56 Хозяйство и культура Рима. Движение сторонников

                плебса

1. Рост могущества богачей и разорение крестьян в Италии.
  Завоевание многих стран Средиземноморья существенно усугубило разницу между положением богатых и бедных граждан в Риме. Должностные лица получали щедрое вознаграждение за военные победы, наживали богатства в провинциях, обзаводились огромным, невиданным до того количеством рабов.
Вопрос: Почему, имея много рабов, богачи скупали землю?
  Беднота же, напротив, не могла как следует вести свои личные хозяйства, надолго отрываясь от дома. Часто по возвращении из похода бедняк не мог вовремя отдать деньги и продавал свою землю богачам. Многие начинали подрабатывать случайным ремеслом или просто становились бродягами и нищими.
Вопрос: Могло ли такое происходить в Афинах при Перикле? Почему?
  Население Рима и Италии всё больше реально делилось не на патрициев и плебеев, а на богачей(нобилей) и разорившихся малоимущих и неимущих людей(плебс).
2. Рабство в Риме.
  Во II-I в.в. до н.э. рабство в Римском государстве достигло наибольшего масштаба в древнем мире. Подавляющее большинство рабов были пленниками или данниками из покорённых и зависимых стран или захваченными либо проданными "варварами" из стран вне границ державы(галлы, фракийцы, скифы). Крупнейший рынок рабов располагался на острове Делос. Встречались рабы знатного происхождения, даже образованные и учёные. Таких обычно изолировали от других рабов - они становились учителями, воспитателями,переписчиками книг.
Вопрос: С какой целью таких рабов изолировали или ставили в привилегированное положение?
  Рабы выполняли любую работу в городских усадьбах и загородных поместьях(виллах) нобилей: обрабатывали поля и огороды, пасли скот, изготовляли ремесленные изделия, готовили пищу, сопровождали господ в дороге. В крупнейших имениях насчитывалось до тысячи невольников!
  Десятки рабов имели в Риме люди среднего достатка, и даже у малоимущих часто был раб-слуга. Иногда рабы - владельцы мастерских - имели своих рабов! Невольниками в Риме были музыканты, актёры, танцовщики, врачи, цирюльники, мусорщики и уличные стражи(лишь последние могли быть рабами (скифы или персы) в Афинах во времена расцвета Эллады).
Вопросы: Как могло влиять на отношение римлян к обучению и искусству то, что их служителями они делали рабов? Более или менее жестоким могло становиться отношение к рабам оттого, что их было очень много? Почему стремились иметь рабов с момента рождения или с детства?
  Обилие рабов вело к тому, что их жизнь или здоровье очень мало ценились. Многие господа за малейшие проступки жестоко били рабов, заковывали их в подземелье, за нежелание работать или дерзости могли распять на кресте или отдать в рудники и каменоломни. Но и там рабов было очень много, и поэтому большое распространение с III века до н.э. в Риме получили гладиаторские бои("гладиатор" изначально - "воин с мечом"). Сильные или непокорные рабы отправлялись в гладиаторские школы и в дни праздников сражались друг с другом в амфитеатрах на потеху зрителей. От поднятия или опускания их рук зависело, добъёт ли победитель побеждённого или сохранит ему жизнь...
Вопрос: Почему в гладиаторы отдавали не только непокорных, но просто сильных рабов или проявивших храбрость в бою пленников?

- Схолий, это перекрёсток дорог?
- Мы в окрестностях Рима. Смотри, вдоль дорог и сейчас растут кипарисы. В древности их высаживали в память о предках. Но нас интересует вот этот щит. Красочный рисунок указывает место раскопок загородной древней виллы.
- Вот бы увидеть, как она выглядела!
- Закрой глаза и вновь открой. Мы - две с небольшим тысячи лет назад. Смотри - вот усадебный дом. Самого хозяина сейчас нет, но мы можем невидимо проникнуть внутрь. Вот открыла двери ключница - войдём. Это жена управляющего имением.
- Сколько комнат! Так, это - прихожая, это - атрий для отдыха, да?
- А вот кабинет хозяина - таблин. Рядом - столовая комната, кухня, бассейн с декоративными рыбками. Дальше - отдельные комнаты для жены и детей, а это - спальня для прислуги. Всего здесь более двадцати помещений.
- Ого! Да ещё внутренний сад во дворе и зверинец - я вижу фазанов, страусов, кабанов... Люди поливают цветы, кормят животных.
- Это всё - специальные рабы.
- Ой! Хозяин идёт! Его рабы сопровождают.
- Это не хозяин, а управляющий - вилик. И он, и его жена ключница - тоже рабы.
- Ну и раб! Ведёт себя почище иного хозяина! Кричит на какого-то человека, подошедшего к нему. Что-то диктует писцу - наверное, тоже рабу...
- Кричит он на крестьянина,пришедшего жаловаться на рабов-пастухов, заведших скот на его огород. А диктует доносы хозяину о том, кто из слуг как себя ведёт.

