Тринадцатый воин 1999

В очередной раз, пролистав мнения критиков на Кинопоиске, понимаешь, что опять и опять люди расставляют акценты не на тех вещах, и большинство статей из-за этого выглядят, как плевки снобов,  а между тем

«Тринадцатый воин» (1999) 

вполне своевременный и интересный фильм, вызывающий теплые воспоминания, и думаю, что джентльмены за 30 вполне себе его пересматривают. Но речь пойдет не о фильме, как таковом, а о том, кто в свое время меня вдохновил среди персонажей, и это вторая статья такого рода, первая была чуть ниже, и касается фильма «Тумстоун». Итак, несмотря на голливудскую игру Антонио Бандераса, меня в свое время поразил все же Дэннис Стерхой в роли Хергера Весельчака, а если подумать, то если бы не этот человек, картинному Ахмеду ибн Фадлану и не жилось бы на свете. Скальд, иронично шутящий с друзьями, но также и кидающий нидвисы в недругов, одинаково остро делающий выпады и мечом, и острым словом. С первого же просмотра мне очень полюбился этот человек Одина, который с легкостью переживает смерть соратников, потому что все уже предопределено, чем и восхищает поэта-араба. В чем-то он оттеняет подвиги и своего ярла Бульвайфа, и даже вроде бы и главного героя Ибн Фадлана. Но, тем не менее, он гармонично и кратко для популярной киноленты показывает повседневность человека, живущего своими ценностями.

Что до историчности фильма, то о ней никто и не говорит. В свое время мы обсуждали этот фильм во время учебы на семинарах по этнологии, на тот момент он был очень свеж. Наверное, и сам ныне покойный Майкл Крайтон, когда писал сценарий и его новеллизацию «Пожиратели мертвых» хотел чего-то настоящего и необычного. Поэтому он взял эпос «Беовульф», и смешал его с некоторыми историческими фактами, кое-где приукрасив. Ахмед ибн Фадлан действительно встречался с норманнами в волжских степях, на тот момент в Европе гипотетически могли жить потомки неандертальцев, но конечно не в таких количествах, как показано в фильме, к тому же они одновременно имеют культ медведя, с патриархальным вождизмом, и матриархальный культ палеолитической Венеры с Матерью Венделей. Но сами норманны называют их «вендели», памятуя о венедах, разумеется. Иногда мне приходит на ум, что необузданность этих странных архаических пещерных дикарей, и породила желание видеть неандерталенсис в роли предков европейцев у Варга Викернеса.

 
Кстати, что интересно, и Хергер Весельчак, достаточно образованный для человека, много пьющего мед, на вопросы Мельхиседека, друга и наставника Ахмеда, на греческом, отвечает все же на латинском. Но это все, конечно мелочи, по сравнению с атмосферой отдельных моментов. И именно поэтому, я и ценю это произведение из тех лет, где больше нет нас…


Рецензии