56 Хозяйство и культура Рима. Движение сторонников
1. Рост могущества богачей и разорение крестьян в Италии.
Завоевание многих стран Средиземноморья существенно усугубило разницу между положением богатых и бедных граждан в Риме. Должностные лица получали щедрое вознаграждение за военные победы, наживали богатства в провинциях, обзаводились огромным, невиданным до того количеством рабов.
Вопрос: Почему, имея много рабов, богачи скупали землю?
Беднота же, напротив, не могла как следует вести свои личные хозяйства, надолго отрываясь от дома. Часто по возвращении из похода бедняк не мог вовремя отдать деньги и продавал свою землю богачам. Многие начинали подрабатывать случайным ремеслом или просто становились бродягами и нищими.
Вопрос: Могло ли такое происходить в Афинах при Перикле? Почему?
Население Рима и Италии всё больше реально делилось не на патрициев и плебеев, а на богачей(нобилей) и разорившихся малоимущих и неимущих людей(плебс).
2. Рабство в Риме.
Во II-I в.в. до н.э. рабство в Римском государстве достигло наибольшего масштаба в древнем мире. Подавляющее большинство рабов были пленниками или данниками из покорённых и зависимых стран или захваченными либо проданными "варварами" из стран вне границ державы(галлы, фракийцы, скифы). Крупнейший рынок рабов располагался на острове Делос. Встречались рабы знатного происхождения, даже образованные и учёные. Таких обычно изолировали от других рабов - они становились учителями, воспитателями,переписчиками книг.
Вопрос: С какой целью таких рабов изолировали или ставили в привилегированное положение?
Рабы выполняли любую работу в городских усадьбах и загородных поместьях(виллах) нобилей: обрабатывали поля и огороды, пасли скот, изготовляли ремесленные изделия, готовили пищу, сопровождали господ в дороге. В крупнейших имениях насчитывалось до тысячи невольников!
Десятки рабов имели в Риме люди среднего достатка, и даже у малоимущих часто был раб-слуга. Иногда рабы - владельцы мастерских - имели своих рабов! Невольниками в Риме были музыканты, актёры, танцовщики, врачи, цирюльники, мусорщики и уличные стражи(лишь последние могли быть рабами (скифы или персы) в Афинах во времена расцвета Эллады).
Вопросы: Как могло влиять на отношение римлян к обучению и искусству то, что их служителями они делали рабов? Более или менее жестоким могло становиться отношение к рабам оттого, что их было очень много? Почему стремились иметь рабов с момента рождения или с детства?
Обилие рабов вело к тому, что их жизнь или здоровье очень мало ценились. Многие господа за малейшие проступки жестоко били рабов, заковывали их в подземелье, за нежелание работать или дерзости могли распять на кресте или отдать в рудники и каменоломни. Но и там рабов было очень много, и поэтому большое распространение с III века до н.э. в Риме получили гладиаторские бои("гладиатор" изначально - "воин с мечом"). Сильные или непокорные рабы отправлялись в гладиаторские школы и в дни праздников сражались друг с другом в амфитеатрах на потеху зрителей. От поднятия или опускания их рук зависело, добъёт ли победитель побеждённого или сохранит ему жизнь...
Вопрос: Почему в гладиаторы отдавали не только непокорных, но просто сильных рабов или проявивших храбрость в бою пленников?
- Схолий, это перекрёсток дорог?
- Мы в окрестностях Рима. Смотри, вдоль дорог и сейчас растут кипарисы. В древности их высаживали в память о предках. Но нас интересует вот этот щит. Красочный рисунок указывает место раскопок загородной древней виллы.
- Вот бы увидеть, как она выглядела!
- Закрой глаза и вновь открой. Мы - две с небольшим тысячи лет назад. Смотри - вот усадебный дом. Самого хозяина сейчас нет, но мы можем невидимо проникнуть внутрь. Вот открыла двери ключница - войдём. Это жена управляющего имением.
- Сколько комнат! Так, это - прихожая, это - атрий для отдыха, да?
- А вот кабинет хозяина - таблин. Рядом - столовая комната, кухня, бассейн с декоративными рыбками. Дальше - отдельные комнаты для жены и детей, а это - спальня для прислуги. Всего здесь более двадцати помещений.
- Ого! Да ещё внутренний сад во дворе и зверинец - я вижу фазанов, страусов, кабанов... Люди поливают цветы, кормят животных.
- Это всё - специальные рабы.
- Ой! Хозяин идёт! Его рабы сопровождают.
- Это не хозяин, а управляющий - вилик. И он, и его жена ключница - тоже рабы.
