О рыжиках слегка

« Пока рыжики томятся в устье русской печки, весь дом пропитывается их освежающим лесным ароматом.»
Вот с этого предложения– коментария прирастал текст дальше. К нему,углубляясь в тему, я цеплял заметки, новые мыслишки, воспоминания, впечатления. Так текс вырос до предлагаемого вашему вниманию.  .

Вкусный, свежий аромат, объединяющий в себе запахи влажного леса и смолистой сосновой хвои обволакивал, усиливаясь, и щекотал ноздри. Наконец, громко чихнув, я просыпаюсь и чувствую, как радостно продолжает биться сердце, потому что только что я набрёл на заветную полянку с растущими там ежегодно мостами, вереницами ядрёных крепышей, которые сами в корзину просятся. И моментально заснул снова, уверенный - буду неторопясь собирать, тщательно растягивая удовольствие. Маленький червячок сомнений всё-таки точит вопросом: «А не сон ли это?» Так, вот же запах то он реальный, узнаваемый и ни с чем его не спутаешь. Так вкусно и ароматно могут пахнуть только эти крепенькие, собранные одновременно с восходом солнца, отдающие лесной свежестью и прохладой утреннего бора, духовитые ярко рыжие крепыши.
С уверенностью, что увижу корзину грибов, открываю глаза...
 Августовское, солнечное утро.
Противоположная стена комнаты в солнечных бликах, вздрагивающих от малейшего ветерка в ветвях старой берёзы, что топчется в палисаднике напротив окна. Грибной смолистый аромат и солнечные блики на стене – отголоски разных явлений, но связаны между собой тем, что оба делают это августовское утро по – настоящему радостным: одно сулит хорошую погоду, а другое – нехилую грибалку, как и мечталось в ожидании очередного отпуска в деревне.
Помня силу запаха одного рыжика, прикидываю – сколько же их должно быть, чтобы вот так громко заявлять о себе с утра пораньше таким насыщенным во всём доме ароматом. У меня получается, что рыжиками, не иначе как вся «столешня» обеденного стола должна быть завалена не меньше, чем на ладонь, причём, ещё с вечера, чтобы за ночь воздух комнаты мог настояться до такой концентрации. Представляя эту кучу грибов на столе, спрашиваю у тёщи, хлопочущей на кухне через переборку, понизив тон голоса, чтоб жену не будить:
– Васильевна, а грибы-то откуда?
– Что, тоже «духом одолили»?—неожиданно громко, в полный голос отвечает тёща. – Дак, я корову в стадо согнала, вижу – они в ёлочках-то тут и растут, узелок наломала с полчаса уже как. Крепенькие, десятка два будет с одного места и все хорошие. Сейчас потомятся в «усье» печи маленько... Люба встанет, дак откинет, лучку почистит, заправит и можно мужика кормить, как остынут. Вон духом-то как кормят. Я и картошек свежих нарыла, крахмалистые, рассыпчатые, белые, не то что магазинные зелёно-сине-клейкие.
– Да уж, духовитые у вас рыжики! Всего два десятка, а пахнут, как целая корзина. Вкуснятина, я слюной во сне ещё подавился. Вот лежу, разбираюсь, что приснилось, а что наяву было.

Только в деревне у тёщи угощался такие душистыми, вкусными рыжики с ранней свежей картошечкой. Она томлёные рыжики чуть сдабривала маслицем растительным и посыпала сочным сладким красным лучком мелко порезанным. Вроде ничего сложного в рецепте приготовления, а вот в других местах у других хозяек не получаются такие рыжики с чуть островатым, но при этом сладким грибным вкусом, и этим великолепным ароматом.
Не все рыжики так пахнут, да. Рыжики из других мест пахнут слабее. Да и у самой тёщи рыжики с тех же мест, но собранные вечером после дневной жары –не пахнут! И вкус у них делается, как у сыроежек.
Я думаю причина здесь в том, что пахнет обычно млечный сок грибов, которого рыжики в жару лишаются напрочь и всё – нечему благоухать. В наших вологодских лесах получили распространение, в основном, восемь видов рыжиков. Но по видам вкусовые различия у рыжиков уловимы только специалисту микологу. Эти различия больше зависят от условий произрастания, поэтому в народе все они называются просто рыжики.
Короче, рыжик – дело тонкое и капризное. Много о рыжике неверных заблуждений и догм. Это мешает его использовать на все 100%. Но всего не охватить. Коснулся в этом разговоре я только кой-чего слегка, что самому мне интересно без  спорных мнений знатока.
Сосед в деревне, тот, вообще тёщины рыжики ест сырыми, причём только о тёщины проверенные, из других мест не рискует. Я сначала думал, это он от неустроенности быта сыроедение практикует. Оказалось, гурманы городские навещали и приучили.
Перед употреблением грибы он не моет, только протрёт сухой тряпочкой и слегка солью посыплет. И всё! Рыжики очень быстро на соль дают сок, а с ним и аромат, да какой! И идут такие грибки за милую душу в рот, как пятаки, без всяких приправ: чеснока, укропа, смородины, аниса, масла, а под сто граммов водочки вообще летят со свистом. Вот, – говорит сосед, – где раскрывается их природный, островатый грибной вкус, естественный, не испорченный никакими приправами лесной вкус гриба. Сосед наслаждался им неторопливо разжёвывая рыжики. Поддержать его и полакомиться сырыми рыжиками и я, конечно, могу, но …
Мне года 3-4 было. Родители все в работе. С нами маленькими дома большуха лет восьми. Я завтракаю и капризничаю,– не хочу супу. А мама до этого грибной суп из рыжиков вкусный готовила. Сестра и мне решила из лучших побуждений рыжиков для вкуса в мясной суп покрошить. Сырых. Помню ел, веря, что это вкусно… Дня уже не видел. Сразу темно, ночь и мама тормошит, – «попей, Юрик, попей». Полоскало меня  этими ставшими  в моём желудочке необычайно скользскими и юркими грибками не по детски. Сестра до сих в несознанке, я пару раз за 60 лет ей намекал об этом, но, видимо, только у меня событие зафиксировалось. Так что сырые, даже рыжики я как-то не очень.
Ну всем хорош рыжик. И максимум пользы от него человеку и кулинария с ним превосходная. Нарвёшься в лесу на грибное место, где, куда ни посмотришь рыжики мостами. Счастливый, на подъёме начинаешь их срезать, чтоб дальше очистить и в корзину. И вот тут-то любителя рыжиков часто ожидает самое жестокое разочарование. В них уже живут и размножаются червячки, крутят черными головками, дают знать "Занято." Не берём таких. Срежешь рыжиков целую полянку и ни одного хорошего. Избавляются рыжики от паразитов только с наступающими холодами.
Рыжик относится к особенно душистым грибам, а не просто отдаёт лесной свежестью, прохладой утреннего бора. Это, разумеется, больше из области поэзии, но всё же от корзины с рыжиками действительно идёт приятный аромат – истинно грибной дух!


Рецензии
Я не грибник,но несколько раз этим занималась.Действительно,рыжики-это какие то особенные грибы.У меня почему то попадались все без мельчайших изменений-просто картинка.А уж солить их-можно совсем не заморачиваться.:)

Ирина Давыдова 5   25.07.2023 19:09     Заявить о нарушении
Да, да, всё так!

Юрий Кутьин   25.07.2023 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.