3. Обострение общественной ситуации в Риме. Земельный закон Тиберия Гракха.
  Уже вскоре после завоеваний на Балканах, в Африке и Малой Азии, начиная со 130-ых годов до н.э., Рим столкнулся с осложнением положения бедняков.  Многие из них уже не имели возможности служить в армии. Войска, теряя численность, начали попадать в сложные ситуации в войнах. В Испании много лет продолжалось восстание местных племён во главе с вождём Вириатом. В Малой Азии ряд городов не признал власть Рима и провозгласил царём Аристоника - родственника последнего царя Пергама, учредившего "государство Солнца". Начались волнения рабов в местах, где их скопилось особенно много. На Сицилии в 138 г. до н.э. поднялось мощное восстание рабов во главе с пленным сирийцем Эвном, подавленное лишь через шесть лет.
  В такой обстановке в Риме возросла активность сторонников наделения бедняков землёй и выделения им средств на военную службу. Их возглавлял Тиберий Гракх - внук Сципиона Африканского по линии дочери - Корнелии, высокообразованной женщины, воспитывавшей детей прежде всего как образцовых граждан. Тиберий рано прославился как оратор и инициативный человек. О том, что заставило его выступить в защиту плебса, Тиберий говорил сам:«…дикие звери, населяющие Италию, имеют норы, у каждого есть своё место и своё пристанище, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света, бездомными скитальцами бродят они по стране вместе с жёнами и детьми, а полководцы лгут, когда перед битвой призывают воинов защищать от врага родные могилы и святыни, ибо ни у кого из такого множества римлян не осталось о;тчего алтаря, никто не покажет, где могильный холм его предков, нет! — и воюют и умирают они за чужую роскошь и богатство, эти „владыки вселенной“, как их называют, которые ни единого комка земли не могут назвать своим!"
  В 133 году до н.э.Тиберий был избран народным трибуном и предложил принять новый земельный закон, по которому предполагалось поделить между нуждающимися бедняками земли, арендованные нобилями у государства.
Вопрос: Почему законопроект вызвал особое противодействие в сенате?
  Другой трибун, близкий товарищ Гракха Марк Октавий наложил вето на проект Тиберия. Тогда Гракх предложил народному собранию отстранить от должности Октавия, предавшего интересы народа. Плебейское большинство поддержало отставку и даже силой стащило Октавия с возвышения на Форуме.
Вопрос: Тиберий нарушил римский закон о неприкосновенности должностного лица. Как вы относитесь к его поступку?
  Закон о наделении крестьян землёй был принят. Но трагическая участь ждала Тиберия: в день выборов, когда он снова выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны, началась драка между сторонниками и противниками Гракха, которые заранее вооружились. Тиберий тотчас же показал рукой на свою голову, показывая на опасность для себя. Тут же враги Гракха распространили слух, что он хочет провозгласить себя царём. Разъярённые сенаторы набросились на сторонников реформ на Форуме. Тиберий упал и был убит. Его труп бросили в Тибр. Правда, предводителю его врагов, двоюродному брату Назике, пришлось бежать из Рим, потому что за убийство должностного лица в Риме можно было подвергнуться самосуду прямо на улице.
Вопрос: Как вы можете назвать события конца 133 г. до н.э. в Риме? Почему виновным в них считался Тиберий Гракх?
4. Деятельность Гая Гракха.
  Младший брат Тиберия - Гай, человек одних с ним убеждений, долгое время после гибели Тиберия держался в стороне от государственной службы. Но в 123 г. до н.э. он также был избран трибуном. По его предложению были наказаны лица,виновные в убийстве Тиберия. Помимо проведения в жизнь закона о разделе государственной земли Гай выступал за основание колоний в провинциях для бедных граждан и организовал раздачу беднякам зерна в Риме. Он не хотел вызвать гнева всех богачей и предложил также закон, по которому в судах вместо сенаторов заседали бы всадники.
Вопрос: Вспомните, кто такие всадники, скажите, что стало причиной ссоры богачей при принятии этого закона.
  Необыкновенная популярность позволила избраться Гаю трибуном во второй раз.
Теперь он предложил предоставить гражданство италикам и сам выехал в Африку, где основывал колонии на месте Карфагена. Однако его противники проявили хитрость: они обещали основать новые колонии в Италии, куда плебс устремился охотнее. Поддерживая возражения у многих граждан против наиболее решительных проектов Гая, сенат и богачи добились неизбрания его трибуном в третий раз и предложили отменить ряд его законов. И опять в Риме произошло вооружённое столкновение гракхианцев и их противников. Силы оказались неравными, так как богачи использовали наёмный отряд. Гай и его друзья бежали. Многие погибли в столкновении на мосту. Гай, которому никто даже не дал коня, принял добровольную смерть.
Вопросы: Можно ли назвать братьев Гракхов демократами? Почему их стремление провести в Риме решительные реформы окончилось неудачей?

