Людимск-Березуй

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Так исторически сложилось, что это было людное место, место, где собираются вольные люди, коробейники, барышники, торговый люд, ярмарка, базар, которые и укрывались, и отдыхали и расквартировывались по березняковым прибрежным рощам речки Березуй.
     К 14-му веку народу тут прибавилось, появилось свободное торжище, ярмарка, людское скопище и сутолока, что-то вроде Птичьего рынка в Москве. Как всегда, появились и вольные казаки, а то и наёмные ушкуйники, которые начали грабить свободных купцов. Появилась необходимость в создании укреплений.
     Людимск под именем Березуйск литовские князья считали своим городом в одной из грамот Князя Ольгерда. Именование Березуйск используется и в Списке русских городов 1387-го года.
     А впервые именование Людимск используется в докончании, в договоре о прекращении споров в 1402-м году между Князем Василием Первым и Князем Серпуховским и Боровским Владимиром Андреевичем. По докончанию Людимск оставался за сыном Владимира Храброго Иваном.
     В 15-м веке название Березуй уже не встречается. Также в разных историях попадается название Людинск, и много ещё его однокоренных именований.
     Городок стоял где-то на берегу Большого Березуя, и по торговым делам Березуй был интегрирован с Козельском, который стоял южнее.
     Сегодня Людимск отождествляется с городищем по правой стороне Большого Березуя недалеко от деревушки Гришово в Калужской области. С одной стороны городища течёт река, с другой лощина, с третьей ров.
     Как город Людимск начинает именоваться в историях с 12-го века. В это время здесь уже стоит Детинец в четверть гектара. С напольной стороны разместились несколько посадов, два из которых частично раскопаны и составляют по 4,5 гектара каждый.
     В 14-м веке Людимск-Березуй расширился в несколько раз и представлял из себя не только крепость, но и ремесленнодельческий кластер, торжище, куда съезжались коробейники из дальних мест. Тут был свой Красный луг, куда приходили парни в поисках себе пары.
     При Красном Луге стояла часовенка походного типа, где пары венчались. Парней старались оставить при городке, ведь это были не просто бедняки, сюда шли ребята из семей, где по наследству передавалось ремесло, не нищие.
     В 1380-м году, по местной легенде, через Березуй проходил путь Дмитрия Донского на Куликово поле. Рязанские князья якобы не пропустили войско Дмитрия рез свои земли, и он обходил их с запада в двух днях перехода от места битвы, остановился в Березуе.
     Сюда же пришли и Литовские Князья, а также пешая рать тысяцкого Тимофея Вельяминова. Далековато, конечно, от Куликова поля, около 200 километров. Но и само место битвы сегодня не определено в точности.
     Орловские историки оспаривают это мнение. Они считают, что истинный Березуй находится на их, орловской, территории.
     Интересно, что после Куликовского боя и та, и другая сторона перво-на-перво занялась захоронением погибших воинов, копая могилы бок-о-бок
     Город, а потом и ремесленнодельческое поселение функционировали тут до конца 17-го века.
     Около 1425-го года Людимско-Березуйская крепость участвует в междоусобице в Московском Великом Княжестве. Усобица эта в историях прозвана была феодальной войной, когда в клинче сошлись Василий Тёмный со товарищи против компании Дмитрия Шемяки по поводу усиления центральной власти, для противостояния Литве и ордынцам. Небольшие уделы, вроде Людимска выступали против централизации, потому что их за ненадобностью могли просто утилизировать.
     После 1450-го года разгорелись нешуточные споры по поводу Верхнеокских городов, на которые не шуточно замахнулись Московские владыки, желая прибрать их себе у Литвы. Происходит целая цепочка перехода Людимск из рук в руки.
     В 1436-м году Людимск входит в вотчину Князя Ивана Можайскиого.
     В 1447-м году. Иван Можайский заключает докончание с Василием Вторым, по которому Людимск за большие откупные переходит к Великому Князю Москвовскому.
     В 1455-м году Князья Воротынские, будучи на службе у Литвы, получают Людимск себе в управление.
     В 1473-м году Московская Русь вернула себе Людимск военным путём. Но дело кончилось миром и Людимск вернулся во владычество Литвы.
     В 1480-м году хан Ахмат нападает города и крепости, относившиеся к владению Литвы. Хану помогала и Московская Русь, имевшая к тому времени большой опыт решать свои проблемы дипломатическим путём. Людимск попал в чёрный список ордынцев и был жестоко разорён.
     К 1504-му году русско-литовская граница отодвинулась к верховьям Угры, Жиздры и Оки. Людимск остался на самой границе, но на русской территории под управлением удельного Князя Симеона Калужского.
     В 1514 г. русскими войсками был отвоёван Смоленск, граница с Литвой отодвинулась далеко на запад. Людимск больше не подвергался нападениям литовцев. Вместе с центрами военных действий перемещались и торговые. Людимеск таковым не стал, опустел и обезлюдел. Но кое-какие городские функции он ещё выполнял, хоть и не так рьяно.
     В 1518-м году Людимск, находившийся в Калужском уделе отходит в собственность Москвы.
     В 1627-м году на списках Большого Чертежа ни города Людимска, ни города Березуя нет.
     В 1662-м году помещик Щербачёв строит в Людимске деревянную церковь Святителя Чудотворца Николая.
     В 1769-м году строится каменная церковь Святителя Чудотворца Николая в стиле Московского барокко. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери Одигитрии.
     Ещё раз Людимск как село появляется в Московских списках 1776-м году при образовании Калужской губернии.
++++++++++++++++++++


Рецензии