Гл. 33. Меня никогда не было

http://proza.ru/2020/05/15/1669

–Про себя-то что молчишь, Лена? Неужто рассказать за всю жизнь нечего? Или стесняешься меня?– спросила напрямик, без дальних заходов.

Я молчала. После выслушанного рассказа о полнокровной женской доле жены, матери и бабушки с множеством событий больших и малых, счастливых и трагичных, мне действительно нечего было рассказать.

Вспомнилось, как зареклась рассказывать о себе. Как-то в канун международного женского дня, лет десять назад, ехала я с работы домой. При всей моей нелюбви к этому празднику, настроение было неплохим. Мужчины на работе постарались: и торт с красными розочками; и спесивый, не по сезону,  фруктовый стол с ежевикой, голубикой,  клубникой и малиной; мини капустник и импортная сирень в нежном букете.  Редко общаюсь в транспорте, предпочитая отстраненно улыбаться и молчать, не давая себя втянуть в пустые разговоры, но в этот раз соседство в маршрутке показалось забавным, а может быть, у меня возник синдром «вагонного попутчика» и желание поговорить с незнакомым человеком. Парень оказался весьма общительным, а принятый по случаю праздника алкоголь добавил смелости, а вернее – неагрессивной пьяненькой бесцеремонности. Мне показалось, мужчина заговорил сам с собой,  настолько резко, с места в карьер,  начал свой рассказ. Тезисно уложившись в несколько фраз о себе, семье и даже любовнице, секунду посетовав на свою неверность, он переключился на меня, ожидая взаимности. Я отчего-то ответила на заданные вопросы, и этот факт меня удивил гораздо сильнее, чем его чрезмерная реакция на мою судьбу.

–Как нет детей?– парень чуть не расплакался. – Не получается? А если взять в детском доме? Как же без детей-то?!!!

Слово за слово, его излишне эмоциональные вопросы разбивались о холодные, спокойные ответы, еще более раскачегаривая его любопытство.  Женская история, вернее ее отсутствие, настолько потрясла молодого мужчину, что он не мог скрыть ни непонимания, ни неприятия моей смешной попытки за десять минут поездки оправдать жизнь, для чего-то все же предпринятую, ни внутренне присвоенного ярлыка дикости, ни жалости на грани признания моей убогости. А может, все дело в отсутствии воспитания, бесцеремонности и законьяченных мозгах?    

–Что вам непонятно?– уточнила я сухо.

Спросила риторически. Я и сама перестала понимать. Вот так жила-жила, в каждый момент жизни в режиме on-line имелись и объяснения, и  оправдания происходящему и, тем более, не случившемуся, а начала рассказывать по прошествии стольких лет и растерялась от абсурдности ситуации, куда только весь рационализм  подевался.

– Как же вы одна живете? Я бы не смог! Хоть кому-то бы, да и прибился! А там глядишь, и чувства пришли бы,  – напоследок сказал паренек.

–Берегите семью. Нет смысла ни в пьянках, ни в чужих женщинах. Кто его знает, вдруг лишь бы к кому прибиться не получится,  и вам только ваша семья окажется нужной, а понять это сможете лишь потеряв? – подытожила я начало нашей беседы, стараясь не смотреть во младенчески непонимающие, пьяные, полные жалости ко мне глазки.– Всего вам хорошего.

–Может быть,  ребеночка усыновите? Как же жить одной?! – донеслось сквозь закрываемую дверь.

 Разрыдалась я уже дома. Горько, по–детски безутешно и обиженно. На вопросы подруг, зачем разрешила поковыряться в душе, ответ был только один, очевидно, глазами иного–другого мне надо было что-то понять в жизни. А что? Кроме бессмысленности всех ранее принятых оговорок и объяснений ничего на ум не шло. Так, без красивых одежд умствования осталась я с обнаженным непониманием своей судьбы, непроницаемой завесой от окружающих  и отсутствующим взглядом. 