5. Римская культура III-II в.в. до н.э.
  После того, как римляне стали хозяевами Средиземноморья, они в значительной степени усвоили достижения эллинской культуры. Стало престижно обучать детей состоятельных граждан греческому языку, в совершенстве изучать произведения греческой литературы, философии, труды учёных. Первыми знатоками культуры Эллады в Риме оказались пленники и рабы. Так, раб-учитель, позже получивший свободу, Ливий Андроник перевёл в 240 г. до н.э. на латинский язык "Одиссею" и поставил впервые в Риме трагедию. Греческий заложник Полибий написал во II веке до н.э. первую "всеобщую историю" Средиземноморья.
  Если трагедии, писавшиеся для римского театра, были во многом подражательны, то комедии, взявшие греческие сюжеты у эллинистических авторов, наполнились реалиями римской жизни. В этом отношении выделяются пьесы Тита Маккия Плавта. Также как произведения Менандра, они породили немало похожих сюжетов в литературе нового времени: о близнецах, которых по ходу комедии все путают("Два Менехма"), о скряге, больше жизни опасающегося зп свою спрятанную кубышку("Клад"), о хитром пройдохе-слуге("Псевдол"). А вот более тонкие по-эллински комедии Теренция("Братья", "Свекровь")вызвали у римлян равнодушие: во время двух представлений одной из них зрители сначала убежали на бой гладиаторов, затем - посмотреть уличных плясунов.
Вопрос: Почему такое было невозможно в Греции V века до н.э. и возможно в Риме?
  В Риме развернулось строительство храмов и постановка статуй в подражание греческим городам. Одним из первых знатоков греческой учёности был Сципион; прекрасно знали знаменитых греков братья Гракхи.
Вопросы: Подумайте, кого из деятелей Греции должны были особо ценить Гракхи. Кому подражал Катон Старший, говоря, что есть "молчащие орудия","мычащие орудия" - скот и "говорящие орудия" - рабы?
  Постепенно роскошь, свойственная эллинистической культуре, вытеснила в домах богачей старинную римскую скромность и суровость. Усадьбы богачей, как дворцы басилевсов, стали украшаться колоннами, статуями и фресками.

На полях:

         Из трактата Марка Порция Катона Старшего "Земледелие".
  Если ты меня спросишь, какое имение самое лучшее, то я скажу так: сто югеров(25 гектаров) с самой разнообразной почвой, в самом лучшем месте: во-первых с виноградником, если вино хорошее и если вина много; во-вторых, с поливным огородом; в-третьих, с ивняком; в-четвертых, с масличным садом; в-пятых, с лугом; в-шестых с хлебной нивой; в-седьмых, лесом, где можно резать листья на корм скоту; в-восьмых, с виноградником, где лозы вьются, по деревьям; в-девятых, лес с деревьями, дающими желуди.
  Хозяин, пришел в усадьбу и помолившись домашнему лару, должен обойти поместье, если можно, в тот же самый день, а если не в тот же самый день, то на следующий.
  ...Вот обязанности вилика. Он должен завести хороший порядок, соблюдать праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно. Он разбирает споры рабов; если кто в чем провинился, он хорошенько наказывает виновного, смотря по проступку.
  Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать. У вилика они всегда в работе: так он их легче удержит от дурного и воровства...Если он будет работать, он будет знать, что у рабов на уме, и они будут покладистее в работе.
  Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия(модий - 8,75 л) пшеницы, а летом - по 4 1/2; вилику, ключнице, смотрителю, овчару - по 3 модия. Колодникам зимой - по 4 фунта хлеба; летом, как станут вскапывать виноградник, - по 5...
  Одежда рабам. Туника весом в 3 1/2 фунта и плащ - через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

