Глава II

   На дежурстве Сергея меняют два Коли. Он, чтоб не путаться, предложил называть старшего Николаем (2-ым). Николай старожил в мебельном магазине, знает обо всех мелочах охранной и торговой служб, потому директор поставил его старшим над сторожами и спрашивает с него за всех.
   Коля пришёл по весне, к нему пока относятся с недоверием. Кто знает, что взбредёт опытному мужичку в его чумную голову. Что учудит непредназначенный к обучению умелец, выращенный на личном опыте, о том гадать – не перегадать.
   Всяко случалось в доверенном на ночь объекте. Чересчур инициативный сторож как-то затеял проверить систему водоснабжения, отопительную прочистить, пока магазин закрыт. Затопил весь верхний этаж, мебель повредил. Уволили его без всяких лишних разговоров. Убытки легли на предприятие. Годовая зарплата всей охранной братии не покроет стоимости одного элитного дивана.
   Сергей успел перезимовать в магазине и приобрёл некоторое доверие, не дал замёрзнуть продавщицам.
   Кто старше, кто младше – с возрастом это теряет значение. Шевелишься на пенсии, значит одногодок.

   Сергей меняет Николая поутру, пока магазин ещё закрыт. Сторожам необходимо время на то, что бы обговорить дела текущие, смену передать в должном порядке.
   -Вы бы с Коляном хоть по очереди стоянку прометали, - высказал Николай претензии Сергею. – Мне за вами кучи песка приходится лопатить.
   -Полдевятого дорогу чистит трактор, - оправдался Сергей. – Я всегда в начале смены после него вал убираю. Кольке об этом сказал. Знаешь, Николай, как мы в армии караул сдавали? Нас как-то молодая смена без завтрака оставила, вышли с офицером в караул с целью обучения и привязались к нам по мелочам до самого обеда. Ты хочешь, чтоб и средь нас подобная передача дежурств началась? Мы взрослые люди, Николай. Работаем по совести, претензий от начальства к нам нет. Что ещё надо?
   -Совесть у них! – усмехнулся Николай. – Вот погонят вас с работы, тогда и будет видна ваша совесть. Не вы первые, я то знаю. Так что, делайте, что я вам говорю. И Кольке передай, чтоб к моей смене на стоянке ни одной соринки не было.
   Тут баб Наташка, соседка, предлагает нам участок на огороде под картошку, - смягчил Николай приказной тон.  - Дед Васька у ней после инсульта, у самой здоровье не то уже. Ей с такой площадью не справиться, а незадействованные участки сорняком зарастают.
   -Не знаю, Николай, - задумался Сергей. – Мне своего огорода хватает, картоха до осени остаётся. Не продавать же её. Какой из меня торгаш.
   -Ну, давай, советуйся, - усмехнулся Николай прощаясь. – Нашёл, кого в советчики брать – бабу.
   После Николая на территории магазина всегда остаётся порядок, Сергею работы почти не остаётся. Были у Сергея претензии к сменщику по поводу печки, уж больно много он пепла после себя оставляет, топка плохо продувается. Претензии свои Сергей держал при себе, со старшими не спорят. Проширудить уголёк – дело минутное. Да и отопительный сезон кончился уже, печка чистая стоит.

   Встречать продавцов – первейшая обязанность сторожа. Хоть и есть у Ирочки и Леночки ключи, магазин должен открыть сторож. Не такая сложная эта работа, как приятная. Где ещё повстречаешь приветливые женские улыбки, свеженькие с утра?
   -Как дела? – интересуется старший продавец Леночка. – Происшествий за ночь не было? Какие вопросы?
   -Какие происшествия могут быть после Колиной смены? – заверяет Сергей. – После него полный порядок, всё чистенько, - заверил и кашлянул непроизвольно. Обе продавщицы обернулись на него враз, испуганно:
   -Ты нам бациллы по магазину не разноси, - укорила дедка Лена. – У нас тут санитария.
   -Я в себя, - устыдился Сергей. – Ладошкой прикрылся. Это от сигарет. Выкурил перед вашим приходом, лишнюю по всему.
   -В себя! - захихикала смешливая Ирочка. Строгая Лена заметила назидательно:
   -Курить вредно. Давно уже Вам бросить пристало, по годам Вашим. Николай, тот не курит. Вам что мешает последовать примеру хорошему? У меня муж три года уже, как бросил.
   -И я не курил три года, бросал, - похвастал Сергей. – Так же, как и здесь, в кочегарке зиму просидел. Один, скучно, денег на сигареты не было. Моя только обедами снабжала. Помучился, да бросил. После на вахту меня судьба забросила, в Алтай Горный. Кинули нас там, без зарплаты оставили. Я у цыганёнка и попросил затянуться с горя. Тот мне всю пачку отдал. Мы там в бригаде с цыганами работали. Хорошие ребята оказались – цыгане, работящие. Зря мы о них плохое что думаем.
   -Если у Вас какие трудности финансовые, не стесняйтесь, подходите, - посочувствовала Лена. – Работы мы авансируем.
   -Да нет, спасибо, - отблагодарил Сергей. – Пенсия без задержек приходит, ваша зарплата – подмогой. Не нуждаемся пока, выживаем.