Когда обрыдлое бесцветное бытие лучшее, что с тобой произошло за всю жизнь, смотреть вовне не хочется, смотреть начинаешь в себя. Мужская забота и нежность – для женщин самая надежная охранная грамота от невзгод. У защищенных любовью дам взгляд чистый, спокойный, слегка отстраненный; голос уверенный, но без нажима, мягкий, обволакивающий; движения плавные, грациозные и походка, не касаясь земли. Смотришь на нее – любуешься царственной безмятежностью, словно видишь прозрачный кокон, надежно и мягко укутывающий плывущую над миром королеву.

– Антонина Степановна, мне рассказывать особо не о чем. Да и объяснить вам  не смогу, я и сама свою жизнь до сих пор не понимаю. Отчего да почему все так вышло. Вроде жизнь шла, но прошла мимо. И много чего было, да ничего не случилось, – ответила я прямо, не стала юлить да отшучиваться.– Мне кажется, вы все насквозь видите. Взгляд у вас – в самую душу, как рентген, до кости.

–И все было и ничего не было…И встречи были, и ухаживания и предательства, и равнодушие и нелюбовь? И не из кого было выбрать – кого любила ты, любил другую,  кому нравилась, того ты не замечала? В молодости по глупости не выскочила, в зрелости  глупости на брак уже не хватило? Так я все говорю?– спросила женщина.

–Отчасти так. Но в основном–не замечали. И не только мальчики, парни, мужчины. Мне казалось порой, меня пространство не видит, не считывает как носителя информации. И скорее всего у меня сбой передачи произошел, других-то видит? Как-то сидела в летнем кафе, зашла после работы. Провела эксперимент. Пока не подозвала официантку, ко мне не подходили, мимо и все тут. Еще пример, из последних. Шеф устроил собрание руководства, технично трансформировавшееся в аутодафе для меня– начальника отдела, с одним исключением относительно классической процедуры – мне не только слова не дали, про меня попросту забыли. Так я и сидела зрителем, осознавая эксклюзивность ситуации, мало кому так везет в жизни: генеральный и его зам, они же соучредители, главный бухгалтер и ее зам, для меня одной исполнили спектакль четырех актеров. Лучше всех выступила главбухша – и глаза закатывала, и руки заламывала, и голосом модулировала от утробного завывания до визгливого фальцета. Потом шел  шеф. Тот больше рычал, орал и стучал, без фантазии. Ну а второй состав, как второй состав, подыграл первому, но без божьей искры таланта.
 
–Леночка, так это не у тебя передатчик сломался, это у них приемник на другую волну настроен был.  Одиночество – особый путь, а долгий – далеко не каждому под силу. Но дается он напоследок почти всем,  чтобы отшлифовать и подытожить полученный жизненный опыт. И лишь единицам – с самого начала пути, очевидно, тем, кто максимально отработал свои предыдущие рождения и приходит в последний раз. 

–А я думала вы, Антонина Степановна,  христианка – в доме образа, молитвослов, кресты,– удивилась я эзотерической продвинутости собеседницы.

–Одно другому не помеха. Божья воля на все. И тебе путь этот дан не зря, что–то, только пройдя дорогой одиночества, ты понять сможешь. Вот только…–  Антонина Степановна осеклась, глянула из-под очков.

http://proza.ru/2020/05/15/2124


Рецензии
От главы до главы Лена становится все женственней, слабее, нежнее, более открытой.Из ее рассказа о себе понятна причина ее одиночества. СЛИШКОМ умные женщины да еще с сильным характером, закрытые, самодостаточные, отпугивают. Физиономия у них - с отражением внутренней гордыни. Умная женщина всегда умнее умного мужчины, потому что у мужчин интуиция на людей либо слаба, либо ее просто нет. И нет такой женщины, которая бы всем не нравилась.Уродок и дур тоже любят.
Что касается качества языка и стилистики, то они оригинальны и одновременно органичны. И это меня привлекает.


