Бенедикт Спиноза

От синагоги отлучён,
и кодлы общего дохода:
в иного бога верил он-
саму бессмертную Природу.

Ни покушенья, ни лишенья
сломить изгоя не смогли.

Через века в Музей Эйнштейна
- к нему с поклоном привели.
...................................

Материал из Википедии —
свободной энциклопедии
Спиноза, Бенедикт
Портрет 1666 года

Оказавшие влияние
Декарт, стоики, Гоббс, Маймонид, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Акоста
Испытавшие влияние
Лессинг, Гердер, Гёте, Шлейермахер, Йенские романтики, Шеллинг, Гегель, Ницше, Эйнштейн, Альтюссер, Делёз

Бенедикт Спиноза( урождённый Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени[3].

За свободомыслие был отлучён от еврейской общины (1656); жил уединённо, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге[4].

Видел в математике (геометрии) идеал науки; все положения его системы изложены «more geometrico», из аксиом и определений делаются выводы[4].

Философия Спинозы, имеющая свой источник в Декарте и отражающая на себе влияние древних элеатов и стоиков, представляет сочетание рационализма с пантеистическим мистицизмом. Существует только одна субстанция (Бог), состоящая из бесконечного множества атрибутов. Бог — natura naturans, то есть внутренняя (имманентная) причина всего сущего; мир — самопознание Божества (natura naturata). В двух атрибутах, в которых Божество познаётся человеком, в протяжённости и мышлении, присутствует тождество, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей. Человеческое мышление, на низших своих ступенях недостаточное и подчинённое страстям, может и должно возвыситься до адекватного познания вещей в их божественной необходимости (Sub specie aeternitatis), а это приводит к высшей добродетели, к «интеллектуальной любви к Богу». Счастье заключается в познании, в душевном успокоении, исходящем из созерцания Бога.[4]

В «Теолого-политическом трактате» (1670) защищает свободу научно-критического исследования библейского текста и преданий[4].


Рецензии