        Из жизнеописаний Тиберия и Гая Гракхов (по Плутарху)
  ...Эти юно­ши, оди­на­ко­во храб­рые, воз­держ­ные, бес­ко­рыст­ные, крас­но­ре­чи­вые, вели­ко­душ­ные, в поступ­ках сво­их и делах прав­ле­ния обна­ру­жи­ли с пол­ной ясно­стью нема­лые раз­ли­чия... Во-пер­вых, выра­же­ние лица, взгляд и жесты у Тибе­рия были мяг­че, сдер­жан­нее, у Гая рез­че и горя­чее, так что, и высту­пая с реча­ми, Тибе­рий скром­но сто­ял на месте, а Гай пер­вым сре­ди рим­лян стал во вре­мя речи рас­ха­жи­вать по ора­тор­ско­му воз­вы­ше­нию и сры­вать с пле­ча тогу, — как афи­ня­нин Кле­он...  Далее, Гай гово­рил гроз­но, страст­но и зажи­га­тель­но, а речь Тибе­рия радо­ва­ла слух и лег­ко вызы­ва­ла состра­да­ние.
  Тибе­рий, дер­жа путь в Нуман­цию, про­ез­жал через Этру­рию и видел запу­сте­ние зем­ли, видел, что и паха­ри и пас­ту­хи — сплошь вар­ва­ры, рабы из чужих кра­ев, и тогда впер­вые ему при­шел на ум замы­сел, став­ший впо­след­ст­вии для обо­их бра­тьев источ­ни­ком неис­чис­ли­мых бед. Впро­чем, все­го боль­ше раз­жег его реши­мость и често­лю­бие сам народ, испи­сы­вая колон­ны пор­ти­ков, памят­ни­ки и сте­ны домов при­зы­ва­ми к Тибе­рию вер­нуть обще­ст­вен­ную зем­лю бед­ня­кам.
  Он был близ­ким това­ри­щем Тибе­рия и, сты­дясь пре­дать дру­га, сна­ча­ла откло­нял все пред­ло­же­ния, кото­рые ему дела­лись, но, в кон­це кон­цов, слом­лен­ный неот­ступ­ны­ми прось­ба­ми мно­гих вли­я­тель­ных граж­дан, как бы вопре­ки соб­ст­вен­ной воле высту­пил про­тив Тибе­рия и его зако­на...Чуть не еже­днев­но у Тибе­рия быва­ли схват­ки с Окта­ви­ем на ора­тор­ском воз­вы­ше­нии, но, хотя спо­ри­ли они с вели­чай­шей горяч­но­стью и упор­ст­вом, ни один из них, как сооб­ща­ют, не ска­зал о дру­гом ниче­го оскор­би­тель­но­го, ни один не под­дал­ся гне­ву, не про­ро­нил непо­до­баю­ще­го или непри­стой­но­го сло­ва. Как вид­но, не толь­ко на вак­хи­че­ских празд­не­ствах, но и в пла­мен­ных пре­ре­ка­ни­ях доб­рые задат­ки и разум­ное вос­пи­та­ние удер­жи­ва­ют дух от без­образ­ных край­но­стей.
  ...Гай вооб­ще не участ­во­вал в схват­ке. Не в силах даже видеть то, что про­ис­хо­ди­ло вокруг, он ушел в храм Диа­ны и хотел покон­чить с собой, но двое самых вер­ных дру­зей, Пом­по­ний и Лици­ний, его удер­жа­ли — отня­ли меч и уго­во­ри­ли бежать. Тогда, как сооб­ща­ют, пре­кло­нив пред боги­ней коле­но и про­стер­ши к ней руки, Гай про­клял рим­ский народ, моля, чтобы в воз­мездие за свою изме­ну и чер­ную небла­го­дар­ность он остал­ся рабом наве­ки. Ибо гро­мад­ное боль­шин­ство наро­да откры­то пере­мет­ну­лось на сто­ро­ну вра­гов Грак­ха, едва толь­ко через гла­ша­та­ев было обе­ща­но поми­ло­ва­ние.
  Вра­ги бро­си­лись вдо­гон­ку и настиг­ли Гая под­ле дере­вян­но­го моста, и тогда дру­зья веле­ли ему бежать даль­ше, а сами пре­гра­ди­ли погоне доро­гу и дра­лись, нико­го не пус­кая на мост, до тех пор, пока не пали оба. Теперь Гая сопро­вож­дал толь­ко один раб, по име­ни Фило­крат; точ­но на состя­за­ни­ях, все при­зы­ва­ли их бежать ско­рее, но засту­пить­ся за Гая не поже­лал никто, и даже коня никто ему не дал, как он ни про­сил, — вра­ги были уже совсем рядом. Тем не менее он успел добрать­ся до малень­кой рощи­цы...и там Фило­крат убил сна­ча­ла его, а потом себя. Неко­то­рые, прав­да, пишут, что обо­их вра­ги захва­ти­ли живы­ми, но раб обни­мал гос­по­ди­на так креп­ко, что ока­за­лось невоз­мож­ным нане­сти смер­тель­ный удар вто­ро­му, пока под бес­чис­лен­ны­ми уда­ра­ми не умер пер­вый.