- Ну и раб! Ведёт себя почище иного хозяина! Кричит на какого-то человека, подошедшего к нему. Что-то диктует писцу - наверное, тоже рабу...
- Кричит он на крестьянина,пришедшего жаловаться на рабов-пастухов, заведших скот на его огород. А диктует доносы хозяину о том, кто из слуг как себя ведёт.
3. Обострение общественной ситуации в Риме. Земельный закон Тиберия Гракха.
Уже вскоре после завоеваний на Балканах, в Африке и Малой Азии, начиная со 130-ых годов до н.э., Рим столкнулся с осложнением положения бедняков. Многие из них уже не имели возможности служить в армии. Войска, теряя численность, начали попадать в сложные ситуации в войнах. В Испании много лет продолжалось восстание местных племён во главе с вождём Вириатом. В Малой Азии ряд городов не признал власть Рима и провозгласил царём Аристоника - родственника последнего царя Пергама, учредившего "государство Солнца". Начались волнения рабов в местах, где их скопилось особенно много. На Сицилии в 138 г. до н.э. поднялось мощное восстание рабов во главе с пленным сирийцем Эвном, подавленное лишь через шесть лет.
В такой обстановке в Риме возросла активность сторонников наделения бедняков землёй и выделения им средств на военную службу. Их возглавлял Тиберий Гракх - внук Сципиона Африканского по линии дочери - Корнелии, высокообразованной женщины, воспитывавшей детей прежде всего как образцовых граждан. Тиберий рано прославился как оратор и инициативный человек. О том, что заставило его выступить в защиту плебса, Тиберий говорил сам:«…дикие звери, населяющие Италию, имеют норы, у каждого есть своё место и своё пристанище, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света, бездомными скитальцами бродят они по стране вместе с жёнами и детьми, а полководцы лгут, когда перед битвой призывают воинов защищать от врага родные могилы и святыни, ибо ни у кого из такого множества римлян не осталось о;тчего алтаря, никто не покажет, где могильный холм его предков, нет! — и воюют и умирают они за чужую роскошь и богатство, эти „владыки вселенной“, как их называют, которые ни единого комка земли не могут назвать своим!"
В 133 году до н.э.Тиберий был избран народным трибуном и предложил принять новый земельный закон, по которому предполагалось поделить между нуждающимися бедняками земли, арендованные нобилями у государства.
Вопрос: Почему законопроект вызвал особое противодействие в сенате?
Другой трибун, близкий товарищ Гракха Марк Октавий наложил вето на проект Тиберия. Тогда Гракх предложил народному собранию отстранить от должности Октавия, предавшего интересы народа. Плебейское большинство поддержало отставку и даже силой стащило Октавия с возвышения на Форуме.
Вопрос: Тиберий нарушил римский закон о неприкосновенности должностного лица. Как вы относитесь к его поступку?
Закон о наделении крестьян землёй был принят. Но трагическая участь ждала Тиберия: в день выборов, когда он снова выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны, началась драка между сторонниками и противниками Гракха, которые заранее вооружились. Тиберий тотчас же показал рукой на свою голову, показывая на опасность для себя. Тут же враги Гракха распространили слух, что он хочет провозгласить себя царём. Разъярённые сенаторы набросились на сторонников реформ на Форуме. Тиберий упал и был убит. Его труп бросили в Тибр. Правда, предводителю его врагов, двоюродному брату Назике, пришлось бежать из Рим, потому что за убийство должностного лица в Риме можно было подвергнуться самосуду прямо на улице.
Вопрос: Как вы можете назвать события конца 133 г. до н.э. в Риме? Почему виновным в них считался Тиберий Гракх?
4. Деятельность Гая Гракха.
Младший брат Тиберия - Гай, человек одних с ним убеждений, долгое время после гибели Тиберия держался в стороне от государственной службы. Но в 123 г. до н.э. он также был избран трибуном. По его предложению были наказаны лица,виновные в убийстве Тиберия. Помимо проведения в жизнь закона о разделе государственной земли Гай выступал за основание колоний в провинциях для бедных граждан и организовал раздачу беднякам зерна в Риме. Он не хотел вызвать гнева всех богачей и предложил также закон, по которому в судах вместо сенаторов заседали бы всадники.
Вопрос: Вспомните, кто такие всадники, скажите, что стало причиной ссоры богачей при принятии этого закона.
Необыкновенная популярность позволила избраться Гаю трибуном во второй раз.
