Фильм И. Бергмана Седьмая печать

Согласно названию, мистическая линия этого фильма должна бы быть основной, но именно ее я не понял, а то, что понял, - не принял. Я был бы удовлетворен, если бы мне внятно объяснили, почему семья артиста осталась на земле, а всех остальных повели куда-то в места нехорошие.- Ну да, он видел Деву Марию, неоднократно.- И что же с того, - "богоизбранность"?- Ну да, возможно, что это феномен психологический, - он верит так сильно, что видит то, во что верит.- Бывает такая аномалия. Хотя, скорее причиной видений было ассоциативное восприятие жены своей с младенцем как тот религиозный образ. Это не уникально и потому недостаточно.- Ну да, подобное восприятие не характерно для той среды, откуда тот артист.- Мало!

Здесь надо отметить, что "этнографическая" часть удалась, я ее воспринял, и именно она оказалась способной пробудить некоторые мысли. - Вовсе не о "бренности существования", о чем много говорят эти люди (надвигается чума и тема по-неволе актуальна).

Довольно долго, со многими бытовыми и прочими подробностями нам показывают некий народ. Надо сказать, что этот народец не очень приятен, - немного следов оставила культура в этом обществе. По датировке сюжета (крестовые походы) все правильно - средневековая Европа была далека от центров цивилизации того времени.

- Все правильно, все сходится, но почему-то странная мысль возникает - о том, что народ тот мне кажется знакомым. Он где-то близко, совсем рядом, не надо отправляться за ним в глубь веков. Сначала я предположил причиной подобного ощущения то, что на самом деле, цивилизация коснулась нас совсем недавно. Но потом понял, что все хуже, - она еще и вовсе не пришла. Цивилизация затронула пока исключительно социальные сферы, - там, где люди сообщаются между собой, да и то затронула не в полной мере, а далее, ближе к быту и к индивидуальности, ее еще совсем немного. Все, что было тысячу лет назад здесь осталось нетронутым, сохранилось без больших изменений, и потому нам проявления той культуры хорошо знакомы. Чтобы что-нибудь тут изменилось, нужна еще не одна тысяча лет. (Я говорю, конечно, не о России, а о человечестве как таковом).

Если об этом хотел сказать режиссер, то я его услышал. Но не думаю, что эта тема имеет право быть главной. Она не может быть таковой ввиду присутствия в фильме глобальных человеческих и религиозных вопросов. Но на мой взгляд (православного неверующего) религиозная тема здесь дана недопустимо слабо, да еще и в католическом формате. - С современным человеком религия должна говорить более серьезно.

Фильм 1957 года.

08.01.2013


Рецензии