   Сергей не взял себе в привычку рассиживаться подолгу в магазине. Женщины занимаются своими делами, ни к чему мешать им своим присутствием. Надо будет, вызовут. Подальше от начальства – принцип, давно засевший в характере Сергея.
   Скука начинается с одиночества, когда начинаешь подыскивать себе занятие, и оно не находится. Самое время отправиться на соседский огород с лопатой, в земле поковыряться. Неприкаянный дежурный извертелся весь под навязчивым телевизором и решился, наконец, позвонить жене:
   -Тут нам землю предлагают под картошку. Бесплатно. Я вот подумал…
   -Думать тебе нельзя, ничего хорошего в твоей башке созреть не может, - съязвила ехидная жёнушка.
   -Ни к чему приусадебный участок под картошкой засаживать, - не унимался Сергей, привыкший к злоязычию благоверной. – Помидорчиков больше насадим, ягод. Я давно мечтаю сад завести, ты же знаешь. Груши нет, сливы той же… Разве тебе не хочется яблочка с утречка, с дерева только сорванного? Картошка, картошка… Никакой фантазии!
   -Какой сад? Ты ценами на саженцы интересовался когда? Вот, то-то же! Дерево через четыре года только плодоносить начинает, ты к тому времени вовсе без зубов останешься. Яблочков он захотел! Отвыкай уже. А что зимой кушать будешь, подумал? С ягоды одной я тебя с дивана через неделю отодрать не смогу. Без картошки не прокормимся. И не выдумывай больше что ни попадя!
   -Я же посажу картошку, - попытался отстоять своё Сергей. – Будет тебе урожай в осень.
   -Посадит он! – зло заверещал мобильник. – Посадишь и бросишь. В зиму мелочь картофельную подъедать станем. А ты её чистить будешь? Сам удумал, сам рассаду и покупай. Зарабатывай и покупай! А нашу не тронь! И не отвлекай меня больше по пустякам! Без тебя дел по горло!

   После разговора с женой Сергей расстроился напрочь, ходил из угла в угол, мыслями грустными ворочал. Сдуру приседания с отжиманиями затеял. На старости-то лет! Мышцы враз заскрипели, заныли, отвыкшие от упражнений. Благо, не видел его никто во дворике за бетонными стенами.
   «Хочешь от работы отлынить, посоветуйся с женой по поводу намеченных дел, - злился Сергей. – Правильно говорил Николай: нечего с бабами мужские дела обсуждать. Задумал – сделал».
   Он вышел на площадку перед магазином, проверил приданную ему под уборку территорию. Поднял с асфальта фантик, ветром занесённый, и закурил с бьющейся в черепок мыслью: «Что делать? Что делать»? Решился, наконец, подготовил слова, поступился со своими принципами и открыл дверь магазина.
   Ирина улыбнулась вопросительно, ожидая привета от редкого гостя.
   -А не вскопать ли нам клумбы? – выдал Сергей разом, откинув сомненья. – А то скучно. Уж больно они заросли, на виду на самом.
    -Со скуки! – рассмеялась Ирина.
     -Николай, он опытный, - продлил женскую весёлость Сергей. – Огородик затеял, занимает себя нужным делом. Я же слоняюсь, как пёс приблудный, места себе от безделья не нахожу. Муторно на душе, и мысли глупые в голову лезут.
   –А мы только вчера о том беседовали. Не настало ещё время для клумб, да и цветов под рассаду нет. Разве что со скуки.
   -Да там пять квадратов всего, на час работы, - высказался Сергей. – А вторая перекопка для земли никогда лишней не станет.
    -Я поговорю с Леной, - продолжала сомневаться Ирина. – Сейчас она клиентов обслужит, спустится со второго этажа.
   -Дело хорошее, - откликнулась строгая Елена на предложение Сергея. – Я с директором переговорю ещё. Без его распоряжения делать ничего нельзя. Подожди до вечера, время есть.
    -Цветы – дело женское, - заключил Сергей. – Моё дело предложить.
   По всему, женщины остались довольны инициативой Сергея. Всё правильно сделал, спросил. Вот только приказа на вскопку клумб не поступило. Начальство всегда должно быть правым, и мнение его должно быть отличным от подчинённого. Тем более, этот вопрос уже обсуждался, и решение по нему было вынесено.