Теперь он предложил предоставить гражданство италикам и сам выехал в Африку, где основывал колонии на месте Карфагена. Однако его противники проявили хитрость: они обещали основать новые колонии в Италии, куда плебс устремился охотнее. Поддерживая возражения у многих граждан против наиболее решительных проектов Гая, сенат и богачи добились неизбрания его трибуном в третий раз и предложили отменить ряд его законов. И опять в Риме произошло вооружённое столкновение гракхианцев и их противников. Силы оказались неравными, так как богачи использовали наёмный отряд. Гай и его друзья бежали. Многие погибли в столкновении на мосту. Гай, которому никто даже не дал коня, принял добровольную смерть.
Вопросы: Можно ли назвать братьев Гракхов демократами? Почему их стремление провести в Риме решительные реформы окончилось неудачей?
5. Римская культура III-II в.в. до н.э.
После того, как римляне стали хозяевами Средиземноморья, они в значительной степени усвоили достижения эллинской культуры. Стало престижно обучать детей состоятельных граждан греческому языку, в совершенстве изучать произведения греческой литературы, философии, труды учёных. Первыми знатоками культуры Эллады в Риме оказались пленники и рабы. Так, раб-учитель, позже получивший свободу, Ливий Андроник перевёл в 240 г. до н.э. на латинский язык "Одиссею" и поставил впервые в Риме трагедию. Греческий заложник Полибий написал во II веке до н.э. первую "всеобщую историю" Средиземноморья.
Если трагедии, писавшиеся для римского театра, были во многом подражательны, то комедии, взявшие греческие сюжеты у эллинистических авторов, наполнились реалиями римской жизни. В этом отношении выделяются пьесы Тита Маккия Плавта. Также как произведения Менандра, они породили немало похожих сюжетов в литературе нового времени: о близнецах, которых по ходу комедии все путают("Два Менехма"), о скряге, больше жизни опасающегося зп свою спрятанную кубышку("Клад"), о хитром пройдохе-слуге("Псевдол"). А вот более тонкие по-эллински комедии Теренция("Братья", "Свекровь")вызвали у римлян равнодушие: во время двух представлений одной из них зрители сначала убежали на бой гладиаторов, затем - посмотреть уличных плясунов.
Вопрос: Почему такое было невозможно в Греции V века до н.э. и возможно в Риме?
В Риме развернулось строительство храмов и постановка статуй в подражание греческим городам. Одним из первых знатоков греческой учёности был Сципион; прекрасно знали знаменитых греков братья Гракхи.
Вопросы: Подумайте, кого из деятелей Греции должны были особо ценить Гракхи. Кому подражал Катон Старший, говоря, что есть "молчащие орудия","мычащие орудия" - скот и "говорящие орудия" - рабы?
Постепенно роскошь, свойственная эллинистической культуре, вытеснила в домах богачей старинную римскую скромность и суровость. Усадьбы богачей, как дворцы басилевсов, стали украшаться колоннами, статуями и фресками.
На полях:
Из трактата Марка Порция Катона Старшего "Земледелие".
Если ты меня спросишь, какое имение самое лучшее, то я скажу так: сто югеров(25 гектаров) с самой разнообразной почвой, в самом лучшем месте: во-первых с виноградником, если вино хорошее и если вина много; во-вторых, с поливным огородом; в-третьих, с ивняком; в-четвертых, с масличным садом; в-пятых, с лугом; в-шестых с хлебной нивой; в-седьмых, лесом, где можно резать листья на корм скоту; в-восьмых, с виноградником, где лозы вьются, по деревьям; в-девятых, лес с деревьями, дающими желуди.
Хозяин, пришел в усадьбу и помолившись домашнему лару, должен обойти поместье, если можно, в тот же самый день, а если не в тот же самый день, то на следующий.
...Вот обязанности вилика. Он должен завести хороший порядок, соблюдать праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно. Он разбирает споры рабов; если кто в чем провинился, он хорошенько наказывает виновного, смотря по проступку.
Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать. У вилика они всегда в работе: так он их легче удержит от дурного и воровства...Если он будет работать, он будет знать, что у рабов на уме, и они будут покладистее в работе.
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой - по 4 модия(модий - 8,75 л) пшеницы, а летом - по 4 1/2; вилику, ключнице, смотрителю, овчару - по 3 модия. Колодникам зимой - по 4 фунта хлеба; летом, как станут вскапывать виноградник, - по 5...
Одежда рабам. Туника весом в 3 1/2 фунта и плащ - через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...
Из жизнеописаний Тиберия и Гая Гракхов (по Плутарху)
...Эти юноши, одинаково храбрые, воздержные, бескорыстные, красноречивые, великодушные, в поступках своих и делах правления обнаружили с полной ясностью немалые различия... Во-первых, выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия были мягче, сдержаннее, у Гая резче и горячее, так что, и выступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать по ораторскому возвышению и срывать с плеча тогу, — как афинянин Клеон... Далее, Гай говорил грозно, страстно и зажигательно, а речь Тиберия радовала слух и легко вызывала сострадание.
