сделать только обезболивающий укол. С таким народным лечением мы ещё никогда не сталкивались.


 И так несколько дней: приезжали, кололи. Оставалось только ждать, чем это закончится: смертью или выздоровлением. Старушка выжила, иначе мы не узнали бы этой истории.
- Весь эпителий с мозга слез, - подытожила рассказчица.

 
А мы с коллегой, как ненормальные, хохотали - так  она, артистка, живописно рассказывала, изображала всё, смеясь сама. Конечно, теперь можно посмеяться! Особенно развеселило нас  её умное слово - «эпителий», да ещё с мозга!
- Это же надо придумать! - удивлялись мы, вытирая слёзы от смеха. – Голову натереть!
 
Вот этот последний эпизод про голову - пример того, как нельзя лечиться.
Может быть, прочтя мой рассказ, кто-то и вылечит себе поясницу, ноги этим средством, но будьте осторожны, друзья, с аконитом!

апрель 2020


Рецензии
Хорошо то, что хорошо кончается...
Спасибо за рассказ и предупреждения!

Надежда Байнова   01.06.2021 22:56     Заявить о нарушении
А Вам спасибо, Надежда, за прочтение! Раньше не записывала истории, что люди рассказывали, а жаль, столько утрачено.

Надежда Крень   08.06.2021 06:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.