                Плутарх о матери Гракхов Корнелии
  Кор­не­лия при­ня­ла на себя все заботы о доме и обна­ру­жи­ла столь­ко бла­го­род­ства, здра­во­го смыс­ла и люб­ви к детям, что, каза­лось, Тибе­рий сде­лал пре­крас­ный выбор, решив уме­реть вме­сто такой супру­ги, кото­рая отверг­ла сва­тов­ство Пто­ле­мея, желав­ше­го разде­лить с нею цар­ский венец, но оста­лась вдо­вой и, поте­ряв­ши всех детей, кро­ме тро­их, дочь выда­ла замуж за Сци­пи­о­на Млад­ше­го, а двух сыно­вей, Тибе­рия и Гая, чья жизнь опи­са­на нами здесь, рас­ти­ла с таким често­лю­би­вым усер­ди­ем, что они, — бес­спор­но, самые даро­ви­тые сре­ди рим­лян, — сво­и­ми пре­крас­ны­ми каче­ства­ми боль­ше, по-види­мо­му, были обя­за­ны вос­пи­та­нию, чем при­ро­де... Она часто задавала детям вопрос:"Когда же меня будут называть матерью Гракхов, а не дочерью Сципиона?"
  ...Она про­ве­ла оста­ток сво­их дней...нисколь­ко не изме­нив обыч­но­го обра­за жиз­ни. По-преж­не­му у нее было мно­го дру­зей, дом ее сла­вил­ся госте­при­им­ст­вом и пре­крас­ным сто­лом, в ее окру­же­нии посто­ян­но быва­ли гре­ки и уче­ные, и она обме­ни­ва­лась подар­ка­ми со все­ми царя­ми. Все, кто ее посе­щал или же вооб­ще вхо­дил в круг ее зна­ко­мых, испы­ты­ва­ли вели­чай­шее удо­воль­ст­вие, слу­шая рас­ска­зы Кор­не­лии о жиз­ни и пра­ви­лах ее отца, Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го, но все­го боль­ше изум­ле­ния вызы­ва­ла она, когда, без печа­ли и слез, вспо­ми­на­ла о сыно­вьях и отве­ча­ла на вопро­сы об их делах и об их гибе­ли, слов­но бы повест­вуя о собы­ти­ях седой ста­ри­ны. Неко­то­рые даже дума­ли, буд­то от ста­ро­сти или невы­но­си­мых стра­да­ний она лиши­лась рас­суд­ка и сде­ла­лась бес­чув­ст­вен­ною к несча­сти­ям, но сами они бес­чув­ст­вен­ны, эти люди, кото­рым невдо­мек, как мно­го зна­чат в борь­бе со скор­бью при­род­ные каче­ства, хоро­шее про­ис­хож­де­ние и вос­пи­та­ние: они не зна­ют и не видят, что, пока доб­лесть ста­ра­ет­ся огра­дить себя от бед­ст­вий, судь­ба неред­ко одер­жи­ва­ет над нею верх, но отнять у доб­ле­сти силу разум­но пере­но­сить свое пора­же­ние она не может.


Рецензии