Тиберий, держа путь в Нуманцию, проезжал через Этрурию и видел запустение земли, видел, что и пахари и пастухи — сплошь варвары, рабы из чужих краев, и тогда впервые ему пришел на ум замысел, ставший впоследствии для обоих братьев источником неисчислимых бед. Впрочем, всего больше разжег его решимость и честолюбие сам народ, исписывая колонны портиков, памятники и стены домов призывами к Тиберию вернуть общественную землю беднякам.
Он был близким товарищем Тиберия и, стыдясь предать друга, сначала отклонял все предложения, которые ему делались, но, в конце концов, сломленный неотступными просьбами многих влиятельных граждан, как бы вопреки собственной воле выступил против Тиберия и его закона...Чуть не ежедневно у Тиберия бывали схватки с Октавием на ораторском возвышении, но, хотя спорили они с величайшей горячностью и упорством, ни один из них, как сообщают, не сказал о другом ничего оскорбительного, ни один не поддался гневу, не проронил неподобающего или непристойного слова. Как видно, не только на вакхических празднествах, но и в пламенных пререканиях добрые задатки и разумное воспитание удерживают дух от безобразных крайностей.
...Гай вообще не участвовал в схватке. Не в силах даже видеть то, что происходило вокруг, он ушел в храм Дианы и хотел покончить с собой, но двое самых верных друзей, Помпоний и Лициний, его удержали — отняли меч и уговорили бежать. Тогда, как сообщают, преклонив пред богиней колено и простерши к ней руки, Гай проклял римский народ, моля, чтобы в возмездие за свою измену и черную неблагодарность он остался рабом навеки. Ибо громадное большинство народа открыто переметнулось на сторону врагов Гракха, едва только через глашатаев было обещано помилование.
Враги бросились вдогонку и настигли Гая подле деревянного моста, и тогда друзья велели ему бежать дальше, а сами преградили погоне дорогу и дрались, никого не пуская на мост, до тех пор, пока не пали оба. Теперь Гая сопровождал только один раб, по имени Филократ; точно на состязаниях, все призывали их бежать скорее, но заступиться за Гая не пожелал никто, и даже коня никто ему не дал, как он ни просил, — враги были уже совсем рядом. Тем не менее он успел добраться до маленькой рощицы...и там Филократ убил сначала его, а потом себя. Некоторые, правда, пишут, что обоих враги захватили живыми, но раб обнимал господина так крепко, что оказалось невозможным нанести смертельный удар второму, пока под бесчисленными ударами не умер первый.
Плутарх о матери Гракхов Корнелии
Корнелия приняла на себя все заботы о доме и обнаружила столько благородства, здравого смысла и любви к детям, что, казалось, Тиберий сделал прекрасный выбор, решив умереть вместо такой супруги, которая отвергла сватовство Птолемея, желавшего разделить с нею царский венец, но осталась вдовой и, потерявши всех детей, кроме троих, дочь выдала замуж за Сципиона Младшего, а двух сыновей, Тиберия и Гая, чья жизнь описана нами здесь, растила с таким честолюбивым усердием, что они, — бесспорно, самые даровитые среди римлян, — своими прекрасными качествами больше, по-видимому, были обязаны воспитанию, чем природе... Она часто задавала детям вопрос:"Когда же меня будут называть матерью Гракхов, а не дочерью Сципиона?"
...Она провела остаток своих дней...нисколько не изменив обычного образа жизни. По-прежнему у нее было много друзей, дом ее славился гостеприимством и прекрасным столом, в ее окружении постоянно бывали греки и ученые, и она обменивалась подарками со всеми царями. Все, кто ее посещал или же вообще входил в круг ее знакомых, испытывали величайшее удовольствие, слушая рассказы Корнелии о жизни и правилах ее отца, Сципиона Африканского, но всего больше изумления вызывала она, когда, без печали и слез, вспоминала о сыновьях и отвечала на вопросы об их делах и об их гибели, словно бы повествуя о событиях седой старины. Некоторые даже думали, будто от старости или невыносимых страданий она лишилась рассудка и сделалась бесчувственною к несчастиям, но сами они бесчувственны, эти люди, которым невдомек, как много значат в борьбе со скорбью природные качества, хорошее происхождение и воспитание: они не знают и не видят, что, пока доблесть старается оградить себя от бедствий, судьба нередко одерживает над нею верх, но отнять у доблести силу разумно переносить свое поражение она не может.
Свидетельство о публикации №220051501716