   «Любому делу стоит подучиться, - подумалось Сергею. – Бездельничать тоже надо уметь». В каптёрке сторожа, уволенные в разные сроки, насобирали книг. Скопилась немалая библиотечка. Преобладали детективы, попалась эротика, на которую опытный Сергей усмехнулся с пониманием: и старичкам, порою, не помешает развлечься.
   Открыл «Спартака» и поперхнулся мыслями с непонятных строк. А ведь зачитывался когда-то, восхищался непривычными римскими именами, увлекался древней историей. Сколько лет уже не брал в руки книгу? И не припомнить… На дежурстве в кочегарке? Ну да… О колонии малолеток. Жуть сплошная, нечеловеческие отношения! Дикие пещерные племена жили цивилизованнее наших заключённых с их воровскими законами, которые активно популяризуются у нас в стране со всех возможных источников. Какая культура, такая и страна.
    Религиозные журнальчики Лёха натаскал, тот, место которого в сторожке Сергей занял. Лёха приходил за вещами, тогда и познакомились. А с первых глаз и не скажешь, что Лёха тот – «божка». Мужик не без гонора. Уволился, говорит, потому что надоело сиднем сидеть; пенсии прожить хватает, и не надо больше заискивать перед кем попало.
   Сергей отложил журнальчики и приложился рукой к очередной книжице, рассказам Шукшинским. К книге не помешает потянуться прежде, чем за чтение приняться, доброе слово о ней со стороны услышать. Сергей заёрзал на жёсткой скамеечке с качающимися ножками, подбирая позу удобней, и вчитался сразу. Влился в мир Шукшинских героев, знакомый с детства.
   Попался и нужный рассказик, искал который – «Беседы при ясной луне». О неспокойной жизни сторожевой рассказик. Эх, была бы рядом с Сергеем такая же сторожиха, баб Маша, посидели бы они с ней, поразговаривали ночами длинными, потягали бы луну за верёвочку.
   Зря он от поля под картошку воротится, жену слушает. Познакомился бы с соседкой, Наташкой. Хоть и не нравилась она ему – накрашенная вся в цвет фиолетовый. Это старухой-то! Ну чем не Яга! Ещё на мужика своего орёт. «Бабы – они и есть бабы. Все на одной закваске намешаны, на ненависти к нам, мужукам».
   Да чего уж там. Раз нет баб Маши, можно и с Наташкой поговорить. Не зря ведь она нам поле отмерила, стало быть, осталась в женщине жилка добрая. Людям всегда найдётся о чём поразговаривать, когда время впустую бежит, когда луна беседы от посторонних ушей ограждает.

   А луна и впрямь уже появилась. При ней букв в книжке уже не различить. Придётся вечер перед телевизором коротать, склоки политиков с экрана выслушивать. Тут зритель всегда прав оказывается. Со зрителем не спорит никто.


Рецензии
От безделья всегда дурные мысли в голову лезут...😊

Сергей Лукич Гусев   26.05.2020 03:29     Заявить о нарушении
Опасный вопрос "что делать". Прежде чем задаваться им, не помешает подумать хорошенько. Смелым и умным человеком был Чернышевский. Я тут рассказал, как мы с внуком на рыбалку ходили. О моих рыболовных талантах Вы наслышаны уже. А всё началось с вопроса этого. Смею предложить, помня о Вашем неуёмном интересе к рыбалке:
http://proza.ru/2020/05/26/188

Игорь Бородаев   26.05.2020 05:40   Заявить о нарушении