Людмила Волкова   06.12.2020 19:45     Заявить о нарушении
Лучше не скажу…В фильме "Красный угол" героиня хорошо отвечает на ехидный вопрос героя, играет Ричард Гир, почему она не замужем: «Мол не говорите, что в Китае мало умных мужчин». В ответ– умных мужчин много, а умных мужчин, любящих умных женщин, действительно мало. И это так. Даже умные мужчины зачастую ищут хозяйку, мать своих детей, душевую и порядочную и т.д. по длинному списку, или короткому - у кого какие запросы, но вовсе не интеллектуалку, да просто умную даму, интеллект в семейной жизни не главное, а с учетом гендерного превосходства мужчин даже и не нужное качество, раздражающее… И все складывается отлично - он альфа-самец, она при нем квочка.

Согласна, на каждую кастрюлю своя крышка. Беда в том, что такие женщины разборчивы, им нужен в первую очередь равный по интеллекту друг, а желательно и выше, если соглашаются на то «что есть», часто несчастливы, рожают ребенка - мужа раздражающего побоку…а дальше - вольница в пику всем и себе, а в первую очередь - этой тупой жизни…Вольница есть, счастья - нет. А если и остается в семье, то ради ребенка… Ни ода женщина за просто так не выберет одиночество, всегда есть причина, и всегда грустная. Тут как-то народ сайтовский устроил открытый диспут на тему психологии одиноких женщин, было это примерно, как если стоять возле клетки шимпанзе и рассуждать о том, что они могут чувствовать. Научный такой интерес... Чего только не писали.... Я собой горжусь, я сдержалась. Не люблю неумных людей. Спасибо, Людмила Евсеевна.

Ирина Коцив   06.12.2020 20:21   Заявить о нарушении
Вы, Ирина, как всегда, ныряете в самую глубину проблем, но там куча подводных камней, о которые можно башку разбить. Ум, хорошее образование, воспитание, отличная память,- все эти понятия безбожно путают. А они прекрасно живут обособленно, рядясь в чужие одежды. Без высокой нравственности и доброты все эти достоинства гроша ломаного не стоят. Злодеи тоже бывают интеллектуалами.
А в браке нужно равноправие, но до брака - еще дожить, не теряя головы, чтобы сообразить, что тебя ожидает в союзе с этим человеком. Но кто об этом думает в юности? Вы много счастливых семей видели? Я - нет. то есть, не больше двух или трех. Как правило, именно несходство интересов, характеров, воспитания, умственного развития приводят к разочарованию или многолетней войне.Это сейчас молодежь разбегается легко, потому что не держит подаренная производством квартира.Бежать нашему поколению было некуда.

Людмила Волкова   07.12.2020 18:58   Заявить о нарушении
Сначала не поняла… Это Вы к тому, что и ум бывает «злой», согласна, но я же и не писала сочинение на тему каким я вижу любимого мужчину… С учетом духовности и души, проблема естественно усложняется, отбор становится жестче…Но! Знаете, лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Я меня чувство юмора и ум- входной билет для мужчины, а там дальше начинается отбор. Потому я говорю в первую очередь об уме, для простоты будем его считать тождественным интеллекту. А то что счастливых семей мало… Так об этом повесть, все тезисы вначале- это база для понимания моей героини…ее взгляд, кстати и мой, а гендерный вопрос… Приговор- практически поголовный бытовой конформизм… Выживать легче в стае… Кстати, за кулисами этой повести жестко выверенная логикой теория. А молодежь легко расстается не из-за квартир, они внутренне свободнее нас…

Ирина Коцив   07.12.2020 20:56   Заявить о нарушении
Эта тема имеет кучу лазеек. Ее можно обобщать, конкретизировать и так далее. Разговаривать интереснее. Я ведь выхватила один ее аспект, лишь наметив. Так что спорить не о чем. Но вот что интересно: у нас разные способы мышления, и это мешает идти рядом.

Людмила Волкова   07.12.2020 22:22   Заявить о нарушении
совсем я не понимаю этот разный способ мышления, ну чем он разный?

Ирина Коцив   07.12.2020 22:24   Заявить о нарушении
Ну, Ваши извилин, наверное, глубже моих.

Людмила Волкова   08.12.2020 12:52   Заявить о нарушении
Не думаю.Но м.б. под разными углами смотрим...

Ирина Коцив   08.12.2020 13:29   Заявить о нарушении